Познавательно-исследовательская деятельность на занятии по экологическому воспитанию. Тема: «Живая земля».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Этот материал предназначен для воспитателей. Здесь дети знакомятся с составом почвы, песка, формируется познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nod_po_teme.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Познавательно-исследовательская деятельность на занятии по экологическому воспитанию.
Тема: «Живая земля». Группа: подготовительная группа № 1 Воспитатель: Денисова Г.В.
Задачи:
- формировать у детей представления о значении почвы в природе;
- познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка; - упражнять в умении сравнивать, анализировать;
- развивать умение использовать схемы для систематизации знаний; - формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
- активизировать словарь за счет слов: сыпучий, рыхлый, плодородная, воздухопроницаемое, перегной;
- учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Оборудование и материалы: посылка, емкости с песком и землей, ложечки, салфетки, вода, лупы, сито, фартуки, шапочки, воронки, стаканы по количеству детей.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для детей «Почемучка», экспериментирование с водой, воздухом, песком, рассматривание макета, отражающего расположение слоёв почвы, выращивание цветочных ростков в прозрачном горшке.
Ход деятельности
I ч.
Воспитатель: Ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. Посмотрите, на посылке знак «SOS». Вы знаете, что означает этот сигнал? (Ответы детей.) Да, кому-то срочно нужна помощь! (Открывает посылку, читает письмо.)
Это письмо от Лунтика (читает).
«Здравствуйте, мои друзья! Зовут меня Лунтик. Я отправился на другую планету, чтобы навестить своего друга - прекрасную Розу, но приключилась беда: заболел мой друг-прекрасная Роза, у неё пожелтели и стали опадать лепестки. Я узнал, что помочь ей сможет только «живая земля», которая есть на вашей планете. Я собрал грунт, в котором росла моя Роза, и отправил её в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ состоит «живая земля», я не могу».
II ч.
Поможем Лунтику? Давайте рассуждать: что нужно для жизни живому существу, например человеку, растению?
Вопросы воспитателя:
- Скажите, пожалуйста: что нужно человеку для его существования? (Воздух, вода, свет, питание.)
- Чем питается человек? (Ответы детей.) Молодцы, правильно!
- Скажите, а чем питается растение и где берёт питание? (Ответы детей)
- Человек и растение живые существа, им нужны, свет, воздух, вода, и конечно питание?
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «питательные вещества» для растения.
У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому хорошо себя чувствуют. Значит, землю можно назвать «живой». А у Лунтика цветок вянет. Почему? Давайте у знаем. Для этого предлагаю вам стать учеными -
исследователями.
III ч.
Воспитатель: Кто знает, чем занимаются ученые? (исследуют, наблюдают, проводят опыты) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Оденьте шапочки и фартуки для работы и садитесь за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому, вы будете работать парами, помогать друг другу, советоваться (дети садятся по два человека за стол, на столах ёмкости с песком и землёй, салфетки, вода, ложечки, лупы, воронки, сито, стаканы).
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно (ответы детей). Нам предстоит определить, в чем отличие нашей почвы от почвы, присланной Лунтиком. Для сравнения необходимо провести опыты с помощью таблицы, которая подскажет нам с чего необходимо начинать работу и какие результаты мы должны получить. Предлагаю рассмотреть её (воспитатель объясняет правила заполнения таблицы).
1. Для начала надо определить, есть ли различия во внешнем виде нашей земли и грунта Розы. Ребята как вы думаете, как можно определить? (рассмотреть и сравнить) Что, по-вашему, означает этот знак - радуга? Если есть различия, необходимо их отметить кружками разного цвета, а если нет -одинаковыми кружками.
2. Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша земля и земля Лунтика, то есть что в них содержится. Как это сделать? Для этого необходимо пропустить землю через сито, рассмотреть через лупу, определить и отметить, имеются ли в ней камни, глина, песок, чернозем и другие примеси. Все, что увидите, нужно отметить красными кружками в таблице.
3. Затем необходимо определить, какая почва сыпучая. Как мы это определим? Будем пересыпать землю и песок, присланный Лунтиком, при этом отмечать, что быстро и ровно пересыпается из ёмкости в ёмкость. Наиболее сыпучий вид отметим в таблице двумя красными кружками.
4. Далее необходимо провести более сложные опыты по определению воздухопроницаемости и удерживанию влаги. Эти опыты мы проведем вместе, я буду совершать действия, а вы внимательно наблюдайте и отмечайте все результаты. Воспитатель пытается скатать шарик из двух представленных образцов грунта. Почва Лунтика рассыпается, из почвы взятой из цветочных горшков в группе, шарик катается. Значит, эта почва содержит достаточное количество влаги и воздуха.
IV ч.
Воспитатель: Теперь нам необходимо размяться, снять усталость и поднять веселое настроение.
Физкультминутка.
V ч.
После опытов проводится анализ обследования двух образцов почвы и подводится итог.
Воспитатель: Итак, что вы можете рассказать о том, почему прекрасная Роза вянет и какая земля ей нужна.
Дети: Наша почва тёмного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозём, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает воду, в ней растение хорошо растёт - значит это плодородная земля.
Земля, присланная Лунтиком, более светлая, состоит из песчинок, сыпучая, пропускает воду и не удерживает влагу, в ней нет полезных примесей, благодаря которым растение может хорошо расти.
Земля Лунтика - это не плодородная земля. Это обыкновенный речной песок, который не удерживает влагу, быстро сохнет под солнцем, поэтому Роза гибнет.
Воспитатель: Молодцы, ребята, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Как можно помочь Лунтику исправить ситуацию?
Дети: Для того чтобы Роза выздоровела нужно послать ту землю, в которой растут наши растения - это земля «живая».
Воспитатель: Давайте соберём в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой» земли и отправим космической почтой Лунтику.
Конспект НОД
(познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе)
тема: «Живая земля»
Воспитатель: Денисова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию. Тема: " Круговорот водяы в природе"
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)
Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)Цель: - Познакомить детей с животными, живущими в лесах Кузбасса.- уточнить представление о том, чем они питаются;- развивать внимание;- воспитывать гуманное ...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию. Тема: " Круговорот воды в природе"
Занятие по экологическому воспитанию...
Занятие по экологическому воспитанию Тема: Лесное путешествие
Вызвать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.Уточнить и расширить представления детей о лесе. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.Развивать с...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологическому воспитанию: "Берегите родную землю"
Воспитывая маленького патриота, мы должны давать знаия не только о Родине в широком смысле, о семье , о доме, но и о земле, на которой он живет, которая его кормит, на которой стоит его дом , детский ...