Конспект по окружающему миру «Жизнь лесных зверей зимой».
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по окружающему миру.
Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»
Цель урока: Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.
Задачи урока:
- дать учащимся представление о том, как зимуют дикие звери;
- развивать логическое мышление, память, речь, умение сравнивать
и обобщать через работу в парах, дифференцированный подход,…
- учить детей оказывать животным посильную помощь в трудное для них время.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и задач урока.
- Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
- Работа по новой теме.
- Первичное закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.
Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!
- Сообщение темы и задач.
- Сейчас вы прослушаете стихотворение и ответите на вопрос:
- О ком говорится в стихотворении?
(идет слайд-шоу с пейзажами зимы)
Чтение стихотворения учителем:
Вьюги, вьюги на земле
Взвились, завертели
Снегу, снегу в декабре
Намели метели!
Опустел холодный лес,
Замер понемногу:
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.
Снится мишкам молодым
Мед душистый, свежий.
Отощала без еды
Вся семья медвежья.
Скучно зверю в холода.
Вьет пурга до ночи.
Даже белка из гнезда
Вылезать не хочет.
- А о ком идет речь в стихотворении?
( предполагаемые ответы детей)
-Как можно назвать этих « героев» одним словом?
-А где происходит действие?
- Ребята! О каком времени года говорится в стихотворении?
(о зиме)
- Так значит о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Тема нашего урока: «Жизнь лесных зверей зимой».
-Можем ли мы сейчас прямо здесь увидеть лесных зверей?
- Почему?
- Я знаю один способ: закройте глазки, представьте, что мы вместе с Мишей и Машей покинули наш класс и сели в красивый современный вертолет. Вам тепло и уютно.
(звук вертолета)
-Мы совершим путешествие на вертолете, понаблюдаем за жизнью зверей зимой и посмотрим, нужна ли им наша помощь.
-Откройте глаза.
-Как настоящие штурманы в полете мы будем вести бортовые журналы. Они находятся у вас на столе.
- Посмотрите на экран.
3.Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
- Что лежит на земле, на ветках кустарников и деревьев?
(снег)
- А что такое снег? Из чего он состоит?
Предполагаемые ответы детей:
Снег-это маленькие капли воды, которые зимой высоко в облаках превращаются в крохотные льдинки- кристаллики. Эти кристаллики все время увеличиваются и наконец становятся красивыми звездочками- снежинками.
- Так мы и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне.
- До нас здесь кто-то побывал.
- Как вы думаете кто?
- Как догадались?
(по следам)
4.Работа по теме урока.
Загадаю вам загадку
И приближу этот след
Вы, ребята, помогайте
И зверька мне называйте.
Загадка учителя:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода –кора.
(заяц)
- А что вы знаете о том, как заяц готовится к зиме?
Предполагаемые ответы детей:
- меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;
- меняет окраску;
- на зиму жилище себе не устраивает;
- запасов не делает.
- Все верно сказали ! (приблизить зайца во весь экран)
Учитель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.
Откройте бортовые журналы. Сделайте запись об этом зверьке. Записывать будем символами. Выберите из карточек иллюстрацию того зверя, о котором мы говорили.
- Покажите кого вы выбрали.
Динамическая пауза: ( слайд)
Физкульминутка.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Вот и зайчик проскакал
От лисы он убежал.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет она и нас.
В лесу такая красота
А нам за работу пора.
Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.
Попробуйте отгадать зверя, который оставил следующий след.
(…)
- Ребус поможет вам.
ЛИСТ , А
(лиса)
Сделаем запись в бортовом журнале.
- Я вам приготовила необычное задание. С помощью него мы выясним как лиса готовится к зиме. На карточках рисунки. Если вы согласны с рисунком- ставите +; не согласны-.
Индивидуальная работа.
-Меняет шубку +
-Делает запасы-
-Устраивает жилище –
- А теперь проверьте свои работы. У кого также как и на экране- молодец!
- Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?
Предполагаемые ответы детей:
- охотится на мышей, полевок.
- меняет шубку.
- спит в норе, которую найдет.
- Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.
- Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?
( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)
- Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как она охотится, как она смотрит.
-Молодцы! Садитесь.
- Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.
- Кто это?
(…)
- Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?
Предполагаемые ответы детей:
- делает запасы;
- меняет шубку;
- устраивает себе жилище.
- Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.
- Не забывайте делать записи в бортовом журнале. Покажите карточку, которую вы будете приклеивать.
- В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики, разотрем ушки. Ну теперь мы согрелись.
- О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая песенка.
( звучит песня: «Почему медведь зимой спит».)
- Вот он наш герой перед вами.
- Рассмотрите его след.
- Ребята, а что вы знаете о медведе?
Предполагаемые ответы детей:
- медведь на зиму готовит берлогу;
- спит всю зиму;
- на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;
- сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;
- если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.
- Ребята, а медведь кокой?
(бурый, неуклюжий, большой, косолапый)
- Встанем, изобразим медведя.
Сделаем последнюю запись в бортовом журнале.
Задание: расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому принадлежит след карандашом того цвета, какая шкурка у него зимой.
У белки – серый;
У лисы – оранжевый;
У медведя – коричневый;
У зайца-…
-А каким цветом стрелочку у зайца будем рисовать?
- Поменяйтесь своими журналами с соседом по парте.
-Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.
Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?
( лося , кабана, волка, куницу)
-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? ( еж, барсук, потому, что они впадают в спячку)
-Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:
Расселить животных по домикам.
1 домик - звери, которые ищут корм в природе
2 домик - звери, которые впадают в спячку
3 домик – звери, которые делают запасы на зиму.
1- заяц, лиса, волк, кабан, лось
2- медведь, еж, барсук
3- белка
Проверка на экране.
А теперь занимаем места в вертолете, покидаем снежную поляну и возвращаемся в наш класс.
Слайд-шоу с изображением животных в зимнем лесу.
Голос за кадром:
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку в ее конуре
Такой же морозище как во дворе.
Но больше всего беспокойно за тех,
Кто домом своим считает свой лес.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Дети: -Поможем!
- Как мы, такие маленькие, можем помочь лесным зверям?
(…)
- Их надо кормить и тогда, им будет легко пережить холода.
- Что мы можем сделать для них?
Предполагаемые ответы детей:
1 сделать кормушки для лосей: сено, ветки осины, соль
2 белок подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнечника
5. Первичное закрепление изученного.
Сейчас вы получите конверты. В них письма от лесных зверей. В них они просят напомнить как же им готовиться к зиме? Обведите в кружок вариант правильного ответа.
6.Итог урока.
-Какие звери зимой бодрствуют?
-Какие впадают в спячку?
- Чем трудна зима для диких зверей?
Я очень хочу узнать, с каким настроением вы отправите письма к зверям.
Приклейте, пожалуйста, кружочек такого цвета, которое выражает ваше настроение.
(красный, желтый, зеленый)
-зелёный- мне было интересно, я хорошо работал(а);
-желтый- мне было не очень интересно, я многое уже знал(а), поэтому не всегда был(а) внимателен(на);
-красный- мне было совсем не интересно.
Спасибо за работу!.
Анализ урока
Урок осуществлялся в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с целями и задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Использовались дидактический материал ИКТ разнообразные по содержанию и по форме. На каждый момент урока были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве. На уроке использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Была проведена, своевременна физминутка.
Выводы: педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели и задачи, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий во второй младшей группе на тему "Жизнь лесных зверей зимой"
Образовательная область: познание.Цель:1. Познакомить детей с дикими животными (лиса и заяц) ;2. Обогащать словарный запас детей: нора, шубка, грызун.3. Воспитывать у детей интерес к наблюдению ...
Познавательное развитие: ФЦКМ/ПИ и ПК деятельность Тема: "Жизнь лесных зверей зимой"
Конспект занятия во второй младшей группе.Тема: <<Жизнь лесных зверей зимой>>Задачи:...
Фото отчет по экологическому воспитанию НОД "Жизнь лесных зверей зимой" в средней группе
Программное содержание:- Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, еж).- Как приспособились к суровым условиям...
Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"
Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»
Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...
Конспект занятия по окружающему миру «Жизнь лесных животных зимой»
Цель: Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- Упражнять детей в умении опреде...
Конспект по окружающего мира "Жизнь лесных обитателей зимой"
Вторая младшая группаТема: «Жизнь лесных обитателей зимой»Цель:Расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимойЗадачи: углубить представления детей об особенностях жи...