Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu_s_vozduhom_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Проект «Лаборатория неживой природы. Неизведанное рядом». Беседы: «Откуда берется воздух», «Почему дует ветер?», «Как летит воздушный шарик?», «Какой воздух в нашем городе?» рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром. Чтение худ литературы
Материал: воздушные шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, ведерки с плотными крышками, горячая вода в термосе, пустые бутылки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
ИГРА на общение
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Дети: - Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: - Лаборатория.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться надо наблюдать,
Будем вместе развивать важное качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность!
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте туда мы отправимся и проведём опыты.
Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила:
- соблюдать тишину,
- внимательно слушать руководителя,
- не перебивать друг друга,
- нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,
- выполнять предложенные действия аккуратно,
- нельзя вертеться за столом, толкать товарищей, не мешать друг другу,
- всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории.
Опыт № 1 «Что такое воздух?» (на ковре)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Что такое воздух?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь.
Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить от 2 - 10 минут! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
А кто ещё дышит кроме человека?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит?
Дети: Грудная клетка поднялась
Воспитатель: - Что в это время происходит с легкими?
Дети: Они наполняются воздухом.
Воспитатель: А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?
Дети: Она опускается.
Воспитатель: А что происходит с нашими легкими?
Дети: Из них выходит воздух
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
Опыт № 2 «Воздух вокруг нас. Ветер» (Салфетка, ленточка) (на ковре)
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети: мы должны его почувствовать.
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Дети: Холод
Воспитатель: Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали?
Дети: Ветер
Воспитатель: Возьмите салфетку, сомните ее в комок. Положите на ладонь и подуйте. Что произошло? Почему?
Дети: Салфетка слетела с руки.
Делаем вывод: Вы сделали ветер. Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух?
Дети: Ветер.
Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель: А теперь проходите в лабораторию, присаживайтесь.
Опыт № 3 «Как поймать воздух?» (пакет) (за столом)
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст!
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Дети: Ответы
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
Дети: Ответы
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Струя воздуха, ветерочек!
Вывод: воздух можно почувствовать, но он не видим – прозрачен, воздух есть вокруг нас.
Опыт № 4 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный. Он вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: Ответы
Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Дети: Ответы
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.
Опыт № 5 «Узнай по запаху» (ведерки)
Воспитатель: Ребята. Возьмите с подноса ведерко. Оно не пустое. Посмотрите, а в нем что-то есть?
Дети: Ответы
Воспитатель: - Правильно, воздух, А теперь понюхайте, чем пахнет воздух в ваших ведерках?
Дети: Ответы
Вывод: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка «Беленькое облако»
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть) .
Опыт № 6 «Слышим ли мы воздух» (бутылки, воздушный шарик) (Подходят к отдельному столу)
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук. Это воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк. Это воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли бутылочки и шарик
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Опыт № 7 «Воздух Внутри предметов» (Стакан с водой, камень, мел) (за столом)
Воспитатель: Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит?
Дети: Камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду. Мы с вами провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?
Дети: Воздух есть везде : в шарике, стакане, в камне, и в меле.
Воспитатель: Воздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Он проникает в каждый предмет и в каждое существо на земле. Воздух есть везде.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру
Игра «Волшебный шарик»
Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу
- что узнали сегодня о воздухе.
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Калининграда детский сад № 4
Конспект
занятия
по познавательно-исследовательской,
экспериментальной деятельности
с детьми старшей группы
«Воздух вокруг нас»
Подготовила: Денисевич Татьяна Протасьевна, воспитатель
Калининград 2023г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы
конспекты совместной образовательной деятельности ....
конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну счастья "Правознайка"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ...
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»
Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...
Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».
Дать представление о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории; Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...