Проект экологической направленности «Цветочное наслаждение»
проект по окружающему миру

Тебенькова Евгения Игоревна

Проект  экологической направленности

«Цветочное наслаждение»

совместный проект родителей и детей

старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rabote_s_roditelyami.docx207.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Сказка» г. Омутнинска Кировской области

Проект  экологической направленности

«Цветочное наслаждение»

совместный проект родителей и детей

старшего дошкольного возраста

Составитель:

Тебенькова Евгения Игоревна,

воспитатель

http://my-ivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/09/dc47a9.png

г. Омутнинск, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Окружающий социум

Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры, Омутнинский металлургический завод. Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с экологической, социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.

Территория детского сада украшает центр города (по мнению жителей и гостей города). Неорганизованные дети и родители постоянно посещают территорию детского сада, потому что население привлекает озеленение, яркое игровое оборудование.

2. Актуальность  проекта

Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей – это проблема социального становления личности. А обострение экологической проблемы  диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования.

 Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного  воспитания детей.

Эколого – развивающая среда  детского сада является одним из условий экологического воспитания.

Именно создание развивающей среды позволяет  проводить разнообразную работу с детьми. С.Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». Специфика программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»  в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания». Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектах природы, находящихся на территории ДОО.

Работая по экологическому образованию детей, изучая новые современные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.

           В основу создания эколого-развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта. Исследования О.А.Сафоновой  доказывают  важность  интегративной  модели качества   дошкольного образования.

           Созданная таким образом эколого-развивающая среда  обеспечивает  современные  подходы  к  экологическому  образованию дошкольников. Она выстроена с учётом ряда особенностей:

- приоритетного осуществления экологического развития  и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

- сочетаемости ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);

- ресурсного обеспечение педагогического процесса (условия в ДОО);

- удовлетворенность родителей работой МКДОУ.

  1. Научность и обоснованность предлагаемой инновации

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Поэтому воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.

             Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, недостаточный уровень знаний родителей в вопросах организации экологического пространства, актуальность дизайнерского проекта, проблемы загрязнения территории, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы.

Познание детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагогов, родителей и окружающей среды.  Особенно ценен труд детей совместно со взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории, благоустройство), т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.

Поэтому  совместные природоохранные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.

На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.

Обновление эколого-развивающей среды для обеспечения более качественного воспитания детей – педагогов – родителей,   основывается на  принципах:

Принцип информативности – разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Принцип вариативности – определяется содержанием воспитания, культурными традициями, климатогеографическими особенностями;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования – предполагает легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования;

Принцип стабильности и динамичности  предметного окружения – сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности  сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.

Проблема: Как преобразить прогулочный участок с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наилучшей пользой для детей; как создать красоту на прогулочной площадке.

Цель проекта – создание условий для экологического  образования  воспитанников на основе социального партнерства как способа эффективного взаимодействия детей и родителей.

Принципиальная новизна проекта заключается в разработке и создании оригинальной ландшафтной композиции на территории игрового участка.

Задачи:

  1. Учить детей с помощью взрослых  создавать экологическую среду на прогулочной площадке. Привлекать внимание детей детского сада к проблемам загрязнения территории через проведение акций, десантов;
  2. Сориентировать родителей на организацию  проектной деятельности. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность.
  3. Привлечь внимания родительской общественности к вопросам создания здоровьесберегающей и комфортной среды, стимулирования деятельности  по разработке и внедрению проектов.
  4. Воспитывать  патриотизм, любовь к детскому саду, малой Родине.

Социальная значимость проекта – непосредственное участие родителей, детей на добровольной  основе в реализации проекта.

Показатель эффективности проекта:

Показатели эффективности проекта мы будем определять в ходе наблюдений за поведением и деятельностью детей  в экологических зонах.

Наблюдение за детьми.

Цель: определение степени эффективности использования новых экологических зон и оборудования на территории участка.

Критерии определения степени эффективности:

  • Предпочитаемая зона, частота ее использования.
  • Эмоциональность.
  • Частота использования оборудования.
  • Время пребывания.

Количество участников:

  • Родители: 45
  • Дети (воспитанники): 50 воспитанников

Возможность дальнейшего развития проекта: укрепление чувства патриотизма и любви к малой родине.

Направления работы воспитателя:

  • Выполнение  проекта прогулочного участка и работа над эскизами;
  • Подбор видового состава деревьев, кустарников и цветов;
  • Подбор и чтение художественной литературы;
  • Участие в мониторинге.

Направления работы родителей:

  • Участие в субботниках по благоустройству территории;
  • Посадка деревьев, кустарников, цветов;
  • Обеспечение посадочным материалом.

Ожидаемый результат:

1.Активное участие детей и родителей в создании экологической среды на  прогулочной площадке ДОО;

2.Привлечение внимания детей детского сада к проблемам загрязнения территории через проведение акций, десантов;

3.Оказание помощи родителям в разработке  проектной деятельности;

4.Организация совместной  детско-взрослой творческой деятельности, сотрудничество детей и взрослых.

Изучение методической литературы:

  1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
  2. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 1999 г. – 224 с.
  3. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003 г.
  4. Новосёлова С. Н. «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.  – 61 с.
  5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях/ авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 286 с.

Описание  мероприятий  для детей и родителей:

Этапы

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Организационный

май

  •  Изучение литературы;
  •  Беседа «Какие растения будут у нас жить?»

Проведение субботника по очистке территории;

  •  Природоохранные акции «Очистим участок от мусора», «Зелёная иголочка» - посадка деревьев (ель, сосна);
  •  Трудовой десант совместно с родителями «Зелёный наряд детскому саду»;

Мини - проект «Портрет растения»

Воспитатель

Родители

Дети старшего дошкольного возраста

Промежуточные результаты:

На данном этапе будет проведен субботник по очистке территории; появятся новые виды цветочных насаждений.

Современные экологические пространства дадут  большие возможности для социально-личностного развития  детей, навыки труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников, доброжелательного отношения к объектам природы и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Внесение изменений:

            Анализируя данный этап работы можно отметить нарастающий интерес дошкольников к познанию окружающего мира, поэтому возникла необходимость ведения углублённой работы с детьми с явно выраженными способностями к познавательной  деятельности через создание мини-проектов.

Практический

Июнь - август

  • Краткосрочные проекты «Наш участок самый лучший», «Вместе дружная семья»;
  • Интегрированные занятия «Зелёный патруль», «Как подружиться с природой».
  • Экскурсия к цветникам по городу Омутнинску.
  • Практикум для родителей «Как создать красоту»
  • Конкурс детского рисунка «Наш любимый детский сад»
  • Создание проектов «Как создаётся красота?», «Гости на клумбе», «Знакомые незнакомцы».
  • «Экологические экспедиции» по территории
  • Мини - проект «Цветочные фантазии»
  • Создание мини-проектов детьми «Мой любимый цветок», «Коллекция детских идей», «Дружба с солнцем, землей, водой»; зарисовка проектов
  • Консультация для родителей «Секреты флористики»

Презентация «Лютики-цветочки у меня в садочке»

Совместные праздники  «День матери», «Живи, Земля»

Конкурсы «Лучшая петунья», «Лучший цветник»

Промежуточные результаты:

         На данном этапе появились «Цветочные фантазии» - цветочницы.

Появятся экспериментальные зоны «Лаборатория исследований», площадка природы.

Внесение изменений:

Внести в проект коллекцию детских идей: что можно создать на нашей территории? Какие растения дружат друг с другом? Как работают ландшафтные дизайнеры? Зарисовка дома с родителями.

Огород

С ранних лет дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью её охраны и улучшения. Только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней. Поэтому на территории игрового участка мы решили организовать с детьми небольшой огород. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей.

Цветники

Цветы – это удивительно разнообразные по форме, цвету, ароматам растения, которые обогащают воздух кислородом, обеспечивают тепловой микроклимат, защищают территорию от пыли и шума, создают декоративный барьер между групповыми площадками. Цветы вызывают радость и умиротворение. Они создают прекрасную визуальную среду, развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. На участке детского сада должно быть много цветов – детский сад должен стать цветущим садом.

С этой целью  разработаны схемы всех клумб нашего участка, где продумана не только форма цветников, но и цветочные насаждения.

. Планируется создать на территории участка современные цветники, выполненные в соответствии с требованиями ландшафтного декорирования.

Воспитатель

Родители

Дети старшего дошкольного возраста

Аналитический

Сентябрь

  • Организация праздника «Твори добро!»
  • Определение перспектив.
  • Поощрение активных участников проекта

Родители

Дети

Воспитатель

Муз. руководитель

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс 

  • Закон Кировской области об образовании в Кировской области от 11.02.2003
  • СанПиН 2. 41. 1249-03
  • ФГОС ДО                        

2. Материально – технический ресурс 

Выращивание рассады.                                                      

  • Распределение экологических зон на прогулочных площадках.

3. Информационный ресурс 

  • Выпуск информационных листов, бюллетеней для родителей;

4. Организационный ресурс 

Обсуждение выявленной проблемы, принятие решения по реализации проекта, принятие решений.

  1. 5. Мотивационный ресурс

Творческий рост родителей; высокая степень ответственности за  воспитание экологической культуры дошкольников; желание сделать свой детский сад самым красивым в городе.

Результативность:

В результате реализации проекта красочная территория привлекает жителей и гостей города. Родители и дети гордятся  результатами совместной работы. Дети дошкольники и школьники бережнее относятся к окружающей среде. Вырос уровень профессиональной компетентности родителей.

Родители используют знания, полученные в ходе реализации проекта, при оформлении своих участков, газонов, цветников, дворовых площадок. В дальнейшем будут реализовываться  совместные проекты «Здоровье и экология», «Детский сад моей мечты», «К природе – с любовью», «Твори добро на территории города».

Современные подходы в создании эколого-развивающей среды способствуют достижению высоких результатов, основными из которых являются: повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологической направленности "Ребятам - о зверятах"

Проект предназначен для воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Цель проекта - создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких живо...

паспорт объекта экологической тропы "Цветочное наслаждение"

Краткая характеристика совместной деятельности детей, педагогов и родительского сообщества на данном объекте....

Дизайн-проект экологической направленности «Создание развивающей среды на прогулочной площадке».

Ухудшение экологической среды, усиление рассогласованности взаимодействия общества и природы, очевидная угроза жизни для всего живого на планете заставляют по-новому подойти к вопросам экологического ...

План долгосрочного проекта экологической направленности во второй младшей группе "Огород на подоконнике"

Проект «Освоение представлений детей младшего дошкольного возраста о росте растений в процессе создания «Огород на окне»...

Проект экологической направленности На тему: «Уроки Царицы воды» Для подготовительной компенсирующей направленности

Аннотация Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.В наше время многие люди поте...

Долгосрочный проект Экологической направленности для детей 6 – 7 лет группы комбинированной направленности (для детей с ТНР) «Бросим природе – спасательный круг!»

Направление реализации проекта: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъе...