Конспект НОД по окружающему миру «Как звери зимуют»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Продолжать знакомить детей с дикими животными; знакомить с трудностями в зимнее время года, о том как человек может помочь диким животным; расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде; формировать знания о следах диких животных; формировать мотивацию на познавательную деятельность; развивать воображение и творческую активность; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по окружающему миру «Как звери зимуют» | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по в подготовительной группе «Как звери зимуют»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) «Познавательное развитие»
продолжать знакомить детей с дикими животными,
знакомить с трудностями в зимнее время года, о том как человек может помочь диким животным;
расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
формировать знания о следах диких животных;
формировать мотивацию на познавательную деятельность;
развивать воображение и творческую активность;
воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
2) «Речевое развитие»
формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
закреплять умение использовать в речи сложные предложения, отвечать полным ответом.
активизировать словарь (зимуют, защищаются, добыча).
прививать чуткость к поэтическому слову.
3) «Социально-коммуникативное развитие»
развивать социальный и эмоциональный интеллект;
развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
4) «Физическое развитие»
совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.
Методы и приемы:
Практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;
Наглядные: прием демонстрации объекта.
Словесные: беседа, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, дидактическая игра «Две белочки», маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме», «Как животных цвет защищает?», «Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье», «Мамы и детки», разучивание стихов, загадок о диких животных, рассматривание картин.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД (образовательная деятельность) в спортзале.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры
Конструирование Изготовление макетов, творческие проекты, мастерские по изготовлению предметов детскоготворчества
Познавательно-исследовательская:наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги,вопросы
Музыкальная Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале
Восприятиехудожественнойлитературы: рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Поручения (в том числе подгрупповая, познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд в соответствии с СанПиНом - п. 6.13., 12.22.
Изобразительная Деятельность в изостудии
Логика образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
Педагог предлагает детям отправиться в лес, а в какой можно понять послушав стихотворение.
Читает стихотворение А. С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Дети слушают стихотворение. Привлечено внимание детей.
Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?
Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы?
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - зайчик. Сформирована мотивация на познавательную деятельность.
Закрепленызнания об особенностях следов животных.
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? Чем он питается, как передвигается по снегу, какие особенности поведения зайчика?
Воспитатель уточняет ответы детей:
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. Ответы детей.
Дети прыгают с продвижением вперед. Закреплены и расширены знания о зайце, его повадках, способах выживания в зимний период.
Воспитатель предлагает детям погреть пальчики ведь в зимнем лесу очень холодно. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лису.
А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до дерева, где лежит игрушка - белочка.
Кто из вас знает, как белочка зимует?
Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей:
Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Дети играют в игру.
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Давайте двигаться дальше. Вот следущие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам, находят у дерева игрушку лисичку.
Ответы детей.
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?
Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного:
А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лисе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Почему волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?
— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?
— Где же волки ночуют?
Воспитатель обобщает ответы детей. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о волке, его повадках, способах выживания в зимний период.
А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли. Дети выполняют упражнения по тексту физминутки.
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. Кто это?
Правильно - это лось. А как зимуют лоси?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - лось.
Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лосе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это?
Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до сайки птиц.
Дети садятся на стульчики.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? Ответы детей. Закреплены и расширены знания о медведе, его повадках, способах выживания в зимний период.
Аукцион загадок о животных.
Заранее подготовленные дети загадывают загадки.
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?
Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. Ответы детей. Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.
Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним следы каких животных и птиц видели.
Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами. Ответы детей.
Дети обмениваются впечатлениями от путешествия. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"
Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, КАК ОНИ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К ЗИМНИМ УСЛОВИЯМ...
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Зима"
познание детей...
Конспект занятия по окружающему миру " Как звери к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру" Как звери к зиме готовятся"...
Конспект НОД по окружающему миру "Лесные Звери"
Конспект по познавательному развитию«Лесные звери»В группе раннего возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной кат...
Конспект НОД по окружающему миру "Лесные звери".
Конспект НОД по окружающему миру "Лесные звери"....