«Все о соли знать хотим».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Все о соли знать хотим».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
  • Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль»), мешок, кристаллы соли, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 3 сырых яйца салфетки.

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь и поднимите руки!

Ход:

Воспитатель: - Ой, Дети, что же утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь мешочек нашла (показывает мешок).

На ней надпись: «Любознательным детям старшей группы № 9».

Дети берут мешочек, щупают его, мнут в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находиться? (Дети высказывают свои предположения). Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке.

Загадка: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Ответы детей. (на доске появляется ответ) 1 слайд

Основная часть. (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель: Дети, а вы хотите стать исследователями и узнать все о соли (Ответы детей).

Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний.

Воспитатель: (2 слайд) А теперь посмотрим на экран «Что же такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с характерным вкусом.

Воспитатель: (3 слайд) Ребята давайте рассмотрим виды солей.

Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Давайте рассмотрим «Где используют соль». (4 слайд)

Смотрят на экран

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Соль встречается в воде озёр и морей. А также добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (5 слайд).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»  (Глаза открыты движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Я предлагаю поиграть в игру «соленое-несоленое»

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети хлопают в ладоши услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель:- А теперь, юные исследователи, я приглашаю вас поэкспериментировать.

Но чтобы начать экспериментировать, нам нужно соблюдать правила:           (6 слайд)

1.Не толкать соседа во время работы

2. Не трогать руками глаза

3.Не трогать со стола ничего без разрешения

4.Не нарушать тишину

 

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?».

Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).

2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Соль хрустит».

Возьмите соль и надавите на нее ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящий звук). С чем можно сравнить этот звук? (ходьба по снегу).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

 

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И задания выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к исследованиям готов!

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).

5 опыт: «Плавающее яйцо».

Опускаю яйцо стакан с обычной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Воспитатель: Юные исследователи, мы так много провели опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).

 

3. Заключительная часть. (Рефлексивно-корригирующий этап).

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Вы сегодня молодцы, все старались, сделали много новых открытий. (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и поэкспериментировать, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «Все о соли знать хотим».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
  • Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль»), мешок, кристаллы соли, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 3 сырых яйца салфетки.

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь и поднимите руки!

Ход:

Воспитатель: - Ой, Дети, что же утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь мешочек нашла (показывает мешок).

На ней надпись: «Любознательным детям старшей группы № 9».

Дети берут мешочек, щупают его, мнут в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находиться? (Дети высказывают свои предположения). Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке.

Загадка: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Ответы детей. (на доске появляется ответ) 1 слайд

Основная часть. (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель: Дети, а вы хотите стать исследователями и узнать все о соли (Ответы детей).

Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний.

Воспитатель: (2 слайд) А теперь посмотрим на экран «Что же такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с характерным вкусом.

Воспитатель: (3 слайд) Ребята давайте рассмотрим виды солей.

Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Давайте рассмотрим «Где используют соль». (4 слайд)

Смотрят на экран

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Соль встречается в воде озёр и морей. А также добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (5 слайд).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»  (Глаза открыты движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Я предлагаю поиграть в игру «соленое-несоленое»

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети хлопают в ладоши услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель:- А теперь, юные исследователи, я приглашаю вас поэкспериментировать.

Но чтобы начать экспериментировать, нам нужно соблюдать правила:           (6 слайд)

1.Не толкать соседа во время работы

2. Не трогать руками глаза

3.Не трогать со стола ничего без разрешения

4.Не нарушать тишину

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?».

Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).

2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Соль хрустит».

Возьмите соль и надавите на нее ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящий звук). С чем можно сравнить этот звук? (ходьба по снегу).

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И задания выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к исследованиям готов!

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).

5 опыт: «Плавающее яйцо».

Опускаю яйцо стакан с обычной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Воспитатель: Юные исследователи, мы так много провели опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).

3. Заключительная часть. (Рефлексивно-корригирующий этап).

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Вы сегодня молодцы, все старались, сделали много новых открытий. (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и поэкспериментировать, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "О космосе мы знать хотим, на планеты полетим"

Конспект НОД с презентацией в подготовительной к школе группе...

Мастер-класс на тему:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»

Философские размышления о том сколько человеку нужно знаний для жизни. Проводится как для родителей так и для педагогов....

Конспект НОД «Познание» в подготовительной к школе группе Тема: «О космосе мы знать хотим, на планеты полетим».

    Воспитывать у детей интерес к Космосу. Формировать умение работать в команде. Сформировать у детей понятия «планеты», «кометы», «астероиды», &l...

Конспект открытого занятия "Все о соли знать хотим"

Создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? Узнать, зачем нуж...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности     в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим»....

Конспект ООД по познавательному развитию "Все о соли знать хотим"

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно- эстетическому развитию для детей старшей группыТема: «Все о соли знать хотим»...

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....