Конспект по экспериментальной деятельности со льдом для старшей группы «В гостях у Снежной Королевы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по экспериментальной деятельности со льдом для старшей группы «В гостях у Снежной Королевы».
Цель: Расширение представлений о свойствах льда (лед - это тоже вода). Развитие у детей познавательной активности и любознательности посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
• Формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.
• Развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать;
• Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение детей делать выводы в ходе экспериментирования, а так же поддерживать у детей желание экспериментировать;
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь и совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
• Воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование:
• Компьютер и проектор.
•Для каждого ребёнка: кубики льда, одноразовые тарелки и ложки, стаканчики с водой, квадраты из бумаги разных цветов, салфетки;
• Соль поваренная, речной песок;
• Снежинка с посланием (заранее клеится на окно со стороны улицы);
• Картинка;
•Кусок льда размером с блюдце;
• Молоток.
Предварительная работа.
Просмотр мультфильма «Снежная Королева»; экспериментирование с водой, снегом, наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается). Чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима. Замораживание с детьми воздушных шариков наполненных разноцветной водой.
Ход ООД:
Воспитатель: Дети посмотрите в окно, откуда там появилась снежинка. Давайте посмотрим вдруг это послание. Интересно, от кого оно ребята? Сейчас узнаем. (Воспитатель открывает окно и снимает с стекла снежинку, показывает ее детям и читает послание).
«Здравствуйте, ребята, пишу вам я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная и равнодушная, но маленькая девочка Герда смогла отогреть моё ледяное сердце, и я стала доброй. В моем замке так холодно и уныло. Приглашаю Вас к себе в замок узнать секреты льда. Помогите украсить и добавить цвета моему ледяному замку.»
Воспитатель: Что же делать, ребята? Вы готовы отправиться в гости к Снежной Королеве? (Ответы детей).
Воспитатель: Но как мы туда попадём? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю полететь туда на ковре – самолёте (дети и воспитатель усаживаются на ковёр – самолёт):
Ты ковер лети, лети, нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся, тише, тише не качайся.
Не пугай моих ребят - хорошо они сидят!
Ниже, ниже опускайся, тише, тише приземляйся!
- Вот мы и приземлились, в замке Снежной Королевы очутились.
(Воспитатель на проекторе выводит изображение замка Снежной Королевы).
«В замке Снежной Королевы стены изо льда.
Всё спокойно в замке белом – Бблеск и тишина».
(показ слайда Снежная Королева)
Воспитатель: А вот и сама хозяйка ледяного царства. Она рада, что мы пришли к ней в гости. Снежная Королева знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда.
Воспитатель: Проходите за столы и присаживайтесь на стулья. Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки. Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими стали ваши руки? (Ответы детей: мокрыми, холодными).
Воспитатель: Почему мокрыми? (Ответы детей: от тепла наших рук лёд тает и превращается в воду).
Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно лед это замёрзшая вода. Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать.
Поиграем ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем. (Выполнять движения рук согласно тексту)
Воспитатель: А теперь попробуйте нажать на лёд, сжать его. Поменял лёд свою форму? (ответы детей).
Воспитатель: Почему? (Ответы детей: Потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.
Воспитатель: Давайте попробуем положить льдинку в стакан с водой и посмотрим, что будет происходить. Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет).
Воспитатель: Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Лёд не тонет в воде, лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. А где мы можем это увидеть? На реке во время ледохода. (показ слайда)
Воспитатель: Давайте посмотрим какого цвета лед. (Ответы детей.) А теперь положите кусочек льда на цветную бумагу. Какого цвета стал лёд? (ответы детей).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда). А лёд имеет свой цвет? (Нет, лёд бесцветный).
Воспитатель: Теперь я положу кусок льда на картинку. (Воспитатель показывает каждому ребенку картинку под льдом). Посмотрите. Можно ли сквозь лёд что-нибудь разглядеть? Картинку видно? (Ответы детей). Значит, лёд какой? (Прозрачный).
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста, я ударю молотком по льду. Что произошло? (Лёд раскололся). Значит он какой? (Хрупкий).
Воспитатель: Для каких забав нужен лед? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, заниматься фигурным катанием).
Физкультминутка. «Конькобежный спорт»
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед !
Совершаем мы полет.(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!!!(маршируем, хлопки перед грудью)
Воспитатель: Присаживаемся на свои места. Дети, как вы думаете, лёд может быть кому – то полезен? (Да). Кому? (Ответы детей).
Воспитатель: Лёд используют в косметологии; прикладывают на больное место при ушибах; используют для хранения мороженого; для замораживания ягод; чтобы остудить напитки; для хранения и транспортировки продуктов.
Лёд играет большую роль в природе. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то всё живое в реках замёрзло бы и погибло; лёд, как тёплое одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.
Воспитатель: Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Льдинка скользит по тарелке). Значит лёд какой? (Скользкий).
Воспитатель: Но из-за того, что лёд скользкий, он может быть опасным. Можно упасть и получить травму. Чтобы предупредить получение травмы в гололёд, нужно запомнить некоторые правила:
• в гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве;
• передвигаться нужно осторожно, лучше мелкой, шаркающей походкой, если есть возможность, нужно держаться за поручни и другие опоры;
• нельзя бегать и толкаться;
• если кто-то упал, помочь подняться или позвать на помощь взрослого.
Воспитатель: Возьмите ложку и помыпте кусочек льда солью. Что происходит со льдом? (Ответы детей) При попадании соли на лед начинается процесс таяния льда.
Воспитатель: Теперь посыпьте лед песком и ложкой аккуратно попробуйте его покатать по тарелке. Что случилось? (Ответы детей).Вы правы, лед перестает быть скользким. Вот почему дворники посыпают дорожки песком или солью.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня удалось побывать в замке Снежной Королеве и узнать секреты льда. Пришло время прощаться со Снежной Королевой и возвращаться в детский сад. Усаживаемся поудобнее на наш ковер-самолет.
Быстро летает ковер-самолет
Словно на крыльях тебя он несет.
Можно на тем, куда хочешь, добраться,
Самое главное - крепче держаться.
Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Рефлексия:
Что мы сегодня делали? Что вы узнали? (ответы детей: Лёд – это замёрзшая вода. Лёд твёрдый и не меняет свою форму. Лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий. Лёд может быть полезным и опасным (гололёд). Дети, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Вы все сегодня молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе "В гостях у Снежной Королевы"
Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Обобщение и систематизация представлений детей о зиме. Закрепление знаний характерных приз...
Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе «В гости к Снежной королеве».
Тип занятия: интегрированное.Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художестве...
Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)
Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» в старшей группе.
Тема: « Удивительный песок»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраст...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«В гостях у Снежной Королевы» с использованием мнемотехники
Образовательная область: речевое развитие.Интеграция: Познавательное развитие, физическое развитие.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное зап...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы»
Цель:- познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.- учить устанавливать взаимосвязь между явле...