Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Харькова Валентина Павловна

 

       Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;

      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально    

       существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_znakomstvo_s_labor._.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект занятия  с детьми старшей группы

         

                      «Здравствуй, лаборатория чудес».

                                                                Воспитатель  Харькова В.П.

Задачи: 

              дать представление о том, кто такие ученые,

       о способе познания мира — эксперименте (опыте),

             о назначении детской лаборатории;

             дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

              Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально    

              существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

               расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Цель:  развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на      

           основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Оборудование:

Картинки с изображением учёных в лаборатории, белый халат для воспитателя,  

бейджики  для каждого ребёнка, мольберт, мелки, макет «Дорожное движение», игрушки деревья;

карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?»,

модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, рот),

стаканы, пакеты, камешки, трубочки, вееры  по количеству детей, и ёмкости, наполненные водой, резиновая груша, тетради для зарисовок экспериментов каждому ребёнку. 

                                                        Ход занятия:

I. Знакомство с лабораторией.  Дети стоят полукругом  около доски. На доске картинки с изображением учёных в лаборатории.

Воспитатель:

Дети, кто изображён на картинке?                 (Это ученые-исследователи.) 

Как вы думаете, чем занимаются ученые?               (Ученые занимаются наукой.) 

Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. 

Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? 

                                                          (Ученые наблюдают за происходящем в мире). Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас.

Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?  

                                                       ( Дети смотрят на модель и называют органы чувств)  

При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит.

Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Посмотрите на ваши тетради.

Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез.)

При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.

 Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами? (Работать аккуратно, не разливать воду и др.)

Посмотрите на картинки и попробуйте ещё раз сказать, какие правила мы должны соблюдать.

Воспитатель зачитывает написанные правила.

Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория. В нашей группе тоже есть лаборатория чудес.

Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию.

Вы становитесь научными сотрудниками (Каждому ребёнку прикрепляю бейджик).

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Я приглашаю вас в лабораторию.

Итак,  уважаемые сотрудники, я предлагаю вам сесть парами.

Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

  II. Ход  деятельности в лаборатории.

Воспитатель:  Отгадайте загадку:                                              

                            Такой большой,

                            Что занимаю мир,

                            Такой маленький,

                           Что в любую щель пролезаю.(воздух)

     Правильно, а почему вы так решили? (Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство).

Мы начинаем работу в лаборатории.

      Опыт с камнем

Воспитатель:  Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь (твёрдый, жёсткий, крепкий). Камешек твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя)

Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.

Опыт с водой

Воспитатель:  Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течёт, бежит, струиться, журчит) Что же такое вода? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (сок, кефир, молоко, кисель).

Воспитатель:  Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – (ответы детей) не твердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – (ответы детей) не жидкость. Можно сделать вывод: воздух - не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (ответы детей) Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

  Опыты с воздухом.

Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1.  Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2 . Помашем веером около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Физкультминутка. (дети имитируют движения)

                    Ветер тихо клён качает

                    Вправо, влево наклоняет,

                    Раз – наклон, и два – наклон,

                   Зашуршал ветвями клён.

Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это (Дети подходят к столу воспитателя).

Опыт 1.  Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши)

Опыт 2.  Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.

Опыт 3.  Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

 Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).

III. Воздух нужен всем.

Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом  (дети садятся за столы)

Опыт 1.  Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт 2.  Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей).  поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель:  Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

И так, уважаемые коллеги, а каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев). Как вы думаете. Где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).

    Так давайте посадим деревья в городе на нашем макете. (Дети прикрепляют  силуэты деревьев).

Воспитатель: У нас теперь прекрасное настроение и дышится в нашем городе легко. Давайте хорошее настроение передадим друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.

Воспитатель: В следующий раз, уважаемые коллеги, мы проведём опыты и узнаем о свойствах воздуха и о том, как дышит человек, как воздух проникает в организм. А сейчас будем наводить порядок. Вспомните правило: работу завершил. Всё на место положил?

 Воспитатель: в тетрадях вы нарисуете в свободное время то, что больше всего запомнилось при работе в лаборатории. (Если есть время, то зарисовывают сразу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группы: «Здравствуй гостья зима, просим милости к нам».

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группе...

Конспект прогулки в старшей группе детского сада «Чудеса ветра».

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствоват...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Чудеса воды"

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению детей с живой и неживой природой на тему "Чудеса воды"Цель:совершенствоавть представления детей о разнообразных свойствах воды....

НОД по образовательной области "Познание" с детьми старшей группы "Здравствуй, осень!"

НОД по образовательной области "Познание" с детьми старшей группы "Здравствуй, осень!"...

Конспект занятия в старшей группе "Сказочная лаборатория"

Конспект занятия в старшей группе "Сказочная лаборатория"...