Проект «Мой Красноярский край».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Приобщая детей к культуре, знакомя с традициями и народными обрядами, формируем в детях непосредственно позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к другим народом, их обычаю.
В Сибири живут коренные народы: эвенки, долганы, эвенсы, селькупы ,они сумели сохранить и укрепить свою этническую культуру. Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка уважать и гордиться людьми, живущими на земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.
Изучение регионального компонента дает нам возможность узнать историю края, традиции и культуру сибиряков, тем самым мы обеспечиваем развитие нравственных качеств и основ патриотизма в соответствии с задачами ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_krasnoyarskiy_kray.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой Красноярский край».
Вид проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный.
По числу участников: групповой (дети старшей группы от 5 до 6 лет).
Срок реализации: 2 года ( сентябрь 2023- май 2025 года).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться
нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство».
В.А.Сухомлинский
Проблема
Проблема духовно-нравственного воспитания в детском саду стала насущной. Поэтому хочется больше уделять внимания на изучение основ культуры народов своего края. Так как без знаний своих корней, традиций нельзя воспитать человека, который будет любить своих родителей, дом, край, страну.
Проводя беседы с детьми, видим, что дети могут рассказать о городе, достопримечательностях, но мало знают о народах Севера, их культуре.
Актуальность проекта
Нравственное воспитание детей старшего возраста формирует отношение к жизни, гармоничное развитие человека. Знакомство с традициями, обычаями помогает сохранять историю русского народа, сохранить прошлое. Если мы хотим воспитывать в детях любовь, уважение к себе, к другим людям, и все то, что создавалось веками, мы можем передать это молодому поколению. Нужно научить детей, что они и есть носители русской народной культуры.
Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Совместно проводим праздники, мастер-классы, творческие мастерские, что способствует единению детей, родителей и педагогов.
Приобщая детей к культуре, знакомя с традициями и народными обрядами, формируем в детях непосредственно позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к другим народом, их обычаю.
В Сибири живут коренные народы: эвенки, долганы, эвенсы, селькупы ,они сумели сохранить и укрепить свою этническую культуру. Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка уважать и гордиться людьми, живущими на земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.
Изучение регионального компонента дает нам возможность узнать историю края, традиции и культуру сибиряков, тем самым мы обеспечиваем развитие нравственных качеств и основ патриотизма в соответствии с задачами ФОП ДО.
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшего возраста через освоение культуры и быта народов Красноярского края и передачу опыта от старших дошкольников младшим полученных знаний о Красноярском крае путём моделирования
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с историей народов Сибири;
- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов края, страны;
- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;
- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.
- развивать интерес к театрализованной деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашего края, страны.
- Воспитывать уважение к людям разным национальностям.
Формы реализации проекта
- занятия в игровых ситуациях
- дидактические игры (геокешенг, квест, бродилки и т.д ),познавательные игры(мемо, лото « Достопримечательности Эвенкии», « Найди отличия»,брейн-ринг « Мой родной край» и др.)
- познавательные беседы с привлечением носителя языка эвенков, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;
- рассматривание иллюстраций, картин, составление мини-книжек о животных края и достопримечательностях;
- передача опыта от старших дошкольников младшим полученных знаний о Красноярском крае путём моделирования;
- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;
- театрализованная деятельность;
-применение технологии «Говорящие стены» для самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
- постановка цели, задач;
Разработка проекта:
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор форм работы с детьми и родителями;
- выбор основных мероприятий;
- определение и формулировка ожидаемых результатов.
II. Внедрение проекта
- чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;
- беседы и практическая деятельность детей по теме проекта;
- оформление ППРС по теме проекта;
- создание мини-музея по теме;
- проведение занятий ;
- организация самостоятельной деятельности детей;
-организация передачи опыта от старших дошкольников младшим полученных знаний о Красноярском крае путем моделирования и создания мини-книжек;
- приобщение родителей к участию в проекте ( экскурсии, походы и тд.).
- проведение подвижных игр в рамках интегрированных занятий.
III. Итоговый этап
- Викторина для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»
- Мастер –класс « музыкальные инструменты»
- Театрализованное представление «Дух огня» с привлечением родителей Крус Агаты как носителей эвенкийской культуры;
- Изготовление карты Красноярского края с привлечением детей соседних групп с помощью игр: геокешинг, квест, бродилка и тд.
Ожидаемый результат
-Усвоение детьми знаний о культуре, традициях и быте народов Красноярского края; изучение элементов костюма, языка, инструментов;
-Сформированные у детей представления о знаменитых личностях Красноярского края;
-Проявление у детей уважения к разным национальностям, уважения к старшим;
-Сформированные умения высказывать свои суждения о полученной информации и делиться с детьми младшего возраста ( создание мини-книжек);
-Развитие у детей желания применять на открытых мероприятиях полученные знания и умения («Праздник народных игр»,« Масленица»,« Коляда», « Бакалдын»-встреча, « Эвинек»-летнее равнодействие);
-Увеличилось количество родителей, посещающих «Родительский клуб» и участвующих в совместных мероприятиях (посещение Краеведческого музея, мастер-класс, путешествия по значимым местам города и тд.).
-Заключение договоров и сотрудничество с другими социальными организациями: музей-заповедник « Столбы», национальный парк « Роев ручей», детская библиотека им. Г.Щукина, Красноярская краевая специализированная библиотека для инвалидов по зрению.
Методическое обеспечение проекта:
Р.Ю.Белоусова А.Н.Егорова Ю.С.Калинкина Парциальная программа Духовно-нравственное воспитание детей 5-7 лет « С чистым сердцем»
С.О.Ларионова Ю.А.Дзацило Нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Большая Медведица: Сказки народов Севера/ Перевод В.Ермакова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009.
Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. .
Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010.
«Природа и экология Красноярского края» - ККИПК РО, Красноярск, 2006г. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мой Красноярский край»
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы...
Презентация проекта "Животные Красноярского края"
В данном материале представлена презентация проекта "Животные Красноярского края", который был реализован в группе "Веселые человечки" осенью 2017 года....
Проект "Животные Красноярского края"
Мы живем в Красноярском крае. Наш край очень красив и богат, на его территории представлено несколько природно-климатических зон, в которых живут самые разные животные. Мы столкнулись с проблемо...
Детско-взрослый проект "Мой Красноярский край"
Детско-взрослый проект реализован в подготовительной группе и направлен на формирование ценностного отношения подрастающего поколения к своей малой родине, краю....
Проект "Богатейший Красноярский край"
Красноярский край богат своими обычаями, традициями, его населяют люди разных национальностей.Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой край необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызв...
Проект "Города Красноярского края"
В материале представлен проект по ознакомлению детей с городами Красноярского края...
Презентация проекта "Города Красноярского края"
В данном материале отражен отчет о проекте "Города Красноярского края"...