Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhden.docx | 25.47 КБ |
призенация | 888.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ» г. КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКА ТЫВА
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
(образовательная область «Познание»)
Тема: «Путешествие вокруг Солнца »
Подготовила воспитатель:
Лунегова Надежда Викторовна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие вокруг Солнца»
Цель: Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.
Расширять и углублять представления детей об окружающем мире, о Земле.
Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим на Земле.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Дать представление о главном географическом понятии направлениях (восток, север, запад, юг), подготовить детей к элементарному осмыслению основных географических понятий: ось Земли.
Воспитывать любовь к родной планете, доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать речь детей, активизировать словарь.
Материал: стенд с изображением планет, ленты с цифрами для игры, шапочки с изображением планет, геометрический конструктор, глобус, 2 флажка красный и белый, настольная лампа, рисунки детей, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, слайды.
Словарная работа. Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон, лаборатория, космонавт, космический корабль.
Предварительная работа: просмотр слайдов, чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», серия бесед на тему «Земля – планета на которой мы живем», чтение художественной литературы (мифы, легенды), изобразительная деятельность, работа с родителями по данной теме (использование шпаргалок для родителей).
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
В: Ребята вы бы хотели принять участие в космическом полете вокруг Земли?
Д: Да!
В: А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов
В космос все мы полетим
Собираемся в полет, -
Нужен, новый звездолет.
Давайте подойдем и выберем космический корабль, который вам больше всего понравится и на нем, отправимся в космическое путешествие вокруг Земли.
(Дети выбирают, обосновывают свой выбор. Рисунки № 1-4.)
В: Вы уверенны, что наш космический корабль сможет взлететь.
Д: Да!
В: И все-таки нам нужно заранее все расчетать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или срыву полета.
- За одну минуту сгорает две тонны топлива. А сколько топлива сгорит за две минуты?
- У ракеты 5 двигателей. Сколько останется двигателей, если в ходе полета отключить два двигателя?
- В группе 10 человек. В ракете 4 места для экипажа. Сколько должно быть мест для пассажиров?
- Чтобы не попасть в ловушку черной дыры расстояние между ней и кораблем должно быть больше 5 космических единиц.
Расчеты закончены, все в порядке. Наш космический корабль к пролету готов. Но прежде чем отправиться в полет надо выбрать командира экипажа.
(дети считалкой выбирают командира)
Прошу экипаж и членов экспедиции занять свои места. Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта - десять секунд. Командир начинает отсчет времени!
Д: (хором, во главе с командиром) Десять. Девять, восемь,…два, один. Старт!
(Свет гаснет. Полет начинается. Включается музыка. Показ слайдов № 1-5)
К нам на космический корабль поступили вопросы с Земли. Давайте на них ответим. (На экран выводятся вопросы, слайд № 6)
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется ближайшая к нам звезда?
- Какие созвездия вы знаете?
- Кто был первым космонавтом?
- Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет?
- Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы?
- Спутник Земли?
- Вторя от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли?
- Чем знаменита планета Сатурн?
- Самая большая планета Солнечной системы?
Раздается Звуковой сигнал.
Внимание! С нами на связь вышли инопланетяне с далекой планеты Альтаир. Они очень хотят встретиться с нами и уже начали строить звездолет, но кто-то перепутал все детали. И они теперь не знают, что же им делать сначала, а что потом. Давайте им поможем.
(Конверт с деталями корабля. Образец корабля выведен на доску. Слайд № 7. Дети собирают корабль согласно образцу).
Пока мы с вами летели, на Земле произошла смена дня и ночи.
А вы знаете, как день меняет ночь?
Д: нет!
Чтобы вы поняли, как это происходит, давайте проведем опыт, а для этого нам нужно пройти в нашу космическую лабораторию.
На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится: глобус, лампа и два флажка - белый и красный. Горящая лампа будет у нас Солнцем, глобус - наша планета Земля, а флажки будут изображать дома. Итак... Половина глобуса освещена, половина - темная. В белом доме, который находится на Западе, сейчас день в красном, который находится на Востоке, - ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем «планету» так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике?
Дети. Вечер.
Воспитатель. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом?
Дети. Ночь.
Воспитатель. Повернем еще нашу «планету». Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике?
Дети. Вечер.
Воспитатель. В белом доме?
Дети. Утро.
Воспитатель. Еще повернем. И снова в красном доме ночь, а в белом - день. Вот так наша игрушечная планета сделала один полный оборот вокруг своей оси.
А вы знаете, чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
Д: он равен суткам.
В: Вы уже знаете, что наша Земля в космосе не одинока. Вместе с ней вокруг Солнца в восхитительно гигантском хороводе кружатся другие планеты. Давайте и мы с вами попробуем устроить такой космический хоровод.
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него надевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна - кольца. На конце каждой ленты - цифры от 1 до 9.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
- Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается?
(Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок - Меркурий берется за ленточку №1
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
- Что эта за планета?
( Эта планета Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета ...(все: Земля)
- На какой орбите вращается планета Земля?
На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-м.)
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую орбиты.
А эта планета гордится собой.
Поскольку считается, самой большой.
- Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 4).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки №5
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
Ребенок - «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планета
Зеленого цвета? (Уран).
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету №7.
Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
В: Таня у нас сегодня солнышко. А как вы думаете, почему некоторых людей называем «солнышком»?
Д. Людей, которых мы любим, хотим похвалить... Если это хороший человек...
В. Вы совершенно правы. Но не только поэтому. Знаете, о чем я сейчас подумала? Солнце - это звезда, самая близкая от нас. И эта звезда дает, дарит тепло и свет. Она как бы обнимает своими теплыми лучами нашу планету, ничего не требуя взамен. Отдает просто так. Вот и людей, которые делятся с другими своим теплом, теплом своей души, людей, приносящих радость другим, мы называем «солнышко»!
А кто у нас сегодня будет «солнышком»?
А почему только сейчас и сегодня? Давайте договоримся, что каждый день кто-нибудь один из нас будет «солнышком». А что он будет делать?
Д. Всем помогать, мирить, если кто-нибудь поссорится.
В. Верно, а мы его за это будем называть солнышком!
Ребята посмотрите, как красиво выглядит наша Земля в иллюминатор
( Дети смотрят на экран. Слайды № 7-10)
Мы с вами подлетаем к нашей планете, какая же она красивая. Вы со мной согласны?
А как можно сделать, чтобы Земля всегда оставалась такой красивой?
Д: ее надо оберегать. Не засорять реки, озера моря. Не надо выбрасывать в воздух вредные газы и т.д.
В: Я уверена, что вы не допустите этого, чтобы Земля исчезла.
Мы возвращаемся из нашего путешествия. Командир экипажа сообщает мне, что расчетное время полета подходит к концу. Посадка через десять секунд. Приготовьтесь!
Д: (хором) Один, два, три…. Девять, десять.
(Зажигается свет. Полет закончен.)
В: С благополучным возращением на родную Землю! Давайте теперь по горячим следам обменяемся впечатлениями.
В: Ну что же, вы, безусловно, правы. Вы стали немного другими. Но я хочу сказать по секрету, что наше главное открытие – впереди. Мы стоим у его порога. Но не будем забегать вперед и оставим это до следующего раза.
Используемая литература:
- Журнал « Дошкольное воспитание» 1995г. № 1.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса».- М.: ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2005 – 80с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как называется планета, на которой мы живем? Как называется ближайшая к нам звезда? Какие созвездия вы знаете? Кто был первым космонавтом? Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет? Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы? Спутник Земли? Вторя от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли? Чем знаменита планета Сатурн? Самая большая планета Солнечной системы ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность». Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы подает, ждать или идти вперед»!
Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Безопасность».Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы п...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".
В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии математике....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"
Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....