Конспект НОД по окружающему миру «Как звери зимуют»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Продолжать знакомить детей с дикими животными; знакомить с трудностями в зимнее время года, о том как человек может помочь диким животным; расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде; формировать знания о следах диких животных; формировать мотивацию на познавательную деятельность; развивать воображение и творческую активность; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по окружающему миру «Как звери зимуют» | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по в подготовительной группе «Как звери зимуют»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) «Познавательное развитие»
продолжать знакомить детей с дикими животными,
знакомить с трудностями в зимнее время года, о том как человек может помочь диким животным;
расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
формировать знания о следах диких животных;
формировать мотивацию на познавательную деятельность;
развивать воображение и творческую активность;
воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
2) «Речевое развитие»
формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
закреплять умение использовать в речи сложные предложения, отвечать полным ответом.
активизировать словарь (зимуют, защищаются, добыча).
прививать чуткость к поэтическому слову.
3) «Социально-коммуникативное развитие»
развивать социальный и эмоциональный интеллект;
развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
4) «Физическое развитие»
совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.
Методы и приемы:
Практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;
Наглядные: прием демонстрации объекта.
Словесные: беседа, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, дидактическая игра «Две белочки», маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме», «Как животных цвет защищает?», «Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье», «Мамы и детки», разучивание стихов, загадок о диких животных, рассматривание картин.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД (образовательная деятельность) в спортзале.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры
Конструирование Изготовление макетов, творческие проекты, мастерские по изготовлению предметов детскоготворчества
Познавательно-исследовательская:наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги,вопросы
Музыкальная Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале
Восприятиехудожественнойлитературы: рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Поручения (в том числе подгрупповая, познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд в соответствии с СанПиНом - п. 6.13., 12.22.
Изобразительная Деятельность в изостудии
Логика образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
Педагог предлагает детям отправиться в лес, а в какой можно понять послушав стихотворение.
Читает стихотворение А. С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Дети слушают стихотворение. Привлечено внимание детей.
Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?
Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы?
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - зайчик. Сформирована мотивация на познавательную деятельность.
Закрепленызнания об особенностях следов животных.
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? Чем он питается, как передвигается по снегу, какие особенности поведения зайчика?
Воспитатель уточняет ответы детей:
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. Ответы детей.
Дети прыгают с продвижением вперед. Закреплены и расширены знания о зайце, его повадках, способах выживания в зимний период.
Воспитатель предлагает детям погреть пальчики ведь в зимнем лесу очень холодно. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лису.
А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до дерева, где лежит игрушка - белочка.
Кто из вас знает, как белочка зимует?
Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей:
Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Дети играют в игру.
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Давайте двигаться дальше. Вот следущие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам, находят у дерева игрушку лисичку.
Ответы детей.
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?
Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного:
А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лисе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Почему волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?
— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?
— Где же волки ночуют?
Воспитатель обобщает ответы детей. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о волке, его повадках, способах выживания в зимний период.
А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли. Дети выполняют упражнения по тексту физминутки.
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. Кто это?
Правильно - это лось. А как зимуют лоси?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - лось.
Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лосе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это?
Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до сайки птиц.
Дети садятся на стульчики.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? Ответы детей. Закреплены и расширены знания о медведе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Аукцион загадок о животных.
Заранее подготовленные дети загадывают загадки.
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?
Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. Ответы детей. Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.
Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним следы каких животных и птиц видели.
Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами. Ответы детей.
Дети обмениваются впечатлениями от путешествия. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"
Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, КАК ОНИ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К ЗИМНИМ УСЛОВИЯМ...
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Зима"
познание детей...
Конспект НОД по окружающему миру "Поможем птицам зимой"
Конспект НОД по окружающему миру "Поможем птицам зимой" для детей 3-4 лет...
Конспект занятия по окружающему миру " Как звери к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру" Как звери к зиме готовятся"...
Конспект НОД по окружающему миру "Лесные Звери"
Конспект по познавательному развитию«Лесные звери»В группе раннего возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной кат...