Конспект по окружающему миру «Жизнь лесных зверей зимой».
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру.

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

Цель урока: Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.

Задачи урока:

- дать учащимся представление о том, как зимуют дикие звери;

- развивать логическое мышление, память, речь, умение сравнивать

и обобщать через работу в парах, дифференцированный подход,…

- учить детей оказывать животным посильную помощь в трудное для них время.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.
  3. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
  4. Работа по новой теме.
  5. Первичное закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Проверка готовности рабочего места к уроку. 
Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.
Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

  1. Сообщение темы и задач.

- Сейчас вы прослушаете стихотворение и ответите на вопрос:

- О ком говорится в стихотворении?

(идет слайд-шоу с пейзажами зимы)

Чтение стихотворения учителем:

Вьюги, вьюги на земле

Взвились, завертели

Снегу, снегу в декабре

Намели метели!

   

Опустел холодный лес,

Замер понемногу:

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым

Мед душистый, свежий.

Отощала без еды

Вся семья медвежья.

Скучно зверю в холода.

Вьет пурга до ночи.

Даже белка из гнезда

Вылезать не хочет.

- А о ком идет речь в стихотворении?

( предполагаемые  ответы детей)

-Как можно назвать этих « героев» одним словом?

-А где происходит действие?

- Ребята! О каком времени года говорится в стихотворении?

(о зиме)

- Так значит о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Тема нашего урока: «Жизнь лесных зверей зимой».

-Можем ли мы  сейчас  прямо здесь увидеть лесных зверей?

- Почему?

 - Я знаю один способ: закройте глазки, представьте, что мы вместе с Мишей и Машей покинули наш класс и сели в красивый современный вертолет. Вам тепло и уютно.

(звук вертолета)

-Мы совершим путешествие на вертолете, понаблюдаем за жизнью зверей зимой и посмотрим, нужна ли им наша помощь.

-Откройте глаза.

-Как настоящие штурманы в полете мы будем вести бортовые журналы. Они находятся у вас на столе.

- Посмотрите на экран.

3.Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.

- Что лежит на земле, на ветках кустарников и деревьев?

(снег)

- А что такое снег? Из чего он состоит?

Предполагаемые ответы детей:

Снег-это маленькие капли воды, которые зимой высоко в облаках  превращаются в крохотные льдинки- кристаллики. Эти кристаллики все время увеличиваются и наконец становятся красивыми звездочками- снежинками.

- Так мы и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне.

- До нас здесь кто-то побывал.

- Как вы думаете кто?

- Как догадались?

(по следам)

4.Работа по теме урока.

Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

 

Загадка учителя:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода –кора.

                                     (заяц)

- А что вы знаете о том, как заяц  готовится к зиме?

Предполагаемые ответы детей:

- меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

- меняет окраску;

- на зиму жилище себе не устраивает;

- запасов не делает.

- Все верно сказали ! (приблизить зайца во весь экран)

        Учитель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.

         Откройте бортовые журналы. Сделайте запись об этом зверьке. Записывать будем символами. Выберите из карточек иллюстрацию того зверя, о котором мы говорили.

- Покажите кого вы выбрали.

Динамическая пауза: ( слайд)

Физкульминутка. 

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайчик проскакал

От лисы он убежал.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет она и нас.

В лесу такая красота

А нам за работу пора.

Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.

Попробуйте отгадать зверя, который оставил следующий след.

(…)

- Ребус поможет вам.

     ЛИСТ , А

(лиса)

Сделаем запись в бортовом журнале.

- Я вам приготовила необычное задание. С помощью него мы выясним как лиса готовится к зиме. На карточках рисунки. Если вы согласны с рисунком- ставите +; не согласны-.

 Индивидуальная работа.

-Меняет шубку +

-Делает запасы-

 -Устраивает жилище –

- А теперь проверьте свои работы. У кого также как и на экране- молодец!

- Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?

Предполагаемые ответы детей:

- охотится на мышей, полевок.

- меняет шубку.

- спит в норе, которую найдет.

- Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.

- Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?

( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)

- Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как она охотится, как она смотрит.

-Молодцы! Садитесь.

- Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

- Кто это?

(…)

- Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?

Предполагаемые ответы детей:

- делает запасы;

- меняет шубку;

- устраивает себе жилище.

- Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.

- Не забывайте делать записи в бортовом журнале. Покажите карточку, которую вы будете приклеивать.

- В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики, разотрем ушки. Ну теперь мы согрелись.

- О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая песенка.

( звучит песня: «Почему медведь зимой спит».)

 

- Вот он наш герой перед вами.

- Рассмотрите его след.

- Ребята, а что вы знаете о медведе?

Предполагаемые ответы детей:

- медведь на зиму готовит берлогу;

- спит всю зиму;

- на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;

- сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;

- если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.

- Ребята, а медведь кокой?

(бурый, неуклюжий, большой, косолапый)

- Встанем, изобразим медведя.

Сделаем последнюю запись в бортовом журнале.

Задание: расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому принадлежит след карандашом того цвета, какая шкурка у него зимой.

У белки – серый;

У лисы – оранжевый;

У медведя – коричневый;

У зайца-…

-А каким цветом стрелочку у зайца будем рисовать?

- Поменяйтесь своими журналами с соседом по парте.

-Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.

Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?

( лося , кабана, волка, куницу)

-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? ( еж, барсук, потому, что они впадают в спячку)

-Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:

Расселить животных по домикам.

1 домик - звери, которые ищут корм в природе

2 домик - звери, которые впадают в спячку

3 домик – звери, которые делают запасы на зиму.

1- заяц, лиса, волк, кабан, лось

2- медведь, еж, барсук

3- белка

Проверка на экране.

А теперь занимаем места в вертолете, покидаем снежную поляну и возвращаемся в наш класс.

Слайд-шоу с изображением животных в зимнем лесу.

Голос за кадром:

Морозы жестокие в этом году

Тревожно за яблоньку в нашем саду

Тревожно за Жучку в ее конуре

Такой же морозище как во дворе.

                                      Но больше всего беспокойно за тех,

                                       Кто домом своим считает свой лес.

                                       Поможем ли мы беззащитным таким?

Дети: -Поможем!

- Как мы, такие маленькие, можем помочь лесным зверям?

(…)

- Их надо кормить и тогда, им будет легко пережить холода.

- Что мы можем сделать для них?

Предполагаемые ответы детей:

1 сделать кормушки для лосей: сено, ветки осины, соль

2 белок подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнечника

5. Первичное закрепление изученного.

Сейчас вы получите конверты. В них письма от лесных зверей. В них они просят напомнить как же  им готовиться к зиме? Обведите в кружок вариант правильного ответа.

6.Итог урока.

акие звери зимой бодрствуют?

-Какие впадают в спячку?

- Чем трудна зима для диких зверей?

Я очень хочу узнать, с каким настроением вы отправите письма к зверям.

Приклейте, пожалуйста, кружочек такого цвета, которое выражает ваше настроение.

(красный, желтый, зеленый)

-зелёный- мне было интересно, я хорошо работал(а);

-желтый- мне было не очень интересно, я многое уже знал(а), поэтому не всегда был(а) внимателен(на);

-красный- мне было совсем не интересно.

 Спасибо за работу!.


Анализ урока 

Урок осуществлялся в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с целями и задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Использовались дидактический материал ИКТ разнообразные по содержанию и по форме. На каждый момент урока  были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве. На уроке использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Была проведена, своевременна физминутка.

 Выводы:  педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели и задачи,  грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий во второй младшей группе на тему "Жизнь лесных зверей зимой"

Образовательная область: познание.Цель:1. Познакомить детей с дикими животными (лиса и заяц) ;2. Обогащать словарный запас детей: нора, шубка, грызун.3. Воспитывать у детей интерес к наблюдению ...

Познавательное развитие: ФЦКМ/ПИ и ПК деятельность Тема: "Жизнь лесных зверей зимой"

Конспект занятия во второй младшей группе.Тема:    <<Жизнь лесных зверей зимой>>Задачи:...

Фото отчет по экологическому воспитанию НОД "Жизнь лесных зверей зимой" в средней группе

Программное содержание:- Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, еж).- Как приспособились к суровым условиям...

Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"

Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы  с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...

Конспект занятия по окружающему миру «Жизнь лесных животных зимой»

Цель: Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- Упражнять детей в умении опреде...

Конспект по окружающего мира "Жизнь лесных обитателей зимой"

Вторая младшая группаТема: «Жизнь лесных обитателей зимой»Цель:Расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимойЗадачи: углубить представления детей об особенностях жи...