Статья "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Усынина Марина Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. В. Усынина

Россия, г. Шадринск,

МКДОУ №35 «Малышок»

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Государственная политика в области образования, переориентировавшись на его гуманизацию и гуманитаризацию, не мыслится без формирования экологических качеств личности. Экокультурное образование, под которым понимаем обучение, воспитание и развитие, возникло в связи с необходимостью такого приспособления человека к природе, которое бы гармонизировало отношение как общества, так и человека к природе.    

Современная экологическая ситуация требует пересмотра взгляда на природу как на объект, внешний по отношению к человеку. Не может разумный гражданин строить свое материальное благополучие и душевный комфорт на несчастье природы – вот один из главных ориентиров гуманитарных технологий. Сможет ли человек обрести обязательное для любого живого организма свойство экологического самообеспечения? От этого зависит, быть ему на Земле или не быть. Таким образом, в формировании стержневой позиции сохранности жизни выступает экологическая культура личности. Поэтому ценность жизни становится критерием экологичности (С. Н. Глазачев).

В целом, речь идет о воспитании поколения, способного, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным отношением к ней. Поэтому, воспитание эмоционально – ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, признанного начальным этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших проблем современной педагогики.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Эмоции в этот период играют большую роль в формировании способов и приемов овладения деятельностью. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т.д. (А.В.Запорожец).

Великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы.

Отечественные педагоги и просветители (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева) выступали за общение детей с природой с целью формирования их мировоззрения. Эти педагоги рассматривали и положительное влияние научных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, проявление симпатии к миру, стремление приблизить его к себе, познать, понять. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

По мнению Т. А. Серебряковой, у дошкольников:

- ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;

- усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;

- индикатором эмоционально - ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

- позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек – природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально – ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе. Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемее при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально – чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Следовательно, основной задачей педагогов и родителей является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде. То, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Реализовать данную задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основным методом ознакомления с природой является наблюдение. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому они кратковременны. В ходе наблюдения окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. На прогулке большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Во время прогулок и экскурсий дети знакомятся с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же организуются разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями (дидактические игры «Найди такой же листок», «Собери букет»). У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.  

Систематически проводятся наблюдения за погодой: дети рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, используются различные типы графических моделей: «календари природы», «календари – ширмы».

В процессе наблюдений осуществляется и ознакомление детей старшего дошкольного возраста с зависимостью объектов живой природы от неживой. Наиболее доступными являются наблюдения за птицами, насекомыми, растениями, находящимися в окружении детей. В ходе наблюдения внимание детей направляется не только на изменения поведения животных, но и на понимание причин таких явлений. Например, подводя детей к пониманию зависимости состояния растительности от сезонных изменений, детям предлагаются вопросы: «Почему осенью желтеют и опадают листья?», «Почему осенью засыхает вся зелень?». Самостоятельно находя ответы, дошкольники устанавливают связь активности солнца с температурой воздуха и изменением состояния растений.

 Недоступные наблюдению связи и зависимости, существующие в природе, раскрываются в процессе использования иллюстративно – наглядного материала: дидактических картин, репродукций, видеофильмов. В процессе наблюдений стараемся показать детям, что по отношению к животным они занимают позицию более сильной стороны. При этом, по мнению З. П. Плохих, важно «не подчеркнуть превосходство ребенка над беззащитностью животного, а вызвать желание ему покровительствовать». Для осуществления этой цели на прогулке предлагаем ребенку положить свою руку рядом с муравьем, жуком и сравнить их по величине.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Именно игра позволит удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В формировании у детей эмоционального отношения к природе используются разные виды игр. 

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Например, подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Растет цветок».

Для закрепления представлений о домашних и диких животных используются дидактические игры: «Найди по описанию», «Чей малыш?», «Домашние и дикие животные». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний» - служат для закрепления представлений об овощах и фруктах.

В предметных играх (с использованием листьев, семян, овощей, комнатных растений) уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах объектов природы.

Большое значение для развития дошкольников имеют творческие игры, связанные с природой (Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева). Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камни). Они позволяют ребенку познавать свойства материалов, совершенствовать свой чувственный опыт.

В сюжетно – ролевых играх дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе взаимодействия с миром природы. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и ценностное отношение к природе.

При формировании экологических представлении активно применяется метод моделирования. Доступность этого метода для детей доказана работами психологов А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Д. Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Моделирование помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения, т.е. полнее осознать явление.

Исследованиями А. М. Виноградовой доказано, что на развитие детей, как субъектов познания большое влияние оказывает детская художественная литература. Дошкольники пользуются образами литературы как эталонами для оценки самих себя и других людей. Особенность действия литературного произведения как эмоционального стимула – побуждение доброжелательных чувств на основе восприятия и представления литературных образов.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить  интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Широко используются такие методы как рассказ о природе и беседа с разными дидактическими целями: для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний старших дошкольников, формирования ценностного отношения к природе.

Большую роль в воспитании ценностного отношения к объектам природы придается труду. Выполняя трудовые поручения, дети знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объектов природы. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями в уголке природы, на цветнике и огороде. Для обобщений полученных представлений широко используются праздники и развлечения.

Таким образом, используемые в практической деятельности формы и методы экологического воспитания можно рассматривать как единую систему по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе.

Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой системы работы большое значение имеет предметно – развивающая среда группы. Содержание уголка природы в старшей группе: комнатные растения, календарь погоды и природы, альбомы по временам года, гербарии, книги, иллюстрации, коллекция семян и плодов, дидактические игры, природный и бросовый материал, оборудование для организации труда в природе, различные модели.  Для самостоятельной экспериментаторской деятельности детей создана мини – лаборатория. Для формирования знаний о характерных особенностях времен года используются подвесные модули (тучка с капельками, солнце, тучка со снежинками). В зависимости от изучаемой темы в группе оформляются макеты «У бабушки в деревне», «Лесные жители», «Огород и сад», «Птичий двор».

В работу по формированию ценностного отношения к природе вовлекаются  и родителей воспитанников. Для них организуются различные консультации, семинары, выставки, фотовыставки. Оформляются папки – передвижки, папки – раскладушки, экспресс – листы. Мамы воспитанников помогли сшить зимнюю одежду для кукол, папы – кормушки для птиц.

Считаю, что выбранное нами приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками  –  перспективная и наиважнейшая задача. В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в ней.

Список  используемой литературы:

  1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.

  1. Пономарева Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. [Текст] / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.
  2. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.
  3. Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. [Текст]  / под ред. Вагнер И. В. – М., 2008. – 121 с.
  4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.
  5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...

Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основ...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...

Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"....