«Путешествие в подводный мир» занятие для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Гордиенко Ирина Викторовна

Знакомим  детей с обитателями подводного мира-рыбами.Расширяем и углубляем представление детей о многообразии водоёмов на Земле, об обитателях различных водоёмов-рыбах. Воспитываем любознательность и интерес  к подводным обитателям планеты Земля. Развиваем  поисково-исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

(образовательная область «Познание»)

Гордиенко И.В.

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями подводного мира-рыбами

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и углублять представление детей о многообразии водоёмов на Земле, об обитателях различных водоёмов-рыбах
  2. Воспитывать любознательность и интерес  к подводным обитателям планеты Земля
  3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить, чем дышат рыбы под водой.
  4. Дать представление о строении тела рыб, с помощью практических действий в воде объяснить, почему тело рыб имеет обтекаемую форму
  5. Развивать речь детей, активизировать словарь. Закрепить понятия: плавники, жабры, чешуя, мальки, икра, косяк рыб.

Воспитательные: воспитывать интерес к животному миру планеты, желание беречь природу.

Материал: Слайды с изображением подводного мира, картинки рыб, банки с водой, пластилин по количеству детей, 2 таза с водой, картонные карточки с пластилиновым контуром рыб по количеству детей, пайетки разных цветов, аудиозаписи с мелодиями для игры «Акула на охоте» и путешествия под водой.

Словарная работа: Плавники, чешуя, жабры, обтекаемая форма, косяк рыб, икра, мальки.

Предварительная работа: Чтение сказок «По щучьему велению», «Лиса и волк», рассматривание иллюстраций подводного мира.

Ход занятия:

В: Ребята, вы хотите отправиться в подводное путешествие?

Д: Да!

В: Для этого нам понадобится подводная лодка

Необходимо построить из модулей лодку, похожую на каплю, вот так (воспитатель показывает детям схему постройки лодки из модулей), дети выполняют задание.

В: А теперь мы с вами будем готовиться к погружению:

в нашей группе 10 детей. В лодке есть капитанский отсек, где должны находиться 5 членов экипажа. Сколько ещё мест нужно для пассажиров?

(ответы детей)

А сейчас нам нужно выбрать капитана и моряков-подводников, чтобы управлять лодкой. Дети выбирают.

А теперь все-и экипаж, и пассажиры-занимайте свои места, мы готовимся к погружению.

Дети садятся на модули или стульчики в «лодке».

В: Начинаем погружение-отсчёт метров, на которые погружается лодка под воду

Д: 1,2,3,4,…………10

В: Подводная лодка
   На дно опустилась.
   Подводную лодку
   Зовут «Наутилус»

  В лодке подводной мы дружно плывём

  И изучаем любой водоём.

Включается видео с изображением подводного мира. Звучит музыка.

В: Мимо проплывает огромное количество рыб. Все они разные, но есть то, чем они похожи. Мы отправимся в нашу лабораторию на лодке и проведём несколько опытов.

Дети выходят из лодки и садятся на стулья.

В: Сначала посмотрим, как устроено тело рыбы (показывает картинку). У рыб есть тело, плавники-спинной и брюшной, хвост, глаза, а вот эти полоски позади головы называются жабры. Ими рыба дышит под водой. Откуда же под водой воздух?

Мы с вами проведём опыт.

Дети берут по кусочку пластилина, бросают его в заранее подготовленные стеклянные банки, наполненные водой. Пластилин покрывается пузырьками воздуха.

В: Оказывается, и в воде есть воздух, только он невидим глазу. Вот этим воздухом рыбы и дышат под водой. Но зимой, когда вода замерзает и покрывается толстым слоем льда, воздуха становится мало, и рыбы ищут проруби в воде, чтобы всплыть к поверхности  и подышать. Люди даже специально делают проруби во льду для помощи рыбам.

Вспомните сказку, где рыба попалась рыбакам у проруби.

Д: «По щучьему велению», «Лиса и волк» -там рыба волку прямо на хвост прицепилась.

В: К сожалению, ни люди, ни животные не могут дышать под водой, у нас нет жабр, а есть лёгкие, с помощью которых мы можем дышать лишь на суше. Сделайте вдох-ваши лёгкие расширились, а теперь выдох-уменьшились.

Поэтому люди могут спускаться под воду или в подводной лодке, как мы с вами, или в скафандре.

Чудо-нос (дыхательная гимнастика)

 После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

В: Сейчас мы разместимся на стульях нашей лаборатории и рассмотрим все картинки на стене. (Дети садятся)

В: В нашей лаборатории много картин разных рыб: это карась, щука-хищная рыба, которая сама охотится на более мелких рыбок, окунь, ёрш, сом. Люди используют рыбу в пищу. Какие рыбные блюда вы знаете?

Ответы детей: рыбный суп, жареная рыба, рыбные котлеты, консервы из рыбы, солёная рыба.

В: мы разделимся на две команды и наловим рыбы для обеда.

Проводится игра «Поймай рыбку» (удочки с магнитом на конце и рыбки, у которых  вставлены скрепки). Команды ловят рыбок-кто больше выловит за минуту.

В: Но не всю рыбу люди употребляют в пищу. Есть и несьедобные рыбы, и есть рыбки, которых разводят не для еды, а для красоты-это аквариумные рыбки. Их яркая красивая окраска радует глаз (картинка).

А это-акула-самая опасная хищная рыба, которая может напасть даже на человека. Акулы водятся в тёплых южных морях.

Посмотрите, чем же похожи все рыбы?

Д: У них есть жабры, плавники, их тело гладкое.

В: Да, тело рыб обтекаемой формы, похоже на каплю или листик, это значит, что вода легко обтекает тело и рыба быстрее может двигаться в воде.

Проведём ещё один эксперимент.

Подойдите к тазам с водой. Вам нужно сначала опустить руки под воду и провести ими под водой ладошками вперёд.

А теперь сложите руки лодочкой, ладошка к ладошке. Наши руки напоминают тело рыбки. Проведите под водой так, как плывёт рыбка. Когда быстрее двигаются руки-в первом случае, или во втором?

Д: Руки легче двигать под водой, когда они сложены лодочкой.

Поэтому и тело рыбок тоже похожей формы, чтобы легче двигаться под водой.

В: Мы с вами сейчас тоже подвигаемся, как рыбки. Одна рыбка будет хищная-акула. Она будет охотиться и ловить тех рыб, которые не успели спрятаться.

Проводится игра- «Акула на охоте»: выбирается хищная рыба. Остальные рыбки в домиках-стоят на кружках, лежащих врассыпную на полу. Руки держат над головой «домиком». Когда звучит музыка-рыбки плавают в воде, а акула стоит в стороне. Как только музыка заканчивается-рыбки бегут в домики, акула ловит тех, кто не успел в домик.

В: А сейчас мы с вами возвращаемся на свои места в подводной лодке. Дети садятся . Включается видео-рыбки плывут стайкой.

В: Посмотрите, рыбки собрались в косяк, чтобы хищникам было труднее их поймать. Как только подплывает акула, щука, рыбки бросаются врассыпную, и хищник остаётся ни с чем. А ещё рыбы-очень заботливые родители. Ведь мальки-дети рыб-совсем беззащитны.

В: Показывает схему развития рыбы: икра-мальки-взрослая рыба. Сначала мама-рыбка мечет икринки-это будущие рыбки. Затем из икринок появляются мальки, которые потом вырастают во взрослых рыб. Но икринки и мальки-очень лёгкая добыча для хищников. Вот и защищают мама и папа своих детей, как умеют. Есть рыбки, которые вынашивают икринки во рту (слайд). Есть такие, которые прячут их в пене или зарывают в песке.

Вы уже знаете, что тело рыб покрыто чешуёй. Это маленькие гладкие блестящие пластиночки, очень скользкие и прочные. Чешуя помогает рыбам ещё быстрее двигаться под водой и является как бы панцирем, защищающим тело рыбки.

В: пройдите в   нашу лабораторию. На столе лежит ткань, покрытая пайетками, которые очень похожи на чешую. Проведите ладошкой по ней. А теперь проведите ладошкой по обычной ткани. На какой ткани ладошка скользит лучше? Какая ткань прочнее, как вы думаете? (Ответы детей)

В: А сейчас нам пора возвращаться на сушу. Итак, экипаж и пассажиры-занять свои места. Мы готовимся к всплытию. Толща воды над нами уменьшается: 10 метров, 9,8,7……1,0. Мы на поверхности! Наше подводное приключение завершилось.

Что нового вы узнали про рыб? (ответы детей)

Предлагаю вам сделать красивую рыбку в память о нашем путешествии. Дети выполняют аппликацию. На картонных карточках выполнены пластилиновые фигурки рыб. Дети берут приготовленные разноцветные пайетки и делают рыбкам чешую, а стеками прорезают в пластилине жабры. Глаза можно делать из готовых глазок для творчества или слепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

«Веселое путешествие» Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий  развлечения для старшего возраста 5-6 лет с детьми логопатами...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

«Путешествие с волшебным колокольчиком».Занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край.

Занятие для детей старшего дошкольног возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край....

«Путешествие в сказку цветик- семицветик» Конспект занятия-путешествия c использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «...

Проект: «Подводное царство Нептуна» (обучение детей старшего дошкольного возраста элементам синхронного плавания)

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребёнка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на со...

Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».

Конспект подгруппового логопедического занятие для  детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом ле...