Тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Дата | Тема | Цель | Автор |
Сентябрь | |||
1. Расскажи о любимых предметах | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
2. Моя семья | Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | ||
Занятие 1. Что нам осень принесла? | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 2. У медведя во бору грибы, ягоды беру… | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. | ||
Октябрь | |||
3. Петрушка идет трудиться Вариант 1 | Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
Вариант 2 | Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений. | ||
4. Мои друзья | Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. | ||
Занятие 3. Прохождение экологической тропы | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 4. Знакомство с декоративными птицами | Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. | ||
Ноябрь | |||
5. Петрушка идет рисовать | Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
6. Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь | Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | ||
Занятие 5. Осенние посиделки Беседа о домашних животных | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 6. Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу | Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | ||
Декабрь | |||
7. Петрушка – физкультурник Вариант 1 | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
Вариант 2 | Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению. | ||
Вариант 3 | Побуждать детей группировать предметы по назначению. | ||
8. Целевая прогулка «Что такое улица» | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес. | ||
Занятие 7. Дежурство в уголке природы | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 8. Почему растаяла Снегурочка? | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | ||
Январь | |||
9. Узнай все о себе, воздушный шарик | Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
10. Замечательный врач | Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества, интересы. | ||
Занятие 9. Стайка снегирей на ветках рябины | Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 10. В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой) | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | ||
Февраль | |||
11. В мире стекла | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
12. Наша армия | Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. | ||
Занятие 11. Рассматривание кролика | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 12. Посадка лука | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. | ||
Март | |||
13. В мире пластмассы | Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
14. В гостях у музыкального руководителя | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему. | ||
Занятие 13. Мир комнатных растений | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 14. В гости к хозяйке луга | Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | ||
Апрель | |||
15. Путешествие в прошлое кресла Вариант 1 | Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
Вариант 2 | Знакомить с назначением предметов домашнего обихода; развивать интерес к предметам рукотворного мира. | ||
Вариант 3 | Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на предметы. | ||
16. Мой город | Продолжать закреплять знания детей о названии родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город (поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок). | ||
Занятие 15. Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины) | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Занятие 16. Экологическая тропа весной | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | ||
Май | |||
17. Путешествие в прошлое одежды | Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. | О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» | |
18. Наш любимый плотник | Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.) Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. | ||
В мае с детьми проводят диагностические задания на занятиях и в индивидуальной работе (индивидуально или по подгруппам). | |||
Диагностическое задание 1 | Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах. | О.А. Соломенникова «Занятияя по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» | |
Диагностическое задание 2 | Выявить представления детей о растениях. | ||
Диагностическое задание 3 | Выявить уровень представлений детей о домашних и диких животных. | ||
Диагностическое задание 4 | Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. |
Наблюдения на прогулках с детьми 4–5 лет
Осень
Зима
Весна
Лето
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в старшей группе (УМК "Предшкола нового поколения")
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в старшей группе. Разработано на основе УМК "Предшкола нового поколения". "Маша и Миша изучают окружающий мир"....
Комплексно-тематическое занятие по Окружающему миру в средней группе «День народного единства»
Комплексно-тематическое занятие по Окружающему миру в средней группе «День народного единства»...
тематическое планирование по окружающему миру в подготовительной группе
планирование на год по окружающему миру в подготовительной группе...
Итоговое тематическое занятие по окружающему миру на тему "В садике-садочке выросли цветочки"
Коллективная творческая работа...
Тематическое занятие по окружающему миру Тема «Лето Красное»
Тематическое занятие по окружающему мируТема «Лето Красное»...
Перспективное тематическое планирование по окружающему миру во второй младше группе
Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым...
План работы по экспериментальной деятельности в группе младшего возраста. календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Деятельность экспериментирования способствует формированию детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им ...