Познавательно-исследовательский проект: "Откуда берутся тени?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Абатский район
Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Банниковская СОШ, детский сад «Алёнка» п. Майский
Областной креатив – фестиваль «Надежда»
Направление: «Человек и Земля»
Познавательно-исследовательский проект
«ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕНИ?»
Авторы:
Боровых Максим, 5 лет,
Вилков Ваня, 4 года,
Гоферберг Кирилл, 4 года,
Дуленцов Максим, 5 лет,
Воспитанники старшей
разновозрастной группы
«Непоседы» ФМАОУ
Банниковскаая СОШ
детский сад «Алёнка»
п. Майский
Руководитель:
Боровых Лариса Ивановна,
воспитатель
Краткая аннотация
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с раннего детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных исследований.
Цель: узнать, что такое тень и можно ли с ней играть.
Задачи:
Собрать необходимую информацию о понятии «тень»;
Научиться получать тень самостоятельно;
Узнать, где применяют тени на практике;
Собрать картотеку игр с тенью;
Проблема
По утрам в окошко нашей группы заглядывает солнышко. Дети обратили внимание, что в тех местах, куда попадают солнечные лучи, можно увидеть свою тень. Некоторые из детей стали принимать разные позы и наблюдали, как изменяется их тень. Тогда мы с детьми решили узнать больше о явлении тень и где её можно применить?
Актуальность
На рассвете тень проснулась,
Потихоньку потянулась,
Полежала под мостом,
Погонялась за котом,
К десяти часам устала
И короче вдвое стала.
В полдень влезла под забор,
И проникла к нам во двор,
От жары прикрыла грядки,
Со щенком играла в прятки,
А с закатными лучами,
Растянулась за домами
И решив, что спать пора,
Тень исчезла до утра.
Описание проекта:
Что больше всего на свете любят делать дети? Ну, конечно же, играть, исследовать, познавать.
Недавно, дети нашей группы, заинтересовались знакомым им явлением – тенью.
Они спросили: «Откуда берётся тень?», «Как можно с ней играть?».
Чтобы получить ответ на волнующий их вопрос, мы решили провести
исследование.
Проект рассчитан на группу среднего возраста (4-5 лет). Продолжительность проекта: 3 недели. (с 11.01.2020 по 29.01.2020)
Объект исследования – тень и её свойства
Предмет исследования – происхождение тени и ее применение.
Основные методы: беседы со взрослыми, опрос сверстников, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов и игр с тенью.
Планируемые результаты проекта:
- Научить детей при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы.
- Формирование у детей естественнонаучных представлений о явлениях окружающего мира.
- Знакомство детей с теневым театром.
- Создание картотеки игр с тенью, атрибутов теневого театра
1 этап. Подготовительный
В начале работы над проектом мы с детьми ответили на 3 вопроса:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как можем узнать? |
- тень – бывает от меня - тень похожа на своего хозяина - тень она от солнца | - всегда ли у меня есть тень и что нужно, чтобы она появилась? - всегда ли моя тень одинакова? - можно ли убежать от тени? - как можно играть с тенью? | - спросить у взрослых; - посмотреть мультфильмы про тень; - прочитать художественную литературу; - провести опыты с тенью; |
Ответить на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно: Кирилл: «Тень от меня, похожа на меня»
Максим: «Тень бывает, когда светло»
Максим: «Тень бывает, когда светят фонариком. Можно показывать
фокусы на стене»
Костя: «Тень нельзя догнать»
Мы заметили, что тень всегда с нами; что от тени убежать нельзя;
что тень похожа на своего хозяина; что с тенью можно играть.
Исходя из этого, выдвинули гипотезу:
Гипотеза: мы предположили, что если мы раскроем секрет возникновения
тени, то сможем понять, как с ней можно играть?
2 этап. Реализация проекта
Социализация:
игра «Наши тени»
Беседа по пословице: «Плохой друг, как тень: когда солнце - он рядом, когда хмуро исчезает»
Познание:
Опыт «Чудесные превращения тени»
Опыт «Секрет перемещения тени»
Наблюдение: «Я и моя тень»
«Моя тень утром, днем и вечером»
«Тень в солнечный и пасмурный день»
Дидактическая игра «Найди правильную тень»
Компьютерная дидактическая игра «Узнай по тени»
просмотр мультфильмов:
Лунтик «Тень» 4 сезон 208 серия
Мусти «Свет и тень»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Ирины Шимко «Тень», Сергея Михалкова «Моя тень», Елены Загорученко «Тень»
Рассказ Г. Остера «Тень все понимает» («Котенок по имени Гав») отгадывание загадок про тень
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление фигурок для теневого театра
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением тени от различных объектов
Рисование «Тень» (обведение и раскрашивание контура изображений) Прослушивание песни «Тень» сл. О. Богдан муз. В. Обожин
Физическое развитие
игра «Ручные тени»
подвижная игра «Догонялки с тенью»
Итоговое мероприятие: показ театра теней по сказке «Репка»
работа с родителями:
Консультация «Поиграйте с тенью»
Папка-передвижка «Мастер-класс по организации театра теней дома»
Этап. Выводы и результаты
В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:
- тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.
- тень движется вместе с человеком или предметом
- тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света
- с тенью можно придумать много игр
А также:
Показали теневой театр по сказке: «Колобок»
Оформили фотовыставку «Наши тени»
Пополнили игротеку играми: «Найди правильную тень», «Узнай по тени»,
«Ручные тени»
Высказали пожелания на дальнейшую работу:
изготовить театр теней по другим сказкам
Узнать:
-почему возникает тень
-как узнавать время с помощью тени
-как относятся к тени разные народы
Заключение
В процессе проведённого нами эксперимента, мы узнали, что цвет, размер и форма тени могут изменяться. Чем дальше источник света от предмета, тем тень меньше, темнее и чётче. Чем ближе предмет к источнику света, тем больше и размытее тень. Изменения тени зависят от размера, формы предмета и от того, где расположен источник света. Оказалось, теней от предмета может быть несколько, это зависит от того, сколько источников света освещает его.
В ходе исследования мы открыли много нового о явлении, с которым встречаемся ежедневно. Оказывается тень – это место, куда не попадает свет.
Также мы узнали, что существует много игр с тенью (теневой театр, «Чья это тень?», «Найди правильную тень», «Узнай по тени», «Ручные тени»).
Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования.
Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась!
Список используемой литературы
- Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. - М.: Издательство «Слово '', 2009. - 64 с.
- Кошманская И. П. Театр в детском саду / И.П.Кошманская. - Ростов-на-Дону: Издательство '' Феникс '', 2004. - 320 c.
- Кузнецов В. И. Свет / В.И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 2007. - 128 с.
- Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. - М.: ООО '' Издательство РОСМЭН - ПРЕСС '', 2002. - 63 с.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
- Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» [Электроннй ресурс]. – Режим доступа: http://shishkinles.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Откуда берутся льдинки"
Проект для детей раннего возраста...
Проект "Откуда берутся мыльные пузыри?""
Краткосрочный детско-родительский проект...
Проект "Откуда берутся бабочки"
Познакомить детей с этапами зарождения бабочки. 1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.2....
«Мой проект – моему городу!» Номинация: Экология и семья Название социально-значимого проекта: «Откуда берутся растения? Как я выращивала бобы…»
Участвовали в кокурсе по развитию гражданских инициатив «Мой проект – моему городу!».Делали презентацию, выходили к ребятам средней и старшей группы, делились опытом. Понгравилось и ...
Презентация к проекту "Откуда овощи берутся?"
Презентация к проекту "Откуда овощи берутся?"...
Познавательно-исследовательский проект "Откуда берутся облака?"
Наш проект, с которым мы выступали на конкурсе "Страна чудес - страна исследований"Выбор темы был интересен моей воспитаннице и, было решено проработать эту тему, оформить и защитить.Была по...
Познавательно-творческий проект: «Откуда сладости берутся» с детьми старшего дошкольного возраста
Введение.Кондитерские изделия сопровождают нас по жизни. Их вкус знаком каждому с раннего детства. При разговоре с детьми о сладостях ребята захотели узнать, откуда берутся конфеты, торты, печенье, кт...