Познавательно-исследовательский проект: "Откуда берутся тени?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Боровых Лариса Ивановна

"Откуда берутся тени?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ten_aktualnost.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Абатский район

Филиал муниципального автономного образовательного учреждения  Банниковская СОШ, детский сад «Алёнка» п. Майский

Областной креатив – фестиваль «Надежда»

Направление: «Человек и Земля»

Познавательно-исследовательский проект

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕНИ?»

                                                    Авторы:

                                                                                                   Боровых Максим, 5 лет,

                                                                                              Вилков Ваня, 4 года,

                                                                                                             Гоферберг Кирилл, 4 года,

                                                                                                    Дуленцов Максим, 5 лет,

                                                                                                 Воспитанники старшей

                                                                                                    разновозрастной группы

                                                                                              «Непоседы» ФМАОУ

                                                                                              Банниковскаая СОШ

                                                                                               детский сад «Алёнка»

                                                                              п. Майский

Руководитель:

                                                                                                           Боровых Лариса Ивановна,

воспитатель

 

Краткая аннотация

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с раннего детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных исследований.

Цель: узнать, что такое тень и можно ли с ней играть.
Задачи:

Собрать необходимую информацию о понятии «тень»;

Научиться получать  тень самостоятельно;

Узнать, где применяют тени на практике;

Собрать картотеку игр с тенью;

Проблема

     По утрам в окошко нашей группы заглядывает солнышко. Дети обратили внимание, что в тех местах, куда попадают солнечные лучи, можно увидеть свою тень. Некоторые из детей стали принимать разные позы и наблюдали, как изменяется их тень. Тогда мы с детьми решили узнать больше о явлении тень и где её можно применить?

Актуальность

                                                                              На рассвете тень проснулась,

                                                         Потихоньку потянулась,
                                                      Полежала под мостом,
                                                     Погонялась за  котом,
                                                      К десяти часам устала
                                                     И короче вдвое стала.
                                                                В полдень влезла под забор,
                                                             И проникла к нам во двор,
                                                              От жары прикрыла грядки,
                                                               Со щенком играла в прятки,
                                                       А с закатными лучами,
                                                       Растянулась за домами
                                                           И решив, что спать пора,
                                                     Тень исчезла до утра.

Описание проекта:

     Что больше всего на свете любят делать дети? Ну, конечно же, играть, исследовать, познавать.

     Недавно, дети нашей группы, заинтересовались знакомым им  явлением – тенью.

Они спросили: «Откуда берётся тень?», «Как можно с ней играть?».

Чтобы получить ответ на волнующий их вопрос, мы решили провести

исследование.

Проект рассчитан на группу среднего возраста (4-5 лет). Продолжительность проекта: 3 недели. (с 11.01.2020 по 29.01.2020)

Объект исследования – тень и её свойства

Предмет исследования – происхождение тени и ее применение.

Основные методы: беседы со взрослыми, опрос сверстников, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов и игр с тенью.

Планируемые результаты проекта:

  • Научить детей при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы.
  • Формирование у детей естественнонаучных  представлений  о   явлениях     окружающего  мира.
  • Знакомство детей с теневым театром.
  • Создание картотеки игр с тенью, атрибутов теневого театра

1 этап. Подготовительный

В начале работы над проектом мы с детьми ответили на 3 вопроса:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как можем узнать?

- тень – бывает от меня

- тень похожа на своего хозяина

- тень она от солнца

- всегда ли у меня есть тень и что нужно, чтобы она появилась?

- всегда ли моя тень одинакова?

- можно ли убежать от тени?

- как можно играть с тенью?

- спросить у взрослых;

- посмотреть мультфильмы про тень;

- прочитать художественную  литературу;

- провести опыты с тенью;

Ответить на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно: Кирилл: «Тень от меня,   похожа на меня»

Максим: «Тень  бывает, когда светло»  

Максим: «Тень бывает, когда светят фонариком. Можно показывать

фокусы на стене»

Костя: «Тень нельзя догнать»

Мы заметили, что тень всегда с нами;  что от тени убежать нельзя;

что тень похожа на своего хозяина; что с тенью можно играть.

Исходя из этого,   выдвинули гипотезу:

Гипотеза:  мы предположили, что если мы раскроем секрет возникновения

тени, то сможем понять,  как с ней можно играть?

2 этап. Реализация проекта

Социализация:

игра «Наши тени»

Беседа по пословице: «Плохой друг, как тень: когда солнце - он  рядом, когда хмуро исчезает»

Познание:

Опыт «Чудесные превращения тени»

Опыт «Секрет перемещения тени»

Наблюдение: «Я и моя тень»

                       «Моя тень утром, днем и вечером»

                       «Тень в солнечный и пасмурный день»

Дидактическая игра «Найди правильную тень»

Компьютерная дидактическая игра «Узнай по тени»

просмотр мультфильмов:

                        Лунтик «Тень» 4   сезон 208 серия

                        Мусти «Свет и тень»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Ирины Шимко «Тень», Сергея Михалкова «Моя тень», Елены Загорученко «Тень»

Рассказ Г. Остера «Тень все понимает» («Котенок по имени Гав») отгадывание загадок про тень

Художественно-эстетическое развитие:

Изготовление фигурок для теневого театра

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением  тени от различных объектов

Рисование «Тень» (обведение и раскрашивание контура изображений) Прослушивание песни «Тень» сл. О. Богдан муз. В. Обожин

 Физическое развитие

игра «Ручные тени»

подвижная игра «Догонялки с тенью»

Итоговое мероприятие: показ театра теней по сказке «Репка»

работа с родителями:

Консультация «Поиграйте с тенью»

Папка-передвижка «Мастер-класс по организации театра теней дома»

 

Этап. Выводы и результаты

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

- тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.

- тень движется вместе с человеком или предметом

- тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света

- с тенью можно придумать много игр

А также:

Показали теневой театр по сказке: «Колобок»

Оформили фотовыставку «Наши тени»

Пополнили игротеку играми: «Найди правильную тень», «Узнай по тени»,

«Ручные тени»

Высказали пожелания на дальнейшую работу:

изготовить театр теней по другим сказкам

Узнать:

-почему возникает тень

-как узнавать время с помощью тени

-как относятся к тени разные народы

Заключение

В процессе проведённого нами эксперимента,   мы узнали, что цвет, размер и форма тени могут изменяться. Чем дальше источник света от предмета, тем тень меньше, темнее и чётче. Чем ближе предмет к источнику света, тем больше и размытее  тень. Изменения тени зависят от размера, формы предмета и от того, где расположен источник света. Оказалось, теней от предмета может быть несколько, это  зависит от того, сколько источников света освещает его.

         В ходе исследования мы открыли много нового о явлении, с которым встречаемся ежедневно. Оказывается тень – это место, куда не попадает свет.

Также мы узнали,  что существует много игр с тенью (теневой театр, «Чья это тень?», «Найди правильную тень», «Узнай по тени», «Ручные тени»).

        Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования.

Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась!

Список используемой литературы

  1. Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. - М.: Издательство «Слово '', 2009. - 64 с.
  2. Кошманская И. П. Театр в детском саду / И.П.Кошманская. - Ростов-на-Дону: Издательство '' Феникс '', 2004. - 320 c.
  3. Кузнецов В. И. Свет / В.И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 2007. - 128 с.
  4. Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. - М.: ООО '' Издательство РОСМЭН - ПРЕСС '', 2002. - 63 с.
  5. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ 
  6. Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» [Электроннй ресурс]. – Режим доступа: http://shishkinles.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Откуда берутся льдинки"

Проект для детей раннего возраста...

Проект "Откуда берутся мыльные пузыри?""

Краткосрочный детско-родительский проект...

Проект "Откуда берутся бабочки"

Познакомить детей с этапами зарождения бабочки.              1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.2....

«Мой проект – моему городу!» Номинация: Экология и семья Название социально-значимого проекта: «Откуда берутся растения? Как я выращивала бобы…»

Участвовали в кокурсе по развитию гражданских инициатив «Мой проект – моему городу!».Делали презентацию, выходили к ребятам средней и старшей группы, делились опытом. Понгравилось и ...

Презентация к проекту "Откуда овощи берутся?"

Презентация к проекту "Откуда овощи берутся?"...

Познавательно-исследовательский проект "Откуда берутся облака?"

Наш проект, с которым мы выступали на конкурсе "Страна чудес - страна исследований"Выбор темы был интересен моей воспитаннице и, было решено проработать эту тему, оформить и защитить.Была по...

Познавательно-творческий проект: «Откуда сладости берутся» с детьми старшего дошкольного возраста

Введение.Кондитерские изделия сопровождают нас по жизни. Их вкус знаком каждому с раннего детства. При разговоре с детьми о сладостях ребята захотели узнать, откуда берутся конфеты, торты, печенье, кт...