НОД в старшей группе по экологии «Я и природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бредихина Елена Сергеевна

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

по экологии «Я и природа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_st_gr.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: НОД «Мир природы».

Цель: закрепление и уточнение знаний детей о природе.

Задачи:

  • обобщить представления детей о том, что такое природа; 
  • уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о характерных признаках каждого сезона;
  • воспитывать у детей бережное отношения к живой природе, желание узнать новое, умение видеть красоту природы, любознательность;
  • учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); 
  • развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, связную речь, умение правильно строить предложение.

Материалы и оборудование:

Разноцветные листья, загадки об осени, осенняя мелодия, магнитная доска; емкости с водой, поролоновые губки, конфетти, барабан, иллюстрации с явлениями природы; обручи, корзинки, шишки, грибы; ватман с изображениями насекомых; разрезные картинки с изображением животных.

На каждого ребенка: по 4 карточки разных цветов (желтого, красного, зеленого, белого); краски, кисти.

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие — в волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой. А вот в какое время года мы с вами попадем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Дети. В осень.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас разбросано под ногами?

Дети. Осенние листья.

Воспитатель. Какие они красивые, разноцветные! (Воспитатель поднимает листок с пола.) Да здесь загадки! А еще у вас на столах лежат карточки. Какого они цвета?

Дети. Красного, желтого, белого, зеленого.

Воспитатель. Это не простые карточки, а маленькие друзья каждого времени года. Каким цветом мы обозначим лето?

Дети. Красным цветом.

Воспитатель. Каким цветом обозначим осень?

Дети. Желтым.

Воспитатель. Каким цветом обозначим зиму?

Дети. Белым.

Воспитатель. Каким цветом обозначим весну?

Дети. Зеленым.

Дети подбирают цвета ко всем временам года.

Воспитатель. Послушайте загадки, о каком времени года в них говорится, поднимите карточку нужного цвета.

За окном веселых птичек стая

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял.

Значит, к нам пришла … (Весна)

В чистом небе солнце светит ярко

Можно искупаться: очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну конечно это… (Лето)

Белый снег покрыл поля и села,

В серебре деревья и дома.

Я качу с горы такой веселый!

Здравствуй, раскрасавица… (Зима)

С веток листья быстро облетели,

Дождь с утра, и в тучах небо просинь.

В огороде овощи поспели…

По приметам видно — это … (Осень)

Звучит фонограмма музыки, напоминающей дождь.

Воспитатель. Пока мы с вами отгадывали загадки, солнышко спряталось, небо затянуло серыми тучами. Наверное, скоро пойдет дождь. Давайте с ним поиграем.

Капля раз  Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два Еще один прыжок.

Очень медленно сперва  4 прыжка.

А потом, потом, потом  8 прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли  Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли  Сомкнуть руки над головой.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель. Ребята, а что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте. 

Дети берут конфетти и дуют на него. 

Дети. Конфетти разлетятся в разные стороны. 
Воспитатель. Что это вам напоминает? 
Дети. Как будто идет снег и ветер дует. 
Воспитатель (ударяет в барабан). Что напоминает вам этот звук? 
Дети. Раскаты грома. 
Воспитатель. Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем. Слышите звуки? С чем их можно сравнить? 
Дети. С дождем. 
Воспитатель. С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали? 
Дети. С явлениями природы. 

Воспитатель. Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.

 
Меня ждали,

Меня звали, 

Показался – убежали. (Дождь) 

Не снег и не лед, 
А серебром деревья уберет. 
(Иней) 

Над рекой и над долиной 
Повисла белая холстина. 
(Туман) 

Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, 
Ищем, ищем – не найдем. 
(Роса) 

На всех садится, 
Никого не боится
. (Снег) 


Цветное коромысло 
Над рекою повисло. 
(Радуга) 

Нашумела, нагремела, 
Все промыла и ушла. 
И сады и огороды 
Всей округи полила. 
(Гроза) 

Рассыпался горох 
На тысячу дорог. 
(Град) 

Звенит хрустальным бубенцом, 
Сбегая с крыши над крыльцом.
Журчит, звенит, поет, 
Она ломает снег и лед. (Капель) 

Без рук, без ног, 
А двери отворяет. (Ветер) 

Дети отгадывают загадки и показывают иллюстрации с явлениями природы.
Воспитатель. Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град?

Дети. Летом. 

Воспитатель. А когда можно увидеть снег, вьюгу?

Дети. Зимой. 

Воспитатель. А капель когда бывает? 

Дети. Весной. 

Воспитатель. Скажите мне, какое сейчас у нас время года? 

Дети. Осень. 

Воспитатель. А какие явления природы мы замечаем осенью? 

Дети. Дождь, ветер, листопад. 

Воспитатель. Ребята, мы сейчас говорили про явления природы, а известно ли вам, что природа бывает живая и неживая. Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (воспитатель показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается.

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух (воспитатель показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель обращает внимание на лежащий на полу мешок.

Воспитатель. Что это?

Дети. Мешок.

Воспитатель. Да он не простой, а волшебный. Там что-то лежит (заглядывает в него). Сейчас вытяните каждый из мешка по одной картинке.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дети вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т.д.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю игру «Кто быстрее соберет». Одна команда будет собирать грибочки, а другая - шишки.

Воспитатель. Ребята, а хотите узнать, кто здесь у меня изображен? (показывает лист ватмана с изображениями насекомых, нарисованными свечой).

Дети. Да.

Опыт «Волшебные рисунки»

Дети проводят кистью с красками по бумаге, на которой заранее свечой нанесены рисунки, и на цветном фоне начинают появляться изображения насекомых: бабочки, божьей коровки, паука, муравья, гусеницы, пчелы.

Воспитатель. Ребята, а кого вы видите на нашей полянке?

Дети. Бабочки, божьи коровки, пауки, муравьи, гусеницы, пчелы.

Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?

Дети. Насекомые.

Воспитатель. Ребята, а где же живут наши насекомые? Куда мы отправим муравья?

Дети. В муравейник.

Воспитатель. Совершенно верно. А где же живет паук?

Дети. На паутинке.

Воспитатель. А, где же у нас будут жить бабочка с гусеницей?

Дети. Бабочки и гусеницы живут на цветочках.

Воспитатель. А пчелки где живут?

Дети. В сотах.

Воспитатель. Молодцы! А кто же еще живет в лесу?

Дети. Медведь, лиса, заяц, волк, кабан.

Воспитатель. Давайте вы их сейчас нам покажете (дети собирают разрезные картинки с животными.)

Воспитатель. На этом наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились со всеми заданиями! Вы так много знаете о явлениях природы, о лесе и его обитателях! Конечно, это не все тайны природы! Их еще очень много! О них мы поговорим в другой раз. А что вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии сегодня?

Дети. Отгадывание загадок, игра с дождиком, игры, опыты.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

по экологии «Я и природа»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

А теперь, быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

-Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.

-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучки в небе проплывают,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

Воспитатель: - Почему вы так решили? Что такое природа?

Дети: Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака, деревья, цветы, грибы, птицы, животные и т.д.

Воспитатель: Ой, ребята, нам сегодня принесли письмо, а в нём приглашение (читает): «Приглашаем юных знатоков природы на учёный совет, который состоится в среду, 13 ноября, в 9 часов».

Воспитатель: Знатоки природы много знают о природе.

Поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы отвечаете, что входит в это понятие.

Овощи... (капуста, огурец, помидор)

Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)

Домашние животные… (корова, лошадь, собака)

Дикие животные... (волк, лиса, заяц)

Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)

Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Животные жарких стран… (лев, слон, обезьяна)

Морские обитатели… (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые... (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)

Ягоды… (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы всё назвали правильно. 

Нам срочно нужно идти на учёный совет. Проходите в зал заседаний!

ЗВУЧИТ ГИМН ЭКОЛОГОВ

Воспитатель: Сегодня мы выслушаем сообщения юных знатоков природы, поговорим о живой и неживой природе.

1 ребёнок (подходит к плакату «Живая и неживая природа»: 

Живая природа - это всё, что растёт, дышит, питается, развивается.

Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. 

И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.

2 ребёнок (подходит к плакату «Живая и неживая природа»: 

Неживая природа - это всё то, что не дышит, не растёт, не развивается.

Это то, что нас окружает - звёзды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух.

И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным знатокам за сообщения.

Конечно, вы запомнили, о чём говорили ваши юные коллеги.

Я сегодня приготовила для вас много карточек с картинками, но они упали и все перемешались, вы поможете навести порядок в них?

Дети берут по одной картинке и распределяют к живой или неживой природе. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то поясняют, какая… (живая или неживая).

Молодцы, давайте немного отдохнём.

Физминутка - игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.

Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы.

Страны все, и все народы.

и конечно, я и ты. (В. Орлов)

Давайте пройдём в художественную лабораторию.

Перед нами лист чистой бумаги, сейчас у нас на листе бумаги есть только невидимый прозрачный воздух. Им дышат все растения, все животные. Без него невозможно жить. В доме у нас есть потолок, а у природы, что мы можем назвать потолком? (небо)

Небо, какого цвета бывает? (серое, хмурое в ненастную погоду и светлое, голубое в хорошую погоду)

На нашей картине погода будет хорошая! Значит, небо у нас будет….(правильно голубого цвета)

К мольберту выходит ребёнок и наклеивает голубую полоску бумаги.

А в хорошую погоду, что ещё бывает на небе? (Конечно солнышко)

Выходит ребёнок, наклеивает солнышко.

Наша картина стала весёлой, солнечной. Оно светит и греет, нам от этого становится лучше, веселее. Все любят, когда светит солнышко? Когда оно ярче? Когда оно лучше греет? Что ещё может быть на небе рядом с солнышком? (правильно, тучи, облака)

Если погода плохая, то по небу плывут тёмные, серые тучи, а если погода хорошая, то белые, весёлые облака. Они бывают, похожи на, что? (на разные предметы, на животных)

А, что такое облако? ( Это много-много капелек воды вместе)

Выходят дети, наклеивают облака.

В доме у нас есть пол, а что у нас в природе мы можем назвать полом? (это земля – почва)

Дети наклеивают коричневую или чёрную полоску бумаги.

Что у нас, на ней будет расти? (трава, деревья, кусты, цветы)

Дети наклеивают и рисуют траву, деревья, кусты, цветы.

Земля их кормит. Дождик поит. Солнышко согревает. Без них они не вырастут!

В ней строят свои дома, норки? (кроты, мыши, землеройки, червяки)

В траве живут кузнечики, жуки. Но сейчас они спрятались, и мы их не видим.

На ёлочке, на дереве и под ними живут птицы и звери.

Дети рисуют птиц, зверей.

Ребята, мне кажется, что на картине кого-то не хватает? Как вы думаете кого? (конечно, нас с вами)

Рисуем человека.

Давайте мы эту картину подарим нашим гостям, а себе каждый нарисует свою картину.

Хорошо, молодцы. Пришла пора нам возвращаться. Чем мы сегодня с вами занимались? Что запомнилось? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада « Будь другом природе».

Цель:формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе; развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отста...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «В гости к феи природы».

Конспект занятия по экологии в старшей группе «В  гости к феи природы»....

Конспект НОД в старшей группе по экологии с электронно-дидактической игрой. «Природа или нет?»

План-конспект занятияТема: Что такое природа? Живая и неживая природаИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-э...

Сценарий развлечения для детей старшей группы по экологии «Сохраним нашу природу»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры.Задачи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие...

Итоговое занятие в старшей группе по экологии "Юные помощники природы"

Занятие по экологии ,где с ребятами закрепляем знание о правилах поведения в лесу.Закрепляем знание о лекарственных травах,Закрепляем счет от 1до 10.закрепляем знание о том,чем питаются,где живут живо...