Конспект НОД по ФЦКМ по теме: "Лесные звери зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру
Цели:
- уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
- как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
- дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям;
- учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;
- воспитывать любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_teme_lesnye_zveri_zimoy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ по теме: "Лесные звери зимой"
Цели:
- уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
- как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
- дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям;
- учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;
- воспитывать любознательность.
Активизация слов, обогащение словаря:
- Cловарная работа: петляет, отбивается, чуткие уши, хищники, травоядные.
Материал:
- картины “Волки”, “Лоси” и т.д.;
- угощение: морковка, шишка, рыбка;
- грамзапись музыки, декорация деревьев, кустов, дупло, следы зайца.
Литература:
- С. Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”;
- Методическое пособие “Экологическое воспитание детей”.
Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Но мы возьмём с собой в лес угощение. Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.
Я вам буду рассказывать, а вы мне будете помогать.
Музыка! Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот и чьи-то следы! (Зайца.) И кора у деревьев обгрызана. Кто здесь побывал? Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками). На что похожи следы зайца? (На капельки.) А следы лисы? (Не цветочек). Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши). Кого испугался заяц? А какие ещё враги у зайца? (Сова, волк, лиса). Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Ноги). Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться). Какие зубы у зайца? (Острые). А почему зимой заяц белый? (Белая шкурка помогает спасаться от врагов).
А вы знаете загадки про зайца? Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет (дети: белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться). Ребята, давайте попросим зайчика подождать нас на полянке. Мы ему дадим наше угощение. (Дают морковку.)
Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подойдем к ёлке и посмотрим, что тут произошло? Лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал? (Белка.) Су-Су-Су Су-Су-Су, белку видели в лесу? Что она искала в шишках? А зачем ей семена?
А чем ещё питается зимой белка? (Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). А вот и сама белочка. Какого цвета она? (Серая.) Почему? Какие деревья зимой? (Голые и серые). А белочку какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (Сравните 2-х белок). Как называется жилище белок? (Дупло, гнездо). В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле – тепло. А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева). И белка приспособилась жить зимой в лесу. (Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, можно легко лазить по деревьям). Иди белочка-красавица к зайчику и подожди нас. Угощают шишками.
Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте про кого эта загадка: “Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела”. Величают её: “Лиса – всему лесу краса!” Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает? (Мышей.) Что ей помогает выискивать добычу? (Хороший слух и нюх). Чем ещё питается лиса? (Мелкие зверюшки, птицы). Лисица проворный и осторожный зверь. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идёт в деревню кур да уток воровать. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает). А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. (Дети дают рыбку лисе.)
Игра: “Лиса и зайцы”. (Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать.)
На лесной лужайке разбегались зайки. Вот какие зайки, зайки побегайки. (Прыгают). Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие лапки, лапки – царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся). Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Ребёнок: ищет зайцев и поет “Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах вот вы где!” (Догоняет). Ребята, а теперь тихонько понаблюдаем вон за теми животными (Картина “Волки”, “Лоси”). Что согревает волка зимой? (Густая, плотная, тёплая шерсть). Цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки? (Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей). У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
Посмотрим на лося. Большое это животное или маленькое? Расскажите про него? (Большой, высокий имеет длинные ноги, сильные копыта, рога). Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев. Но после сильного снегопада трудно кормится животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут помощь животным приходят люди – лесники . Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают венички берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки.
А почему невидно медведя и ежа?
Возвратимся к животным на полянке. Скажите, чем они все похожи? (У них есть шерсть, 4 ноги (лапы), голова, уши, хвост, туловище).
Те животные, которые питаются другими животными: волк, лиса, их называют – ХИЩНИКАМИ. А зайца, белку, оленя – ТРАВОЯДНЫМИ.
Понравилось вам в лесу? Вы много узнали о животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру( средняя группа) по теме "Лесные обитатели-звери"
Занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные обитатели - звери" в средней группе, через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество....
Конспект по окружающему миру «Жизнь лесных зверей зимой».
Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время....
Конспект НОД по окружающему миру «Как звери зимуют»
Продолжать знакомить детей с дикими животными; знакомить с трудностями в зимнее время года, о том как человек может помочь диким животным; расширять представления ...
Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»
Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»...
Конспект НОД - открытие нового знания по теме: «Лесные обитатели - звери» разработан на основании технологии системно - деятельностного метода обучения для детей средней группы
Представлено открытое занятие для средней группы. Системно - деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторон...
Самоанализ занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: ««Лесные обитатели - звери»" по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы»
Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговы...
Конспект занятия по познавательному развитию № 19 в средней группе Тема: «Лесные обитатели – звери»
Конспект занятия по познаниюв средней группе «Лесные обитатели – звери»...