Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рогова Наталья Николаевна

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

 

 

 

 

 

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Рогова Н. Н.

 

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»

Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. 

Тип проекта: природоохранный; социально-образовательный.

Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь-апрель 2021-2022 год.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель:

- формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта.

- дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей

- формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия;

- расширить общий кругозор, развить их творческие способности, дошкольники вырастут настоящими защитниками природы, у них сформируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде;

- подружить с Природой, понять и полюбить её;

- воспитывать внутреннею потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Составление плана работы над проектом.

- Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.

- Составление совместного плана работы с детьми, учитывая их интересы.

- Подготовка информационных источников и литературы.

- Подготовка оборудования.

- Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.

- Подготовка к реализации проекта.

- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал «Природа вокруг нас».

- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Работа с родителями

Приглашение к участию в проекте.

Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

С воспитанниками:

Чтение художественной литературы:

И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Степанов «Весёлые стихи».

Просмотр мультимедийной презентации: «Наша планета земля».

2 этап. Реализация проекта:

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

                    Работу с детьми.

                    Работу с родителями.

Работа с детьми:

                    ООД;

                    образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

                    совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

                    самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

       Тематические ООД экологической направленности.

                Познавательно - исследовательская деятельность.

                Чтение художественной литературы по проектной тематике.

                Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов.

                Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

                Познавательные, ситуативные беседы.

                Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры;

- экологические интеллектуальные игры,

- театрализованные игры.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

уход за растениями и посадками в группе;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант).

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

                рисование;

                лепка;

                аппликация.

Музыкально-досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные игры;

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Огород круглый год»,

- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада),

- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»,

- «Природа и творчество».

Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»,

- семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

- участие в выставке поделок «Природа и творчество»,

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности.

Мероприятия

Ответственные

1

Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы

Воспитатели

2

Использование русского народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет

Воспитатели

3

Заучивание стихотворений о природе;

Воспитатели

4

Беседы: «Природолюбие – учебник нашей жизни», «Помоги Природе, помоги своему другу!», «Времена года», «Животные и растения».

Воспитатели

5

ООД по познавательному развитию
Тема «Времена года» 

Воспитатели

6

ООД по художественно-эстетическому развитию
Тема «Изготовление птички методом Оригами» 

Воспитатели

7

ООД
Тема «Человек – часть природы» 

Воспитатели

8

Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
развивающие игры, экологические игры, игры-драматизации: «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра — путешествие «Собери и положи».

Воспитатели

9

Образовательные ситуации, включающие обобщение и игры «Что было бы…», ситуации «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», «Угадай по описанию»

Воспитатели

 

Дидактические игры о природе

Воспитатели

 

Загадки о природе

Воспитатели

 

Подвижные игры и пальчиковые игры
«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».

Воспитатели

 

ООД по художественно-эстетическому развитию
Тема: “Деревья нашего детского сада”

Воспитатели

 

Трудовая деятельность:

Наблюдение за трудом дворника (подметает, убирает листву).
Приведение в порядок клумб на участке;
мытьё игрушек после прогулки.
Помощь дворнику в уборке на участке детского сада. 

 

 

Домашнее задание
для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала

Воспитатели

1

Итоговое ООД
Тема «Природа – твой друг»

 

4.3. Третий этап – заключительный.

- Презентация проекта.

- Итоговые мероприятие по мини – проекту: ООД на тему

 «Природа- твой друг».

- Создание выставки методического и творческого материала.

- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей; 
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры; 
– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация;

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Список литературы:

1.                «Добро пожаловать в экологию!»: в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002.

2.                Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, средняя группа – Волгоград: Учитель, 2012.

3.                Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008.

4.                Материалы интернет – сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - экологическая образовательная деятельность "Природа - твой друг"

Сценарий для старшей группы. Музыкально - экологическая образовательная деятельность (с использованием экологических знаков). Театрализованное представление в масках "Природа - твой друг" . С участием...

Экологический проект на тему «Лук - здоровью друг» в старшей группе

Данный проект предназначен для детей старшей группы ДОУ. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в о...

Экологический проект на тему: «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!» во 2 младшей группе

. Цель проекта: Выяснение причин проявления мусора. Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»..Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора.. Проведение акции «...

Развлечение с элементами викторины для детей старшей группы с ТНР на тему: «Природа – твой друг».

Развлечение с элементами викторины на тему "Природа - твой друг". Материал подготовлен для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема «Природа- твой друг! Приди с Эколятами ему на помощь!»

конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема Природа твой друг! Приди с эколятами ему на помощь.Выполнила: Машкова Л. Н....

НОД в рамках реализации экологического воспитания «Природа – твой друг, береги ее!»

Цель:Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) бережно распоряжаться ее богатствами....