Экспериментирование по сказкам
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Экспериментирование по сказкам.
Сегодняшний мир предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать для достижения положения в обществе и определенного социального статуса, чтобы обеспечить себе достойное существование. Современное общество требует от личности постоянного развития. Каждые 72 часа в мире появляются новые технологии. Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично. Человек должен обладать гибкостью ума и постоянным стремлением получать новые знания.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуются не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым объектами в природе.
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Также, известный факт, все дети любят сказки, они дышат сказочными историями. Если объединить эти два вида деятельности в одну, то есть сказочную историю и опыты с экспериментами, то получится удивительная история.
Давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, самостоятельность. Обогащается словарный запас. Происходит воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так, же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Сегодня мы с вами побудем немножко детьми и отправимся в сказку,
А попасть в сказку нам поможет сундучок.
Воспитатель: Но вот беда, ключик-то я обронила…
Что же теперь делать? (стоит стакан с водой на дне, которого лежит ключ) - Как из воды достать ключик, при этом, не намочив руки?
Опыт № 1 «Ключик».
Экспериментируйте (педагоги экспериментируют, достают ключ).
- У вас есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Может вам их как-то использовать, чтобы достать ключик? (выдвигают свои предположения).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта? Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.
Жили были три брата: апельсин, мандарин и лимон. Весело им жилось в своем цитрусовом государстве, жили они дружно и весело. Но тут лимон обиделся: это почему у апельсина есть один, у мандарина два, а у меня ни одного. (как вы думаете на что обиделся лимон?)
Обиделся лимон, поссорились братья и разошлись каждый в свое царство: апельсин в апельсиновое, мандарин – в мандариновое, лимон – в лимонное. Жили они так долго, пока в царство лимона не ворвался злой помидор. Захватил он царство лимона и запер его в темнице. Сидит лимон в темнице и льет слезы, лил лил и вспомнил о своих братьях, которые могут помочь ему, решил написать письмо мандарину, да только как же написать если есть только лист белой бумаги. Думал думал лимон и придумал, (как вы думаете что придумал лимон?) свернул письмо самолетиком и отправил по ветру, летело летело письмо и прилетело в царство мандарина. Поймал мандарин самолетик, да поранился, решил рану йодом обработать, нечайно пролил йод и прямо на самолетик и увидел на листе бумаги послание, а что он увидел мы с вами сейчас и узнаем.
Опыт №2: лимон и йод (перед вами лежат белые листы бумаги, нанесите кисточкой раствор йода на листы)
Вывод: йод не вступает в реакцию с лимонным соком.
Отправился мандарин выручать лимон, все обиды забыл, шел шел и заблудился, а на его пути озеро прекрасное с кувшинками, опустил он кувшинку в озеро и увидел стрелочку куда идти.
Опыт №3: кувшинки и вода
Вывод: волокна бумаги впитывают воду и набухают, бумага увеличивается в размерах.
Пришел мандарин к речке, как же через речку перебраться, ни моста, ни лодки, решил он переплыть, прыгнул в воду, а плавает он как поплавок, к берегу его все время и прибивает.
Давайте проверим, действительно ли наш мандарин как поплавок, не может плыть.
Опыт №3: мандарин в воде
Опустите мандарин в воду, утонул – нет? Почему?
Вывод: в кожуре мандарина есть поры воздуха, воздух легче воды.
Выплыл мандарин на берег и не знает как ему перебраться думал думал и придумал, как вы думаете, что придумал мандарин?
Снял мандарин кожуру и опустился на дно, а там за камешки, за водоросли и перебрался на другой берег.
Опыт№5: почистить мандарин и опустить в воду
Вывод: мандарин тяжелее воды.
Пришел он в царство апельсина и рассказал какая беда приключилась с лимоном, сели они на крылечке и стали думать, как выручить лимон. Решил апельсин угостить помидор своими дольками. Давайте почистим апельсин от кожуры.
Но отказался помидор освобождать лимонное царство и тогда апельсин и мандарин решили с помощью воздушных шариков долететь и освободить лимон. Но зацепился апельсин кожурой о шарик.
И шарики полопались.
Опыт №6: шарики и апельсиновая кислота
Вывод: в цитрусовых содержится кислота, которая разрушает некоторые материалы, резину, кальций.
А почему у мандарина шарики не лопнули (он летел без кожуры)
Испугался помидор взрывов и убежал из лимонного царство. Братья стали жить дружно и больше никогда не ссорились. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Экспериментирование на основе познавательного сказочного сюжета –эффективная и оригинальная образовательная технология, новый способ взаимодействия взрослых и детей, способствующий развитию детской инициативы, самостоятельности, взаимодействия с партнерами. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда интеллектуальных задач, учится рассуждать, обосновывать свои действия.
Новизна опыта по применению познавательных сказок в детском экспериментировании заключается в изменении форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса, а так же в возможности использования такого экспериментирования как формы совместной образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...
Познавательное развитие с элементами экспериментирования "Зимняя сказка"
Расширение представления детей о зиме. Стремление к проявлению у детей интереса к экспериментированию и навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности....
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
Открытое занятие на тему "Экспериментирование по сказке"
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов-знакомить с техникой провед...
Мастер- класс для педагогов «Экспериментирование по сказкам»
Мастер- класс по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок для педагогов ДОУ...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
Экспериментирование через сказку "Алиса в стране чудес"
Экспериментирование через сказку "Алиса в стране чудес". Занимательные опыты....