Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сирина Алёна Сергеевна

Конспект подгруппового логопедического занятие для  детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».

Количество детей: 3

Возраст детей:  5-6 лет.

Контингент подгруппы:  по педагогической классификации: дети  с ОНР  (II, III уровня). По клинической классификации: у детей дизартрия.

Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах (ша, шо, шу, ши) и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать  у детей произношение звука [ш] в  открытых слогах, словах.
  • Закреплять  у детей умение делить слова на слоги.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать у детей умение образовывать существительные в единственном числе родительного падежа и согласовывать их с прилагательными.
  • Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата. Добиваться точного выполнения упражнения.
  • Нормализация мышечного тонуса лица.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога и сверстников.
  1. Организационный момент.

В фиолетовом лесу жил-был мышонок Мышик со своей мамой. Он не  умел  произносить звук [ш]. Однажды он потерялся, и не смог найти тропинку домой.  Мышик хочет вместе в вами научиться четко и правильно произносить звук [ш]. Поможем ему?

Ответ детей.

Логопед: чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка.

Дети проходят к зеркалу.

  1. Задание «Артикуляционная гимнастика».

Логопед: в этом нам помогут игрушки «весёлой артикуляционной гимнастики».

Дети выбирают по очереди упражнения и выполняют их.

Упражнения: «дудочка» - удерживание позы  под счёт 5-7. (повторить 3 раза)

Упражнения: «Чашечка» - удерживание позы  под счёт 5-7. (повторить 3 раза)

Упражнения:  «Вкусное варенье» - выполнение 5-7 раз.

Упражнения: «Заборчик» и «Трубочка» - на  переключение до 5 раз.

Дети под руководством логопеда выполняют упражнения.

Проходите на коврик и присаживайтесь поудобнее.

Логопед: ребята давайте мы  выполним самомассаж лица. Повторяйте движения за мной.

  1. Элементы самомассажа «Мышки в норочках сидят»

Мышки в норочках сидят

поглаживание лба от середины к вискам

Мышки в щелочки глядят.  

поглаживание щек от переносице к вискам

Ой, как много мышек тут,

Коготками пол скребут.

поглаживание подбородка козелкам

Тише, мыши, шустрый кот! 

Он вас всех подстережет!

Похлопывание лба

Котик мышек не нашёл и поспать к себе пошёл

постукивание лица подушечками пальцев  

Только котик засыпает

Разглаживание щёк

Мышки сразу выбегают.

 

постукивание лица подушечками пальцев  

Логопед: вот и справились с заданием

Логопед: "После разминки отправляемся в путь"

Подходим с детьми к «Фиолетовому лесу»

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Змейка».  На пути у нас опасность - змеи, что бы змеи ни съели мышонка, давайте  отправим их к своим домикам. Проводи «змейкой» по дорожке, произнося отчетливо звук [ш]: (Губы выдвинуты вперёд и ок­руглены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

Дети выполняют задание.

Логопед:  как хорошо мы с вами пошипели. Проводили змей в домик, опасность для мышонка миновала. Продолжаем путь дальше.

Автоматизация звука "Ш" в слогах.

  1. Упражнение «Следы Незримки Всюсь»

Ребята, смотрите что это?

Ответы детей.

 Шалунишка Всюсь тоже помогает мышонку добраться до дома. Давайте попрыгаем по следам и узнаем, что же нас ждёт впереди.  

  1. Упражнение «Повтори слоги и слова»

Логопед: дети вставайте в кружок. Сначала выполню я, а  потом вы.

ША-ША-ША (хлопки) – шаг.

ШО-ШО-ШО (трём ладошки) – шёпот.

ШУ-ШУ-ШУ (топаем) - шумим

ШИ-ШИ-ШИ  (сжимаем кулачки)– шипим. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед: справились и с этим задание легко.

Переходим к следующему заданию. (Дети подходят к Фиолетовому лесу).

Автоматизация звука[ш] в словах.  

  1. Упражнение «Лабиринт »

Логопед: Перед вами картинки. Назовите их. Произнося чётко звук [ш]. Над картинкой есть кружочки, обозначающие количество повторений слов. Ваша задача перемещать квадратик и проговаривать слово, сколько кружочков над картинкой. Проговаривание слов (шапка, шуба, шашки, шишка, шампунь, шина, шут, шипы, шайба).

Дети проговаривают слова по очереди.

Логопед: молодцы ребята, справились на ура с заданием.

По тропинке мы пойдём,
На полянке домики  найдём.

  1. Упражнение «Слоговые домики».

Ребята смотрите, какие интересные домики. Что значат цифры на крышах домиков.  

Ответы детей

Ваша задача определить (прохлопать) количество слогов в слове и поместить предмет в нужный домик. Первый домик – обозначение 1 слога, второй домик – 2 слога, третий домик – 3 слога.

1 домик – душ, ковш

2 домик - шишка, шапка, шуба.

3 домик – машина.

Дети прохлопывают слова и определяют количество слогов в словах.

Логопед: проходите к столику. Перед вами стоит сухой бассейн, достаньте по одному предмету.

Дети достают предметы.

 

  1. Упражнение «Угадай, чего не стало?»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?».  Называем предмет, прячем за спину, и проговариваем, чего не стало.

Синяя шапка - не стало синей шапки.

Зелёная машина – не стало зеленой машины.

Меховая шуба -  не стало меховой  шубы.

Сосновая шишка -  не стало сосновой шишки.

Логопед: ребята, вы справились с  последним заданием.

  1. Рефлексия

Ребята как вы думаете, Мышонок научился произносит звук [ш] вместе с нами?

Ответ детей.

Мышик добрался до своей норки, и расскажет маме Мышке, о своём путешествии.

Логопед: Аня как ты помогла мышонку?

Ответ Ани.

Логопед:

-  какую игру Андрей ты бы хотел поиграть ещё раз?

Ответ Андрея.

- про какую игру Халид ты расскажешь ребятам в группе? Или дома родителям?

Ответ Халида.

Итог логопеда.

Логопед: ребята наша занятие подошло к концу. И мышонок благодарит вас за помощь и дарит вам подарки.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятие для  детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».

Количество детей: 3

Возраст детей:  5-6 лет.

Контингент подгруппы:  по педагогической классификации: дети  с ОНР  (II, III уровня). По клинической классификации: у детей дизартрия.

Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах (ша, шо, шу, ши) и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать  у детей произношение звука [ш] в  открытых слогах, словах.
  • Закреплять  у детей умение делить слова на слоги.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать у детей умение образовывать существительные в единственном числе родительного падежа и согласовывать их с прилагательными.
  • Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата. Добиваться точного выполнения упражнения.
  • Нормализация мышечного тонуса лица.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога и сверстников.
  1. Организационный момент.

В фиолетовом лесу жил-был мышонок Мышик со своей мамой. Он не  умел  произносить звук [ш]. Однажды он потерялся, и не смог найти тропинку домой.  Мышик хочет вместе в вами научиться четко и правильно произносить звук [ш]. Поможем ему?

Ответ детей. 

Логопед: чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка.

Дети проходят к зеркалу.

  1. Задание «Артикуляционная гимнастика».

Логопед: в этом нам помогут игрушки «весёлой артикуляционной гимнастики».

Дети выбирают по очереди упражнения и выполняют их.

Упражнения: «дудочка» - удерживание позы  под счёт 5-7. (повторить 3 раза)

Упражнения: «Чашечка» - удерживание позы  под счёт 5-7. (повторить 3 раза)

Упражнения:  «Вкусное варенье» - выполнение 5-7 раз.

Упражнения: «Заборчик» и «Трубочка» - на  переключение до 5 раз.

Дети под руководством логопеда выполняют упражнения. 

Проходите на коврик и присаживайтесь поудобнее.

Логопед: ребята давайте мы  выполним самомассаж лица. Повторяйте движения за мной.

  1. Элементы самомассажа «Мышки в норочках сидят»

Мышки в норочках сидят

поглаживание лба от середины к вискам

Мышки в щелочки глядят.  

поглаживание щек от переносице к вискам 

Ой, как много мышек тут,

Коготками пол скребут.

поглаживание подбородка козелкам

Тише, мыши, шустрый кот!  

Он вас всех подстережет!

Похлопывание лба

Котик мышек не нашёл и поспать к себе пошёл

постукивание лица подушечками пальцев   

Только котик засыпает

Разглаживание щёк

Мышки сразу выбегают.

постукивание лица подушечками пальцев  

Логопед: вот и справились с заданием

Логопед: "После разминки отправляемся в путь"

Подходим с детьми к «Фиолетовому лесу»

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Змейка».  На пути у нас опасность - змеи, что бы змеи ни съели мышонка, давайте  отправим их к своим домикам. Проводи «змейкой» по дорожке, произнося отчетливо звук [ш]: (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

Дети выполняют задание.

Логопед:  как хорошо мы с вами пошипели. Проводили змей в домик, опасность для мышонка миновала. Продолжаем путь дальше.

Автоматизация звука "Ш" в слогах.

  1. Упражнение «Следы Незримки Всюсь»

Ребята, смотрите что это?

Ответы детей.

 Шалунишка Всюсь тоже помогает мышонку добраться до дома. Давайте попрыгаем по следам и узнаем, что же нас ждёт впереди.  

  1. Упражнение «Повтори слоги и слова»

Логопед: дети вставайте в кружок. Сначала выполню я, а  потом вы.

ША-ША-ША (хлопки) – шаг.

ШО-ШО-ШО (трём ладошки) – шёпот.

ШУ-ШУ-ШУ (топаем) - шумим

ШИ-ШИ-ШИ  (сжимаем кулачки)– шипим. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед: справились и с этим задание легко.

Переходим к следующему заданию. (Дети подходят к Фиолетовому лесу).

Автоматизация звука[ш] в словах.  

  1. Упражнение «Лабиринт »

Логопед: Перед вами картинки. Назовите их. Произнося чётко звук [ш]. Над картинкой есть кружочки, обозначающие количество повторений слов. Ваша задача перемещать квадратик и проговаривать слово, сколько кружочков над картинкой. Проговаривание слов (шапка, шуба, шашки, шишка, шампунь, шина, шут, шипы, шайба).

Дети проговаривают слова по очереди.

Логопед: молодцы ребята, справились на ура с заданием.

По тропинке мы пойдём,
На полянке домики  найдём.

  1. Упражнение «Слоговые домики».

Ребята смотрите, какие интересные домики. Что значат цифры на крышах домиков.  

Ответы детей

Ваша задача определить (прохлопать) количество слогов в слове и поместить предмет в нужный домик. Первый домик – обозначение 1 слога, второй домик – 2 слога, третий домик – 3 слога.

1 домик – душ, ковш

2 домик - шишка, шапка, шуба.

3 домик – машина.

Дети прохлопывают слова и определяют количество слогов в словах.

Логопед: проходите к столику. Перед вами стоит сухой бассейн, достаньте по одному предмету.

Дети достают предметы.

  1. Упражнение «Угадай, чего не стало?»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?».  Называем предмет, прячем за спину, и проговариваем, чего не стало.

Синяя шапка - не стало синей шапки.

Зелёная машина – не стало зеленой машины.

Меховая шуба -  не стало меховой  шубы.

Сосновая шишка -  не стало сосновой шишки.

Логопед: ребята, вы справились с  последним заданием.

  1. Рефлексия

Ребята как вы думаете, Мышонок научился произносит звук [ш] вместе с нами?

Ответ детей.

Мышик добрался до своей норки, и расскажет маме Мышке, о своём путешествии.

Логопед: Аня как ты помогла мышонку?

Ответ Ани.

Логопед:

-  какую игру Андрей ты бы хотел поиграть ещё раз?

Ответ Андрея.

- про какую игру Халид ты расскажешь ребятам в группе? Или дома родителям?

Ответ Халида.

Итог логопеда.

Логопед: ребята наша занятие подошло к концу. И мышонок благодарит вас за помощь и дарит вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...

Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».

Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...

Трансляция опыта «Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (Т

В статье изложен опыт применения коррекционно-образовательных технологий учителя-логопеда, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровожде...