Исследовательский проект "Вода" для детей раннего возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру
Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются. Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды? Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_voda.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Вода» для детей раннего возраста.
Тип проекта: по виду деятельности – познавательный, исследовательский;
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники второй группы раннего возраста.
Проблема: Дети не имеют знаний об элементарных свойствах воды.
Актуальность: Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются.
Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде.
Реализовать этот проект лучше летом.
Цель: знакомство детей с элементарными свойствами воды.
Задачи:
- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;
- развивать интерес к экспериментированию;
- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета;
- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;
- развивать познавательный интерес у детей;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;
- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
- интерес детей к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
1.1. Обозначить цель и задачи проекта.
1.2. Подобрать необходимые материалы для успешной реализации проекта.
1.3. Познакомить участников проекта с его целью и планом его реализации.
2 этап. Основной.
Циклограмма деятельности по реализации проекта
1 день. «Ах, вода-водица»
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
- Беседа «Такая разная, такая важная вода»
- Эксперимент «Ах, вода-водица». См. Приложение 1.
2 день. «Цветная вода»
- Эксперимент «Цветная вода». См. Приложение 1.
- Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды». См. Приложение 3.
- Отгадывание загадок о воде. См. Приложение 5.
3 день. «Тонет-не тонет»
- Эксперимент «Тонет- не тонет». См. Приложение 1.
- Физкультминутка «Тихо плещется вода». См. Приложение 3.
- Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.
4 день. «Поплывёт ли кораблик»
- Чтение стихотворения Р. Бикметовой «Кораблик». См. приложение 4.
- Эксперимент «Поплывет ли кораблик?». См. Приложение 1.
5 день. «Интересная вода»
- Игра «Доскажите слово»
- Прослушивание записи «Музыка воды»
- Беседа «Интересная вода»
3 этап. Заключительный.
- Подведение итогов проекта.
Приложение 1.
Эксперименты.
Эксперимент «Ах, вода-водица»
Цель:Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.
Ход эксперимента. На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду - прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная. Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать – сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.
Эксперимент «Цветная вода»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.
Ход эксперимента Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть. Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная. Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный. При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.
Эксперимент «Тонет- не тонет»
Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.
Ход эксперимента. Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы. Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.
Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)
Ход эксперимента. Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги. Сначала задаёт вопрос ребятам: Дети, как вы думаете, бумага может плавать? Ответы детей. Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет. Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет. Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.
Выводы: Кораблик не тонет, потому что он лёгкий. Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.
Приложение 2.
Схема для изготовления кораблика.
Приложение 3.
Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.
Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх –
Намочит нас немножко, имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
Приложение 4.
Стихотворения для разучивания с детьми.
Кораблик | «Вы слыхали о воде?» |
Приложение 5.
Загадки о воде.
Меня пьют, | По городу дождик осенний гулял, |
Течет, течет - | Что за звездочки сквозные |
Стало в комнате темно, | Я и тучка, и туман, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста....
Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....
Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая катег...
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста...
Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....
Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
Сморгович Олеся АльбертовнаВоспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной с...
план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...