Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сабирзянова Анастасия Игоревна

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего эксперимента – выявление форм взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в старшей группе.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Выявить формы взаимодействия воспитателя с семьёй по экологическому образованию дошкольников.

2.Выявить отношение родителей к организации экологического образования в ДОУ.

3.Провести анализ содержания родительского уголка.

4.Выявить как осуществляется экологическое образование в старшей группе.

Методы: беседа с воспитателем; анкетирование родителей; методика диагностики уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы (автор Т.А.Серебрякова).

Беседа с воспитателем.

Воспитателю были предложены следующие вопросы:

Каким образом организуется педагогический процесс в области экологического образования в группе?

Какие формы используются во взаимодействии с семьёй по экологическому образованию?

Как родители оценивают организацию экологического образования в ДОО?

Как осуществляется экологическое просвещение родителей?

В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.

Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо - познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Главной целью педагогического процесса является: дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников в ДОО разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОО с семьёй.

Во взаимодействие с семьёй по экологическому образованию воспитателем используются и реализуются: родительские собрания, родительские конференции, круглые столы, консультации, беседы с родителями, оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Родители – активные участники всех мероприятий проводимых в ДОО: экологических акций, проектов, экскурсий на природу, развлечений, викторин.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации такие как «Прогулка с ребёнком», «Домашняя экология», «Экология жилища».

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОО экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни, а также домашние задания и кроссворды.

Традиционным стало активное участие родителей в природоохранных акциях, изготовление родителями и детьми плакатов: «Защитим ель – красавицу наших лесов!», «Берегите воду!».

В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе нашего детского сада по организации экологического воспитания.

Мы провели анкетирование родителей детей старшей группы на тему «Экологическое образование детей».

В анкетировании приняли участие 24 человек.

Анкетирование показало, что 70% родителей смогли полно ответить на вопрос о том, что такое экология, что она изучает, чем занимается? Они считают, что экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых и неживых организмов, окружающей среды человека. Остальные 30% дали менее широкий ответ. Экология – наука об охране окружающей среды.

Данная проблема интересует 80% родителей.

Все родители любят природу, животных, птиц.

Однако только 30% поддерживают проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников. Это проявляется в том, что они беседовали с ребенком о природе, приобрели животных, часто выбираются на природу.

Знакомят детей с правилами поведения в природе 90% родителей.

Вместе с этим, 100% родителей считают, что это нужно делать.

Всем родителям нужна помощь ДОО по данной проблеме, а именно, чтобы воспитатель рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой и животными; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.

Организацию работы ДОО по данному вопросу все родители оценивают положительно.

Однако родители не высказали каких – либо предложений, пожеланий.

Из результатов анкетирования мы можем сделать вывод о том, что родители в целом положительно оценивают педагогический процесс экологического образования в ДОО. Родители высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем. Однако дома занимаются экологическим воспитанием детей лишь немногие родители.

Далее мы провели диагностику уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы (методика Т. А. Серебряковой).

Мы использовали следующие задания:

Задание 1. Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определение уровня знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 2. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определение уровня знания времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

Знает характерные признаки каждого времени года.

Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»

По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

Комментирует свой рисунок.

Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

Не знает характерных признаков разных времен года.

Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.

В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 3. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определение уровня экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Таким образом, несмотря на то, что в ДОО реализуется программа по экологическому образованию детей, уровень сформированности экологических знаний дошкольников остаётся на среднем уровне.

Мы считаем, что повысить уровень сформированности экологических знаний дошкольников можно, подключив к образовательному процессу семью.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

1.Экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;

2.Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, отношения дошкольной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В рамках данной дипломной работы нами была разработана программа формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента – подобрать и апробировать разные формы взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам экологического образования дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Разработать комплекс мероприятий Реальный) по взаимодействию ДОО с семьёй в экологическом образовании дошкольников.

2.Апробировать разработанный нами комплекс мероприятий в старшей группе.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Социально – экологические представления – это чувственно – наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.

На современном этапе формирование социально – экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – социально – экологических представлений, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.

Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.

Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.

Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:

1. Консультации.

2. Круглый стол «Сбережем родную природу».

3. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.

4. Проведение родительского собрания в форме КВН.

5. Проект по экологии «Животные планеты Земля».

КВН с родителями

6. Совместная экскурсия в природу.

Направления работы: повышение социально – экологической культуры родителей; знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи; оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи; включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

На первом этапе работы с родителями предлагаем проведение консультации для родителей.

Цель консультации – усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.

В процессе консультации необходимо показать значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение – это разговоры во время посадки растений, игра.

Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого (консультация представлена в приложении 2).

За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем родную природу».

Предлагается обсудить следующие вопросы: оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?; оказывает ли общество влияние на природную среду?; может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?

Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально – экологических представлений у детей старшего возраста (материалы круглого стола для родителей представлены в приложении 3).

На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.

Тема выставки: «Сказочное животное».

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям дать задание придумать название своему сказочному животному; так же детям необходимо сказать, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. должен быть включен элемент соревнования.

Дети могут использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие поделки, которые оценивать по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждаются призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).

Таким образом, активная включенность родителей в работу детей даст положительные результаты.

Следующей формой работы с родителями проведение родительского собрания в форме КВН.

Тема: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» (материалы КВНа представлены в приложении 4).

Цель: создание условий для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повышение интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

В раках формирующего эксперимента нами был разработан проект по экологии «Животные планеты Земля».

Экологический проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом, возможностями содержания образовательных программ. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым обще развивающим, комплексным программам и программам экологического направления.

Проблема: кто они, эти диковинные животные?

Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи: развивать поисковую деятельность детей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий; аргументировать свой выбор; расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран; развивать связную речь, обогащать словарь детей; совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Выполнение проекта:

Познавательные занятия «Животные разных стран».

Решение проблемных ситуаций: Почему в наших лесах не водятся тигры и львы? Как зимуют медведь и ёж? Как спасаются животные от врагов? Как помочь исчезающим животным?

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Зоомагазин»; дидактические игры «Кто где живёт», «Кто чем питается»; игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Телефон».

Речь и речевое общение: создание альбома «Рассказы о животных» (совместно с родителями); составление рассказов о животных и создание книги рассказов; чтение энциклопедической литературы о животном мире; сообщения «А знаете ли вы…?»; создание копилки «Мы их знаем»; разгадывание кроссворда «Дикие животные»; чтение рассказов о животных Е. Чарушина, В.Бианки, С.Маршака, В.Маяковского; загадывание загадок о животных, разучивание стихов; просмотр видеофильмов из серии «Мир дикой природы».

Физическое развитие: досуг «Джунгли зовут»; «Зверобика»; подвижные игры.

Продуктивная деятельность: рисование «Моё любимое животное»; рисование по произведению С.Маршака «Детки в клетке»; лепка экзотических животных; коллаж «Животные жарких стран» (оригами); ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага).

Театрализованная деятельность: настольный театр «Зоопарк»; имитация повадок, образа животных в импровизациях.

Презентации: выставка рисунков «Мир диких животных»; книга рассказов о животных.

Открытое занятие «Путешествие по нашей планете».

Работа с родителями: совместное с детьми создание альбома «Рассказы о животных»; участие в выставке рисунков; помощь в оформлении карты мира (подбор картинок животных); просмотр дома телепередач о животных.

Постановка новой проблемы: Почему исчезают животные? Как им помочь?

Конспект открытого занятия-презентации «Путешествие по нашей планете» (материалы представлены в приложении 5).

В конце работы с родителями необходимо провести ещё одну консультацию на тему «Познавательные интересы вашего ребёнка».

Узнав из анкеты, что многие родители не знают, как отвечать на детские вопросы мы разработали для них практикум и памятку «Как отвечать на детские вопросы?» (содержание консультации, практикума и памятки представлены в приложении 6, 7, 8).

Задачи: формировать представление о состоянии природы весной; обогащать и активизировать словарь; вызвать радостные переживания от общения с природой, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать коммуникативные способности.

Таким образом, мы предлагаем использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем родную природу»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Животные планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту  в окружающем ...

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"....