Воспитание ценностного отношения к природе и развитие познавательных способностей в рамках программы "Экологическая сказка"
консультация

Черникова Любовь Петровна

Формирование представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии, единство организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы. У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tsennostnogo_otnosheniya_k_prirode_i.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ценностного отношения к природе и развитие познавательных способностей в рамках программы "Экологическая сказка"

 Черникова Любовь Петровна

Воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ ЦРР -  детский сад № 10 г. Россошши

 

 

Формирование представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии, единство организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы. У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой.

Во время мероприятий, направленных на экологическое образование, у детей формируются элементарные обобщенные представления о растениях ближайшего окружения, о животных, птицах, насекомых, таким образом, воспитывается бережное доброжелательное отношение к растениям и животным, умение предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу.

 С целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста была разработана программа «Экологическая сказка». Данная форма выбрана потому, что она позволяет решить в процессе реализации несколько задач:

знания, которые дети получают в НОД и во время наблюдений, помогают им самостоятельно понять происходящие в природе процессы и явления;

обобщить материал при сочинении экологических сказок;

способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Проект «Экологическая сказка» способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие).

Методика работы с детьми в рамках программы «Экологическая сказка» разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети сочиняют сказки и рассказы, участвуют в придуманном ими театрализованном спектакле, рисуют, лепят, создают эскизы придуманных ими сказок; дети совместно с воспитателем сочиняют сказку, рассматривают какими средствами добиться соответствующего впечатления (картины природы, описание героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета); дети вносят необходимые акценты в суть переживаемого, описывают характеры героев, обстановку, «интерьер» сказки;  создают иллюстрации к отдельным эпизодам; дети лепят сказочных персонажей из доступных материалов, создают портреты героев, отражающих настроение при помощи разных материалов и различных техник рисования, подбирают картины, которые можно использовать в рамках проекта; изготавливают карнавальные маски, костюмы; сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями; подбирают  с помощью взрослых подходящую музыку к сказке (или отдельным фрагментам), учитывая место (лес, пруд, родник, заповедник) и характер действия героев сказки; проводятся игры «в сравнения» (Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого самое неожиданное и то же время точное?); сопоставляются сказки, придуманные разными группами детей и Ответы на следующие вопросы: Что общего между этими сказками? В чем различия? Что общего между героями сказок?  разыгрываются сценки и сказки (возможно, в форме викторины); Зрители отгадывают какой представлен герой и из какой он  сказки; организуется литературный театр синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию экологической сказки, выразительное чтение, демонстрация рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов); сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения; выбирают своего любимого героя, аргументировано доказывая достоинства своего героя;  проводятся тематические беседы экологические (индивидуальные или коллективные);  дети выбирают самую интересную сказку. Коллективный труд сочинения, театрализации и изготовление поделок приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересовать результатом общего дела.

Большое влияние мероприятия, направленные экологическое образование детей, формирование дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества, способствуют формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней, привлекают внимание детей к проблемам окружающей среды, учат понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, театрализованую игру, совершенствуют речи детей, развивают фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Презентация "Воспитание ценностного отношения к природе"

Вэтой презентации отражена лишь небольшая часть работы с детьми по воспитанию любви к родному краю, воспитанию ценностного отношения к природе....

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...

Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

«Использование художественных произведений в воспитании ценностного отношения к природе»

В презентации представлен материал направленный на воспитание у детей ценностное отношение к природе посредством репродукций картин художников, сюжетных картин, а также иллюстраций....

конспект воспитание ценностного отношения к природе

конспект воспитание эмоционального ценностного отношения к родному краю...