Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Командировка на Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта данного педагогического мероприятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющую актуальную направленность - систематизацию знаний детей о живой природе в прибайкальской зоне, определение в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности экологических проблем в ней и формирование стремления сохранять природу Байкала. Построение занятия способствует решению актуальных задач в соответствии с ФГОС ДО по формированию универсальных учебных навыков и интегративных качеств личности. В процессе реализации занятия применена образовательная технология познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой «Путешествие по карте» , которая придает творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности
Ознобихиной Ирины Владимировны
Возрастная группа: старшая
Тема: Командировка на Байкал
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность
Образовательная технология: Технология познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой
Культурно-смысловой контекст: Путешествие по карте
Форма организации: фронтальная, подгрупповая
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие
Предварительная работа: знакомство с картой Иркутской области, беседа о схематических обозначениях на карте, просмотр фильма об озере Байкал (животный и растительный мир)
Оборудование: мультимедиа, карта, компас, секундомер, песочные часы, аудиозапись «Звуки природы» (лес, волны), запись песни «Песенка друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокодомского).
Раздаточный материал: билеты (карточки с цифрами), карточки с изображением предметов, которые можно взять с собой в путешествие, картинки с изображениями рыб, вырезки-метки (животных, растений), стаканы, воронки, марля, вата.
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений о родном крае через знакомство с уникальным природным объектом – озеро Байкал.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать расширению географических представлений объектов родного края
2. Систематизировать у детей знания об обитателях прибайкальской зоны.
3. Познакомить детей с понятиями «живица», «ходульные деревья», «браконьеры» и «капкан».
4. Привлечь внимание детей к экологическим проблемам природного объекта родного края – озеро Байкал
5. Совершенствовать умение отвечать на конкретные вопросы, используя полученные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие:
1.Развивать у детей познавательную мотивацию и познавательные действия в процессе исследовательской деятельности.
2.Продолжать развивать умение определять по компасу направление местности.
3. Развивать связную речь детей и грамматический строй речи в процессе ответов на поставленные вопросы полными предложениями.
4. Формировать интегративные качества личности: способность выражать свои мысли, способность к принятию собственных решений, умение самостоятельно найти объяснение, интерес к причинно-следственным связям.
Воспитательные:
1. Подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края.
2. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение внимательно слушать друг друга и делать выводы на основании
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Алгоритм деятельности взрослого и детей в соответствии с выбранной технологией | Результат |
1 этап Психологический настрой, | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоцио-нальная поддержка ребенка | Приветствие: Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! | Дети встают в круг, улыбаются друг другу и, произносят слова приветствия | Психологическая готовность | |
Организационно-мотивационный этап | Организа-ция направлен-ного внимания | А сейчас погладьте себя по голове, и знайте, что вы – у меня большие молодцы. Теперь уберите волосы за ушки, чтобы они не мешали вам внимательно меня слушать. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания | ||
Этап постановки проблемы | Формирование интереса у детей к теме занятия Формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Как называется наша страна? - А город, в котором мы живем? - А край? - Назовите главную достопримечательность Сибири. - Что вы знаете о Байкале? - Ребята, я вчера смотрела передачу о Байкале, и там два ученых спорили о существовании экологических проблем Байкала и Прибайкальской зоны. Один утверждал, что проблемы существуют, другой – что нет. -Вы знаете, о чем идет речь? Прибайкальская зона - это что такое? - Правильно. Вы бы хотели помочь этим ученым разобраться в том, кто же из них прав, а кто ошибается? Тогда вам надо суметь доказать свою точку зрения. Как вы считаете, к каким источникам информации вы можете обратиться, чтобы разобраться в этом вопросе? - А еще ребята, можно отправиться в командировку, и увидеть все собственными глазами. Кто знает, что это такое командировка? -Командировка - это поездка работника для выполнения поручения. У нас она будет виртуальная. -Вы догадываетесь, куда вы поедете? Кто может ещё раз назвать главную цель нашей командировки? - У меня к вам вопрос, на каком транспорте мы поедем? - В любую поездку нужно всегда брать те предметы, которые могут вам, понадобятся в дороге. Какие вы предлагаете взять? (Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что они едут работать, а не отдыхать.) - Как вы думаете, что может повстречаться нам по дороге? - Как вы думаете, кто может повстречаться нам по дороге? - Итак, перед нами вопрос, который нам надо решить - как нам найти верную дорогу и не сбиться с пути? - Итак, если вы готовы, тогда прошу приобрести билеты. -Внимание, ребята! Часы мне подсказывают, что через 30 секунд отправка нашего поезда, поторопитесь! Засекаю секундомер, за это время нам нужно занять места, согласно купленным билетам, в поезде, поторопитесь! - Поезд подает сигнал - он стоять уже устал. Набирает поезд ход, свою песенку поет: «Чух– Чух». (Аудиозапись «Песенка друзей») | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. - Это то, что окружает Байкал: лес и его обитатели
- Книги, интернет, спросить у взрослых. Ответы детей - Мы поедем на Байкал. - Доказать, существуют или не существуют проблемы в прибайкальской зоне. Размышления детей. (Ответы с опорой на наглядность по типу игры «Что – для чего»: возьмем с собой компас, карту, фонарик, рюкзак, палатку, спальный мешок, котелок, спички, продукты.) Нам могут повстречаться деревья, дома… Мы можем встретить животных, людей… - Надо обратиться к карте. Работа с картой. Дети знакомятся с компасом, определяют свое местонахождение (г. Иркутск), а также нахождение пункта прибытия (оз. Байкал). Определение направления пути с помощью компаса. Маркером обозначают маршрут путешествия, условно отмечая железнодорожные пути. Дети берут карточки с цифрами и выстраиваются в колонну по одному в соответствии с номером билета. Произносят: «ту-ту-у», а потом «чух-чух» с ускорением, произносят на выдохе: «Пш – ш». | 1. Выбор пункта назначения. 2. Выбор средства передвижения. 3.Высказывания предположений о том, что и кто может встретиться на пути. 4. Определе-ние маршру-та по карте. | Активизация внимания детей, положительный эмоциональный настрой. Сформированность представления о предстоящей деятельности. Стремление детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом. Умение вступать в диалог, выдвигать свои предложения. |
Этап Актуализации знаний Динамическая пауза Этап практического решения проблемы Заключительный этап Рефлексия | Актуализация мыслительных процессов Закрепление и расширение определенного объема знаний Смена вида деятельности, направленная на укрепление здоровья. Овладение действиями и способами решения проблемы Подведение итогов деятельности | - У нас первая остановка. Станция «Байкальский лес». Обратите внимание, какой лес изображен на слайде? Если мы живем в Сибири, то и лес наш можно назвать… - Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, какое здесь дерево лишнее? - Правильно. - А теперь назовите, пожалуйста, остальные деревья. - К какому виду деревьев они относятся? - А как называется лес, в котором растут только ели? А если только сосны? А лес, в котором только кедры? Всё верно называете. Ребята, кто скажет, для чего нам нужны деревья? - Хотелось бы добавить, что ельник очень густой и темный, это помогает животным прятаться. А птиц он привлекает шишками. . Сосны очищают воздух от вредных бактерий. А у кедра целебные не только семечки, но и смола – ее называют живицей, она спасает от ожогов. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд - возле озера Байкал растут ходульные (шагающие) деревья. Как вам кажется, похоже, что это дерево куда-то идёт? Да, ходульные деревья растут на песчаной почве и из - за сильных байкальских ветров песок выдувается из под них, они стоят на незакрытых песком корнях и кажется, будто шагают. Проводится физминутка - А давайте представим, что мы – деревья. - Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем: Крылья сложили назад. - Ребята, посмотрите, что вы видите на этом слайде? - Как вы думаете, что здесь могло произойти? - Вы знаете, кто мог это сделать? - Запомните ребята, что люди, занимающееся вырубкой леса , , охотой и рыбной ловлей в неразрешенных местах называются браконьерами. Леса Байкала, как сам Байкал относятся к природоохранной зоне, и этого там делать нельзя.
- Давайте вспомним главную цель нашей командировки. Какой сейчас вывод вы можете сделать? - А это кто по веточкам прыгает? - Сейчас я буду называть определенный звук, а вы называйте животного, живущего в прибайкальской зоне, название которого начинается с этого звука: М, Л, К, Б, З, С, И, Р. Проводится дидактическая игра «Назови подходящее животное - Молодцы! - Ребята, посмотрите, это кто? (Аудиозапись «Стоны животного».) Это соболек, ценный пушной зверек сибирского леса, он попал в капкан. Вы знаете, что такое капкан? - Капкан – это приспособление для отлова животных. Как вы думаете, кто его поставил? - О чем говорит нам эта ситуация? Ребята, предлагаю вам, для того, чтобы нам всё запомнить и ничего не забыть из того, что вы сказали, эти метки с изображениями деревьев и животных, находящихся в прибайкальской зоне, разместить на нашей карте - Теперь занимайте свои места и отправляемся дальше. (Аудиозапись «Песенка друзей», повторение упражнений на развитие ЗКР.) Станция «Берег Байкала» (Аудиозапись «Звуки Байкала»). - Вот мы и приехали на Байкал Скажите, чем богато озеро Байкал? - Давайте вспомним их названия. Только учтите, через две минуты поезд отойдет от станции. Поэтому чтобы нам успеть на него, я поставлю песочные часы, они покажут, когда две минуты истекут. - Перед вами на столе лежат карточки с изображением различных рыб. Вам нужно выбрать из них только рыб, обитающих в Байкале, и назвать их. - Молодцы, с заданием справились! - Дети, посмотрите на берег Байкала, что вы видите? - Как вы считаете, кто это мог сделать?
- Как вы думаете, к каким последствиям может привести то, что люди не убирают за собой мусор?
Как вы думаете, смогут ли обитатели Байкала жить в такой воде? Что нужно сделать, чтоб вода снова стала прозрачной? - Правильно, чтоб вода снова стала пригодной для жизни, ее нужно очищать. -Прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать во время опытов Проводится опыт по очистке воды тремя способами фильтрования воды: с помощью бинта, ткани и ваты. - А теперь давайте отметим, тот фильтр, с помощью которого вода стала самая чистая. -Ребята, вы теперь понимаете, как мусор влияет на воду Байкала? -Ребята, наша командировка заканчивается. Вам как ученым нужно сделать свои выводы. - Так какой из ученых был прав? - Ребята, я с вами согласна! Теперь давайте вернемся в сад и расскажем другим ребятам и взрослым о наших выводах, ведь это поможет нам сохранить наше красивейшее озеро Байкал. (Аудиозапись «Песенка друзей»). - Вот мы с вами вернулись в детский сад. -Как донести информацию до других ребят, взрослых о важности нашего путешествия? - Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось, что узнали нового? - Закройте, пожалуйста, глазки, послушайте звуки Байкала, который благодарит вас за желание ему помочь. Я поглажу по голове тех, кто хорошо сегодня думал и отвечал (педагог гладит всех детей). | - Сибирский лес - Лишняя пальма. - Ель, сосна, кедр. - Хвойные деревья. Ельник, сосновый бор, кедровый лес. - Они очищают воздух и дают кров и корм для многих животных.
Рассматривание слайда с изображением ходульного дерева Дети поднимают руки, сгибают руки, кисти встряхивают, разводят в стороны, плавные движения рук, руки за спину. Рассматривание слайда с вырубкой леса. Высказывание предположений детей, зачем вырубается лес. Ответы детей - Браконьерство - это тоже проблема прибайкальской зоны. -Белочка
Дети называют животных, обитающих в сибирском лесу Высказывание предположений детей, откуда издается звук и что такое капкан . - Браконьеры. -Еще одна проблема Заполнение участка карты вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом) Высказывание предположений детей Дети встают в колонну по одному, двигаются друг за другом по кругу, повторяют звуковые упражнения.
- В озере Байкал водится много рыбы. По карточкам дети называют рыб: омуль, сиг, хариус, голомянка, осетр. (Заполнение участка Байкала на карте вырезками-метками названных рыб) Рассматривают слайд с изображением берега Байкала, где на берегу и в воде много мусора. - Это оставили после отдыха люди, они не убрали за собой, а потом он из-за порывов ветра оказался в воде Если не убирать мусор, то он будет гнить. От этого будет неприятный для людей запах, будет загрязняться вода и воздух. Ответы детей Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют. Дети проговаривают правила, проводят опыты по очистке воды Вата Ответы детей Дети делают выводы Дети в колонне по одному двигаются под музыку. - Покажем заполненную карту, расскажем об обитателях Прибайкалья и нарисуем плакат о сохранении Байкала Краткие ответы. Рефлексия. | 5. Само путешествие Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. | Актуализация мыслительных процессов, а также знаний и опыта детей. Обогащение лексического словаря понятием «живица». Обогащение лексического словаря понятием «ходульные деревья». Обогащение лексического словаря понятием «браконьеры». Формирование интегративного качества личности - способности выражать свои мысли. Обогащение лексического словаря понятием «капкан». Формирование мотивированного ускорения мыслительной деятельности Развитие умения рассуждать, анализировать. Умение обобщать и делать выводы на основании совместных высказываний. Развитие внимательности и наблюдательности у детей.
Удовлетворение и эмоциональный подъём от познавательно-исследовательской деятельности. Обобщение, систематизация знаний, выводы на основании совместных высказываний, формирование желания продолжить работу по теме, поделиться своими знаниями с другими. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
В занятии используются элементы ТРИЗ технологии (игра "Да-Нет"), знакомство детей с делением квадрата на равные части, обучение детей называть части целого, сравнение целого и частей. Предла...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей с ОВЗ компенсирующей группы
Аннотация работы:Тема занятия«Краски осени» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Возрастная группаГруппа компенсирующей направленности для детей с ОВЗФорма организации, количес...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Смешение цветов»
Цель:Формировать познавательный интерес детей через экспериментальную деятельность.Задачи:Обучающие:- закрепить знания об осени, ее дарах (фруктах, овощах);- учить смешивать краски для пол...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».
Цель: Создание условий для развития у детей элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».
Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».
Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...