Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».
Количество детей: 3
Возраст детей: 5-6 лет.
Контингент подгруппы: по педагогической классификации: дети с ОНР (II, III уровня). По клинической классификации: у детей дизартрия.
Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах (ша, шо, шу, ши) и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в открытых слогах, словах.
- Закреплять у детей умение делить слова на слоги.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать у детей умение образовывать существительные в единственном числе родительного падежа и согласовывать их с прилагательными.
- Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата. Добиваться точного выполнения упражнения.
- Нормализация мышечного тонуса лица.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога и сверстников.
- Организационный момент.
В фиолетовом лесу жил-был мышонок Мышик со своей мамой. Он не умел произносить звук [ш]. Однажды он потерялся, и не смог найти тропинку домой. Мышик хочет вместе в вами научиться четко и правильно произносить звук [ш]. Поможем ему?
Ответ детей.
Логопед: чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка.
Дети проходят к зеркалу.
- Задание «Артикуляционная гимнастика».
Логопед: в этом нам помогут игрушки «весёлой артикуляционной гимнастики».
Дети выбирают по очереди упражнения и выполняют их.
Упражнения: «дудочка» - удерживание позы под счёт 5-7. (повторить 3 раза)
Упражнения: «Чашечка» - удерживание позы под счёт 5-7. (повторить 3 раза)
Упражнения: «Вкусное варенье» - выполнение 5-7 раз.
Упражнения: «Заборчик» и «Трубочка» - на переключение до 5 раз.
Дети под руководством логопеда выполняют упражнения.
Проходите на коврик и присаживайтесь поудобнее.
Логопед: ребята давайте мы выполним самомассаж лица. Повторяйте движения за мной.
- Элементы самомассажа «Мышки в норочках сидят»
Мышки в норочках сидят | поглаживание лба от середины к вискам |
Мышки в щелочки глядят. | поглаживание щек от переносице к вискам |
Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут. | поглаживание подбородка козелкам |
Тише, мыши, шустрый кот! Он вас всех подстережет! | Похлопывание лба |
Котик мышек не нашёл и поспать к себе пошёл | постукивание лица подушечками пальцев |
Только котик засыпает | Разглаживание щёк |
Мышки сразу выбегают.
| постукивание лица подушечками пальцев |
Логопед: вот и справились с заданием
Логопед: "После разминки отправляемся в путь"
Подходим с детьми к «Фиолетовому лесу»
- Основная часть
- Упражнение «Змейка». На пути у нас опасность - змеи, что бы змеи ни съели мышонка, давайте отправим их к своим домикам. Проводи «змейкой» по дорожке, произнося отчетливо звук [ш]: (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)
Дети выполняют задание.
Логопед: как хорошо мы с вами пошипели. Проводили змей в домик, опасность для мышонка миновала. Продолжаем путь дальше.
Автоматизация звука "Ш" в слогах.
- Упражнение «Следы Незримки Всюсь»
Ребята, смотрите что это?
Ответы детей.
Шалунишка Всюсь тоже помогает мышонку добраться до дома. Давайте попрыгаем по следам и узнаем, что же нас ждёт впереди.
- Упражнение «Повтори слоги и слова»
Логопед: дети вставайте в кружок. Сначала выполню я, а потом вы.
ША-ША-ША (хлопки) – шаг.
ШО-ШО-ШО (трём ладошки) – шёпот.
ШУ-ШУ-ШУ (топаем) - шумим
ШИ-ШИ-ШИ (сжимаем кулачки)– шипим. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: справились и с этим задание легко.
Переходим к следующему заданию. (Дети подходят к Фиолетовому лесу).
Автоматизация звука[ш] в словах.
- Упражнение «Лабиринт »
Логопед: Перед вами картинки. Назовите их. Произнося чётко звук [ш]. Над картинкой есть кружочки, обозначающие количество повторений слов. Ваша задача перемещать квадратик и проговаривать слово, сколько кружочков над картинкой. Проговаривание слов (шапка, шуба, шашки, шишка, шампунь, шина, шут, шипы, шайба).
Дети проговаривают слова по очереди.
Логопед: молодцы ребята, справились на ура с заданием.
По тропинке мы пойдём,
На полянке домики найдём.
- Упражнение «Слоговые домики».
Ребята смотрите, какие интересные домики. Что значат цифры на крышах домиков.
Ответы детей
Ваша задача определить (прохлопать) количество слогов в слове и поместить предмет в нужный домик. Первый домик – обозначение 1 слога, второй домик – 2 слога, третий домик – 3 слога.
1 домик – душ, ковш
2 домик - шишка, шапка, шуба.
3 домик – машина.
Дети прохлопывают слова и определяют количество слогов в словах.
Логопед: проходите к столику. Перед вами стоит сухой бассейн, достаньте по одному предмету.
Дети достают предметы.
- Упражнение «Угадай, чего не стало?»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?». Называем предмет, прячем за спину, и проговариваем, чего не стало.
Синяя шапка - не стало синей шапки.
Зелёная машина – не стало зеленой машины.
Меховая шуба - не стало меховой шубы.
Сосновая шишка - не стало сосновой шишки.
Логопед: ребята, вы справились с последним заданием.
- Рефлексия
Ребята как вы думаете, Мышонок научился произносит звук [ш] вместе с нами?
Ответ детей.
Мышик добрался до своей норки, и расскажет маме Мышке, о своём путешествии.
Логопед: Аня как ты помогла мышонку?
Ответ Ани.
Логопед:
- какую игру Андрей ты бы хотел поиграть ещё раз?
Ответ Андрея.
- про какую игру Халид ты расскажешь ребятам в группе? Или дома родителям?
Ответ Халида.
Итог логопеда.
Логопед: ребята наша занятие подошло к концу. И мышонок благодарит вас за помощь и дарит вам подарки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».
Количество детей: 3
Возраст детей: 5-6 лет.
Контингент подгруппы: по педагогической классификации: дети с ОНР (II, III уровня). По клинической классификации: у детей дизартрия.
Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах (ша, шо, шу, ши) и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в открытых слогах, словах.
- Закреплять у детей умение делить слова на слоги.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать у детей умение образовывать существительные в единственном числе родительного падежа и согласовывать их с прилагательными.
- Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата. Добиваться точного выполнения упражнения.
- Нормализация мышечного тонуса лица.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога и сверстников.
- Организационный момент.
В фиолетовом лесу жил-был мышонок Мышик со своей мамой. Он не умел произносить звук [ш]. Однажды он потерялся, и не смог найти тропинку домой. Мышик хочет вместе в вами научиться четко и правильно произносить звук [ш]. Поможем ему?
Ответ детей.
Логопед: чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка.
Дети проходят к зеркалу.
- Задание «Артикуляционная гимнастика».
Логопед: в этом нам помогут игрушки «весёлой артикуляционной гимнастики».
Дети выбирают по очереди упражнения и выполняют их.
Упражнения: «дудочка» - удерживание позы под счёт 5-7. (повторить 3 раза)
Упражнения: «Чашечка» - удерживание позы под счёт 5-7. (повторить 3 раза)
Упражнения: «Вкусное варенье» - выполнение 5-7 раз.
Упражнения: «Заборчик» и «Трубочка» - на переключение до 5 раз.
Дети под руководством логопеда выполняют упражнения.
Проходите на коврик и присаживайтесь поудобнее.
Логопед: ребята давайте мы выполним самомассаж лица. Повторяйте движения за мной.
- Элементы самомассажа «Мышки в норочках сидят»
Мышки в норочках сидят | поглаживание лба от середины к вискам |
Мышки в щелочки глядят. | поглаживание щек от переносице к вискам |
Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут. | поглаживание подбородка козелкам |
Тише, мыши, шустрый кот! Он вас всех подстережет! | Похлопывание лба |
Котик мышек не нашёл и поспать к себе пошёл | постукивание лица подушечками пальцев |
Только котик засыпает | Разглаживание щёк |
Мышки сразу выбегают. | постукивание лица подушечками пальцев |
Логопед: вот и справились с заданием
Логопед: "После разминки отправляемся в путь"
Подходим с детьми к «Фиолетовому лесу»
- Основная часть
- Упражнение «Змейка». На пути у нас опасность - змеи, что бы змеи ни съели мышонка, давайте отправим их к своим домикам. Проводи «змейкой» по дорожке, произнося отчетливо звук [ш]: (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)
Дети выполняют задание.
Логопед: как хорошо мы с вами пошипели. Проводили змей в домик, опасность для мышонка миновала. Продолжаем путь дальше.
Автоматизация звука "Ш" в слогах.
- Упражнение «Следы Незримки Всюсь»
Ребята, смотрите что это?
Ответы детей.
Шалунишка Всюсь тоже помогает мышонку добраться до дома. Давайте попрыгаем по следам и узнаем, что же нас ждёт впереди.
- Упражнение «Повтори слоги и слова»
Логопед: дети вставайте в кружок. Сначала выполню я, а потом вы.
ША-ША-ША (хлопки) – шаг.
ШО-ШО-ШО (трём ладошки) – шёпот.
ШУ-ШУ-ШУ (топаем) - шумим
ШИ-ШИ-ШИ (сжимаем кулачки)– шипим. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: справились и с этим задание легко.
Переходим к следующему заданию. (Дети подходят к Фиолетовому лесу).
Автоматизация звука[ш] в словах.
- Упражнение «Лабиринт »
Логопед: Перед вами картинки. Назовите их. Произнося чётко звук [ш]. Над картинкой есть кружочки, обозначающие количество повторений слов. Ваша задача перемещать квадратик и проговаривать слово, сколько кружочков над картинкой. Проговаривание слов (шапка, шуба, шашки, шишка, шампунь, шина, шут, шипы, шайба).
Дети проговаривают слова по очереди.
Логопед: молодцы ребята, справились на ура с заданием.
По тропинке мы пойдём,
На полянке домики найдём.
- Упражнение «Слоговые домики».
Ребята смотрите, какие интересные домики. Что значат цифры на крышах домиков.
Ответы детей
Ваша задача определить (прохлопать) количество слогов в слове и поместить предмет в нужный домик. Первый домик – обозначение 1 слога, второй домик – 2 слога, третий домик – 3 слога.
1 домик – душ, ковш
2 домик - шишка, шапка, шуба.
3 домик – машина.
Дети прохлопывают слова и определяют количество слогов в словах.
Логопед: проходите к столику. Перед вами стоит сухой бассейн, достаньте по одному предмету.
Дети достают предметы.
- Упражнение «Угадай, чего не стало?»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?». Называем предмет, прячем за спину, и проговариваем, чего не стало.
Синяя шапка - не стало синей шапки.
Зелёная машина – не стало зеленой машины.
Меховая шуба - не стало меховой шубы.
Сосновая шишка - не стало сосновой шишки.
Логопед: ребята, вы справились с последним заданием.
- Рефлексия
Ребята как вы думаете, Мышонок научился произносит звук [ш] вместе с нами?
Ответ детей.
Мышик добрался до своей норки, и расскажет маме Мышке, о своём путешествии.
Логопед: Аня как ты помогла мышонку?
Ответ Ани.
Логопед:
- какую игру Андрей ты бы хотел поиграть ещё раз?
Ответ Андрея.
- про какую игру Халид ты расскажешь ребятам в группе? Или дома родителям?
Ответ Халида.
Итог логопеда.
Логопед: ребята наша занятие подошло к концу. И мышонок благодарит вас за помощь и дарит вам подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду нормально развивающихся сверстни...
Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»
Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»
Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...
Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».
Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...
Трансляция опыта «Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (Т
В статье изложен опыт применения коррекционно-образовательных технологий учителя-логопеда, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровожде...