Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кобзева Вероника Владимировна

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной  познавательно-исследовательской деятельности    

в  старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём;  стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом,  творческие способности, воображение, любознательность;  монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Воспитательные:   воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия   от А до Я, мультимедиа (презентация  «Где и как добывают соль», сундучок,  кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца  салфетки,  лупы.

Организационный момент:

Воспитатель:- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня  в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

                                               Ход  ООД:

  1. Вводная часть.  (Мотивационно-побудительный этап)

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Лунтик.».

Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем  может находится? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и  тогда узнаем что в посылке?

Воспитатель читает письмо:  «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что  находится в этом мешочке».

                  Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

                  И становится вся пища несъедобной вдруг!

                  Если в ранку попадет – испытаешь боль.

                  Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Воспитатель продолжает читать  письмо от Лунтика:

 «Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль,  для чего нужна и откуда она берется?»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?

Ответы детей.

2. Основная часть.  (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель: А вы ребята хотите  стать исследователями и узнать  все о соли?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям надеть шапочки  исследователей.

Воспитатель: - Итак, исследователи,  где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: -  Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).

Дети:  -Прочитать в книге.

Воспитатель: - В какой книге мы можем узнать о соли?

 Дети: – В словаре, энциклопедии.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?  

Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на ковер перед экраном).

Воспитатель показывает карточку-схему «Посмотреть ТВ»

Просмотр  отрывка из телепередачи  «Галелео», о том,  где и как добывают соль?

Воспитатель:- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю  вашим глазам немного отдохнуть.

                       Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем? (Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).

Дети: Подумаем самостоятельно.

                           Игра: «Соленый - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель:- А теперь, исследователи,  я приглашаю вас  лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).

Дети: Будем делать опыты с солью.

В  нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

                                               

   ОПЫТЫ

 1 опыт:  «Имеет  ли соль запах?».

Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах?  Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.  (Без запаха).

 2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

 

 3 опыт:  «Из чего состоит соль?».

Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите?  Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).

4 опыт:  «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть  баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте.  (Солёная).

 5 опыт:  «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая,  сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).    (Воспитатель выставляет на мольберте  карточки -схемы   «Свойства соли»).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

                                  Физкультминутка.

                            Я прошу в круг всех встать,

                            И задания  выполнять.

                            Все дышите! Не дышите!

                            Всё в порядке? Отдохните!

                            Вместе руки поднимите!

                            Превосходно, опустите!

                            Наклонитесь, разогнитесь,

                            На носочки поднимитесь!

                            Приседайте, выпрямляйтесь,

                            Встаньте прямо – улыбайтесь!

                            Каждый весел и здоров.

                            И к исследованиям  готов!

         Воспитатель: - Продолжим  исследовать соль?  Как, где же еще мы можем узнать  нового о соли.     (Воспитатель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»).

Дети: Посмотреть в компьютере.

 Просмотр  презентации: «Где используют соль».

   Воспитатель:  - Скажите  мне исследователи,  у  кого мы можем узнать  еще что-нибудь о  соли?  (Воспитатель показывает  карточку-схему «Спросить  у взрослого»).

Дети: Спросить у взрослых.

                    Игра «специальный корреспондент»

(Дети в роли корреспондентов берут интервью у взрослых, а  взрослые делятся своими знаниями о  применении соли).

 

3. Заключительная часть.  (Рефлексивно-коррегирующий этап).

Воспитатель:  Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.  Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз  стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я  дарю вот такие медали. Молодцы

                      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в средней группе на тему "Правила дорожные детям знать положено".

Конспект развлечения в средней группе. Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах....

Конспект НОД в старшей группе на тему "Художница Соль", ОО Художественно- эстетическое развитие

Цель: Ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью соли.Задачи :Обучающие:- формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу;- формировать у детей ...

Конспект НОД «Познание» в подготовительной к школе группе Тема: «О космосе мы знать хотим, на планеты полетим».

    Воспитывать у детей интерес к Космосу. Формировать умение работать в команде. Сформировать у детей понятия «планеты», «кометы», «астероиды», &l...

Конспект открытого занятия "Все о соли знать хотим"

Создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? Узнать, зачем нуж...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности     в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим»....

Конспект ООД по познавательному развитию "Все о соли знать хотим"

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно- эстетическому развитию для детей старшей группыТема: «Все о соли знать хотим»...

«Все о соли знать хотим».

laquo;Все о соли знать хотим».Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Обучающие: выяснить, что такое со...