«Зеленая тропинка» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Направленность программы коррекционно-развивающаяся. На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н.Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н.Н. Поддьяков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zelenaya_tropinka.docx | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка» городского округа Спасск-Дальний
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 "АЛЁНКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-ДАЛЬНИЙ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 "АЛЁНКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК- ДАЛЬНИЙ
DN: c=RU, st=Приморский край, street=Красногвардейская 112/3, l=Спасск- Дальний, title=Заведующий, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 "АЛЁНКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК- ДАЛЬНИЙ, 1.2.643.100.1=120D31303232353030383230353036, 1.2.643.100.3=120B3034323935353832313733,
1.2.643.100.4=120A32353130303037393230,
1.2.643.3.131.1.1=120C323531303035363033353039,
email=spkspassk@gmail.com, givenName=Екатерина Ивановна, sn=Кочевинова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 "АЛЁНКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-ДАЛЬНИЙ
Дата: 2022.09.09 11:42:58 +10'00'
Утверждена
приказом заведующего МБДОУ
д/с № 16 «Алёнка» городского округа Спасск – Дальний
от 31.08.2022 г. №_190_
Принята решением педагогического совета МБДОУ д/с № 16 «Алёнка»
городского округа Спасск Дальний
(протокол от 31.08.2022 г. № 1)
«Зеленая тропинка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Подготовлена: воспитателем, Гуцул Е.В.
г. Спасск-Дальний 2022 год
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А.Панько и др.)
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.
Направленность программы коррекционно-развивающаяся. На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н.Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н.Н. Поддьяков.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 5-7 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-7 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование
сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами.
Известный психолог Ж.Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека, является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития
ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При
этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж.Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Уровень освоения. Общекультурный. «Зелёная тропинка» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными требованиями и предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используются:
А.А. Плешаков «Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год (по 2 занятия в неделю) продолжительностью 25-30 минут).
Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Данная программа составлена для детей 5-7 лет для подготовки к школе.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся посредством развития познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.
- в программе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, наблюдений, исследований;
- программа включает реализацию проектной деятельности по экологическому воспитанию. Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 7 лет. Характеристика детей от 5 до 6 лет.
Дети 5-6 лет в образовательной деятельности овладевают рядом сложных представлений о явлениях социальной жизни, о нравственных качествах. Формируются привычки культурного и организованного поведения. Усложняются требования к дисциплине детей, их взаимоотношениям со сверстниками. Немаловажные сдвиги происходят в области произвольного запоминания, мышления, нравственно- волевом развитии. Я. А. Коменский отмечает, что растущая любознательность, развивающаяся дифференцировка и углубление чувств позволяет учить детей в образовательной деятельности работать в течение обусловленного времени; не только слушать, но и слышать; не только видеть, но и наблюдать, сравнивать, замечать, анализировать.
Дети шестого года жизни способны рассуждать и давать адекватные причинные пояснения, если рассматриваемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Характеристика детей от 6 до 7 лет.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например, связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу и др.
В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
Расширяются представления о растениях, животных, многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основные жизненные функции (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней) связь между строением органов и их функциями. понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.
Своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
Расширяются знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях. Об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.
Представление о человеке как живом существе. Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных.
Здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранение целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.
Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природы». Формируются предпосылки экологического сознания в виде наличия у ребенка представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций. Освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного осмотрительного отношения к окружающему миру природы, бережливого и экономного отношения к природным ресурсам.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 - 6 лет (первый год обучения), 6 - 7 лет (второй год обучения). Группа комплектуется детьми на основании
желания ребенка. Занимаются всей группой.
Режим занятий: одно занятие в неделю, в первую половину дня, с сентября по май включительно.
Реализация программы рассчитана на 2 года (144 академических часа): 1 год обучения – 72 академических часа, 2 год обучения – 72 академических часа. Длительность занятий детей старшей группы: 25-30 минут и детей подготовительной группы: 30-35 минут,
определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН СанПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Принципы и подходы к формированию программы.
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
- Принцип научности - детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
- Принцип доступности - все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников, обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
- Принцип развивающего эффекта содержания - знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
- Принцип системности - все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
- раеведческий принцип - чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Содержание программы Учебный план
2022 – 2023 года обучения Старшая группа
Виды деятельности | Количество занятий | Формы аттестации/ Контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ | 2 | |||
Окружающий мир | 1 | - | 1 | Беседа |
В гостях у Данилы мастера | 1 | - | 1 | Беседа |
Мир вокруг нас | 56 | |||
Рукотворный мир | 42 | 10 | 32 | Наблюдение |
Волшебный сундучок | 10 | 4 | 6 | Анкетирование |
Кладовая природы | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, беседа |
Итоговое занятие: «Путешествие на лесную полянку» | 2 | - | 2 | Тестовые задания |
Я познаю мир | 12 | |||
Тайны живой природы | 1 | 5 | Экскурсии Наблюдение | |
Лесные сказки | 1 | 5 | Экскурсии Наблюдение | |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание учебного плана 2022 – 2023 года обучения Старшая группа
Раздел 1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу (2ч.) |
Тема 1.1. Ведение в программу (1 час теории) Аудиторные занятия. Теория: Окружающий мир. Знакомство с детьми. Презентация творческого объединения «Зелёная тропинка». Правила поведения и техника безопасности на занятиях. |
Тема 1.2. (1 час теории) |
Теория: В гостях у Данилы мастера. История возникновения предметов. |
Раздел 2. Мир вокруг нас (56ч.) |
Тема 2.1.Рукотворный мир (10часов теории, 32часов практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Понятие рукотворного мира. Предметы – помощники. |
Практическая работа: Выполнение задания «Дорисуй рисунок». Дидактические игры «Удивительные предметы», «Поможем Даниле», «Жизнь интересных вещей». |
Тема 2.2.Волшебный сундучок (4 теории,6 практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Соседи по планете. Ключи к тайнам природы. |
Практическая работа: Подвижные игры «Весёлые зверюшки», «Кто кого перетянет». |
Тема 2.3. Кладовая природы (2часов теории, 2часов практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Золотые витамины. Старинный лекарь. |
Практическая работа: Труд «Наши умелые руки. Дидактическая игра «Угадай, чьи ветки?». |
Тема 2.4. Итоговое занятие (2 часа практики) Аудиторные занятия. |
Практическая работа: Тестовые задания. |
Раздел 3.Я познаю мир (12 часов) |
Тема 3.1. Тайны живой природы (1 часов теории, 5часов практики) Внеаудиторные занятия. |
Теория: Какие бывают растения. |
Практическая работа: наблюдения. |
Тема 3.2. Лесные сказки (1 часов теории, 5часов практики) Внеаудиторные занятия. |
Теория: Мы учёные. |
Практическая работа: экскурсии, наблюдения. |
Итого:72 часа. |
Содержание программы Учебный план 2023– 2024 года обучения
Подготовительная к школе группа
Виды деятельности | Количество занятий | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | Беседа | ||
Вводное занятие «Будем знакомы» | 1 | 1 | - | Наблюдение |
Познавательное мероприятие «Хочу всё знать!». | 1 | 1 | - | |
Удивительное рядом | 56 | |||
Земля - мой дом | 10 | 3 | 7 | Подвижные игры |
Живая и неживая природа | 22 | 8 | 14 | Наблюдение, беседа |
Животный и растительный мир | 24 | 8 | 16 | Тестовые задания |
Итоговое занятие: «Природа благодарит и сердиться» | 2 | - | 2 | |
Охрана природы | 12 | Подвижные игры | ||
Азбука зелёной планеты | - | 2 | 4 | Наблюдение, беседа |
Природа благодарит и сердиться | - | 2 | 4 | Экскурсии, наблюдения |
Итого: | 72 |
Содержание учебного плана 2022 – 2023 года обучения Подготовительная группа
Раздел 1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу (2ч.) |
Тема 1.1. Вводное занятие (1 час теории) Аудиторные занятия. Теория: «Будем знакомы!» Содержание образовательной программы второго года обучения: режим работы объединения, организация рабочего места, правила поведения. |
Тема 1.2.Познавательное мероприятие «Хочу всё знать!» (1 час теории) |
Раздел 2. Удивительное рядом(56ч.) |
Тема 2.1. Земля – мой дом (3 часов теории,7часов практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Воспоминание о лете. Предметы помощники в учёбе. |
Практическая работа: Рассматривание альбомов. Наблюдение за сезонными изменениями. Объекты живой и неживой природы. |
Тема 2.2. «Живая и неживая природа» (8 часов теории 14 практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Понятия о живых и неживых организмах |
Практическая работа: - выполнение заданий в тетради; |
Тема 2.3. «Животный и растительный мир» (8 теории,16 практики) Аудиторные занятия. |
Теория: Значение природы. Изменения живой природы. |
Практическая работа: Наблюдение изменений за природой. |
Тема 2.4. Итоговое занятие (2 часа практики) |
Практическая работа: тестовые задания. |
Раздел 3.Охрана природы (12ч.) |
Тема 3.1.Азбука зелёной планеты (2 часа теории,4 часа практики) Внеаудиторные занятия. Теория: Красная книга. Охрана природы. Животный и растительный мир. |
Практическая работа: Игра – занятие на природе «Встреча с зелёным другом». Игровое упражнение «Что перепутал художник?». |
Тема 3.2Природа благодарит и сердится (2 час теории,4 часа практики) |
Теория: Природа - наш общий дом. С природой живи в дружбе, и она у тебя будет на службе. |
Практическая работа: экскурсии, наблюдения. |
Итого:72 часа. |
Описание образовательной деятельности.
Повышение качества образования проходит через использование в педагогической деятельности образовательных технологий: технология дифференцированного обучения позволяет создавать оптимальные условия для выявления задатков, развития творческих интересов и способностей каждого ребёнка;
технология разноуровневого обучения позволяет создать условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую уровню его развития;
игровые технологии включают методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: ролевые игры, дидактические игры, коммуникативные, познавательные игры;
личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов;
технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах; главная идея обучения в сотрудничестве-учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья, создание максимально возможных условий для развития духовного, эмоционального, личностного здоровья, повышения работоспособности обучающихся (чередование различных видов деятельности,
физкультминутки, комплекс упражнений на снятие усталости, положительный психологический климат на занятии).
Планируемые результаты
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей данная программа ориентирована на достижение личностных, метапредметных результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся:
- принимать участие в работе парами и группами;
- уважительное отношение к семье, к городу, природе и культуре;
- использование в общении правила вежливости;
Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- любознательность как основа познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
- развитие (в достаточной степени) памяти, внимания, мышления;
- формирование бережного, созидательного отношения к миру.
Предметные результаты характеризуют и систематизируют накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация):
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
- узнавать растения, приводить примеры;
- соблюдать правила экологического поведения в клубе.
По итогам диагностики проводится консультация для родителей (по запросу родителя).
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
- Материально–техническое и информационное обеспечение.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся; на рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк.
Оборудование. Необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы: столы, стулья, шкафы для хранения пособий, музыкальный центр с аудиозаписями (магнитофон), доска, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Инструменты и материалы, необходимые для реализации программы: ножницы, цветная бумага, картон, природный материал. Информационное обеспечение: аудиозаписи в соответствии с программой, видеозаписи.
Дидактический материал: наглядный материал, настольные развивающие игры, наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов по темам. Приложение 1
- Нормативно-правовые документы.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Устав МБДОУ №16 «Аленка».
- Вспомогательный материал. Социальный паспорт ребёнка 5- 6 лет.
Переход из среднего звена в старшее звено - важная ступень в психическом развитии ребёнка. В этом возрасте повышается уровень управления поведением, что положительно сказывается на развитии умственных процессов, внимания, памяти, мышления, речи. Дети начинают устанавливать простую взаимосвязь между свойствами предметов и явлениями (например, отношение последовательности явлений во времени, равенства и неравенства между группами предметов, отношение части и целого).
У детей старшего возраста предусматривается значительное усложнение программных задач в каждом из разделов. Почти на каждом занятии детям предлагается задания с раздаточным материалом (объёмные мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры, цифры, числовые карточки, счётные палочки).
Работа начинается с повторения пройденного материала (занятия 1-4). Это помогает выявить уровень усвоения детьми математических представлений и понятий на предыдущем этапе обучения.
На данном этапе увеличивается объём изучаемого материала. Большое внимание уделяется формированию умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Это способствуют наглядные материалы (весёлые рисунки, учебно – игровые, логические задачи и др.).
Упражнениям в тетради должна предшествовать работа с демонстрационным материалом.
В результате систематического обучения, общения со взрослым у детей к концу года расширяются и углубляются математические понятия и представления, формируются предпосылки к учебной деятельности, что станет базой успешного усвоения программы на следующем этапе обучения.
Социальный паспорт ребёнка 6-7 лет.
У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 минут. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную к школе группу.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает интерес к учебной деятельности. Дети уже хорошо владеют предпосылками к учебной деятельности (умением понять учебную задачу, самостоятельно ее решить, в том числе в уме, провести самоконтроль и
оценку выполненной работе).
В этом возрасте им предлагается самостоятельно сформулировать задание, которое они должны выполнить. Эти задания отмечены особым значком. Детям предлагается рассказать, что надо сделать в данном задании (например, пересчитать предметы в геометрических фигурах и написать под ними цифру, которая обозначает их количество). Сначала дети испытывают трудности в самостоятельной формулировке
задания, но постепенно овладевают этим умением.
Обучение, как и в предыдущих группах, начинается с повторения и закрепления знаний, умений, навыков, полученных в предыдущей группе (занятия 1-8), без чего невозможно усвоение нового материала.
На данном этапе обучения не так много новых программных задач, в основном дети закрепляют полученные знания, умения, навыки и применяют их новых ситуациях, что способствует развитию математических способностей.
- Кадровое обеспечение программы.
Квалификация педагогического работника должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования" (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.01.2001 г. № 000н; изм. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000н). Педагог должен обладать достаточным практическим опытом, знаниями, умениями в соответствии с целевыми установками данной программы. Умения педагога
должны быть направлены на развитие способностей и реализацию интересов в зависимости от возрастных характеристик обучающихся и педагогической ситуации. Педагог, реализующий данную программу, должен обладать так же компетенциями, определенными в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.01.2001 г. № 000н), в том числе компетенциями, дающими возможность реализовывать актуальные задачи воспитания учащихся, развивать духовно-нравственную культуру обучающихся.
Оценочные материалы и формы аттестации
Мониторинг результатов освоения программы проводится постоянно и осуществляется с помощью текущего, промежуточного и итогового контроля.
Стартовый - выявление знаний, умений и навыков, обучающихся по данному направлению, интерес к знаковым системам, развитие познавательных и творческих способностей, предвидение результата, речевые высказывания о сущности выполнения действия.
Промежуточный– путём выполнения действий детьми: определяют с помощью практических работ, упражнений, воспроизводят по памяти, объясняют, демонстрируют, выделяют (по памяти без внешней опоры).
Итоговый– путём проведения игровых занятий по итогам полугодия и в конце учебного года.
Цель итогового занятия – выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений, навыков обучающихся, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.
Развитие личности в процессе реализации общеобразовательной программы обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает обучающимся:
приобретение знаний о рукотворном мире, о живой и неживой природе, экологической культуры; развитие внимания, памяти, мышления;
самооценку и самоконтроль в процессе достижения конкретной цели.
Регулятивные действия обеспечивают детям принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с педагогом и сверстниками результат своих действий.
Познавательные универсальные действия включают учебно-познавательную задачу, при которой дети имеют понятия о живой и неживой природе, пространственно-временных отношениях в окружающем мире, о погодных явлениях и сезонных изменениях.
Коммуникативные действия дают возможность детям принимать другое мнение и позицию, задавать вопросы, формировать собственное мнение, использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению.
На итоговые мероприятия: «Путешествие на волшебную полянку», «Природа благодарит и сердится» приглашаются родители. Детям вручаются дипломы, а родителям, принимавшим активное участие в образовательном процессе, благодарственные письма.
Материалы на определение теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Опросник для обучающихся 5-6 лет.
Цель: определение уровня развития представлений об окружающей природе, предметном мире. Критерии оценки:
- красная звёздочка (ребёнок справился с заданием);
- зелёная звёздочка (ребёнок справился с заданием с помощью педагога);
- синяя звёздочка (ребёнок с заданием не справился). 1.Назовите время года?
2.Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего, от летнего? 3.Назовите осенние месяцы?
4.Что происходит с погодой? 5.Как готовятся животные к зиме? 6.Как люди готовятся к зиме?
7.Назовите перелётных птиц? 8.Назовите осенние явления природы? 9.Какие растения ты знаешь?
10.Почему необходимо беречь природу? 11.Назовите предметы рукотворного мира? Опросник для обучающихся 6-7 лет.
Цель: определение уровня развития представлений об окружающей природе, предметном мире. Критерии оценки:
- красная звёздочка (ребёнок справился с заданием);
- зелёная звёздочка (ребёнок справился с заданием с помощью педагога);
- синяя звёздочка (ребёнок с заданием не справился). 1.Дикие и домашние животные?
2.Назовите птиц и насекомых? 3.Назовите животных и их детёнышей? 4.Назовите жилище диких животных? 5.Назовите водоплавающих птиц?
6.Назовите времена года, дни недели, месяцы? 7.Какие профессии знаете?
8.Чем отличаются деревья от кустарников? 9.Назовите животных жарких стран?
- Назовите съедобные и несъедобные грибы?
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев? 12.Какие сезонные изменения в погодных явлениях?
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Цель: определить уровень развития способностей детей по окружающему миру. Задачи:
- Определить уровень овладения знаниями по предмету.
- Выявить уровень развития базовых знаний в познавательной деятельности.
- Выявить уровень сформированности в системе представлений об окружающем мире.
- Выявить уровень сформированности умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Система оценки.
Система мониторинга предполагает 4-х бальную систему оценки.
- 2 балла – ребёнок выполняет без ошибочно, все тестовые задания и пробы;
- 1,5 балла – ребёнок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку;
- 1 балл-ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога;
-0,5 балла – ребёнок не справился с большинством диагностических заданий. По результатам мониторинга суммируется общий балл
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10 - 8 баллов | 5-7 баллов | 4 и ниже балла |
Ребёнок различает и называет группу растений, правильно находит характерные и отличительные признаки растений. Умеет отличать живую от неживой природы. Знает о потребностях растений (влаге, пище). Различает диких и домашних животных. Умеет ухаживать за животными. Знает о среде обитания птиц. Знания об особенностях питания птиц. Знания о сезонных изменениях в жизни насекомых, умеет различать и называть их. | Владеет обобщающими понятиями. Знает признаки живого и неживого называет части растений. Индивидуальные особенности растений выделяет и объясняет только с помощью взрослого. Знания о потребностях питания, среда обитания. Умение сравнивать две птицы. Самостоятельно устанавливает частные и общие связи. Легко различает насекомых.объясняет значение проступков для здоровья человека. | Ребёнок допускает ошибки при различии растений. В определении признаков живого и неживого затрудняется. Знание лишь о некоторых потребностях растений. У ребёнка наблюдаются трудности в названиях диких и домашних животных. Допускает ошибки в выборе корма для животных. Допускает более трёх ошибок при классификации птиц. С трудом рассказывает о насекомых. |
Система мониторинга организуется 3 раза в год:
-стартовая (в сентябре); промежуточная (в январе);итоговая (в мае).
Возрастные особенности усвоения программного материала
Показатели | 5-7 лет |
Сформированность понимания окружающего мира | Умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира их отличительных признаков. |
Сформированность знаний человека об окружающем мире | Установление причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
Готовность к изучению полной картины мира | Подводят анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Диагностическая карта изучения уровня воспитанности обучающихся (Диагностика поведения детей на занятии)
Критерии оценки:
- 3балла- ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
*2 балла-ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;
- 1 балл-ребенок не справился с заданиями.
Приложение 2 Глоссарий
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Бактерии – группа микроскопических живых организмов, среди них есть и болезнетворные. Биосфера – область жизни на Земле.
Вещество – то, из чего состоят тела.
Воздух – смесь газов азота, кислорода, углекислого газа и др.
Галактики – гигантские звёздные системы, их число во Вселенной неизвестно. Галактика, в которой мы живём, называется Млечный Путь. Гидросфера – водная оболочка Земли.
Гора – форма рельефа, часть земной поверхности выше 200 метров над окружающей местностью. Горизонт – пространство, видимое глазом, ограниченное линией, где небо как бы соединяется с Землёй. Дни равноденствия – весеннего – 21 марта, осеннего – 23 сентября.
Дни солнцестояния – зимнего – 22 декабря, летнего – 22 июня.
Живая природа – объекты природы, к которым относятся все признаки: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Животные – одно из царств живой природы, питаются растениями и другими животными.
Звёзды – светящиеся газовые шары в Космосе, подобные Солнцу.
Кислород – газ, составная часть воздуха, необходим живым организмам для дыхания, поддерживает горение. Компас – прибор для ориентирования на местности и определения сторон горизонта.
Космос – необъятное пространство, в котором находятся галактики, звёзды, планеты и другие космические тела. Луна - естественный спутник Земли, обращается вместе с ней вокруг Солнца.
Материк (континент) - крупный массив суши, окруженный со всех сторон океаном.
На Земле 6 материков - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Мировой океан - все океаны Земли.
Море - часть океана, отделённая от него островами или мелями.
Неживая природа - объекты природы, которые не обладают признаками живой природы.
Озеро - природный водоём в углублении суши, заполненный водой (пресной или соленой) и не имеющий непосредственной связи с морем. Океан - часть Мирового океана, который материки разделяют на океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Сейчас выделяют также Южный океан вокруг Антарктиды.
Окружающий мир - неживая и живая природа, человек, человеческое общество и все, сделанное человеком.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
Программа «Зелёная тропинка» включает основополагающую идею по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста, которая основывается на положении Л.С. Выготского и Л. Занкова о развивающейся личности ребёнка, формирование которой должно быть
ориентировано на «зону ближайшего развития». «На определённом этапе своего развития, -писал Л.С. Выготский, - ребёнок может решать некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умным товарищем».
В процессе познания дети начинают осваивать и простое экспериментирование, которое тоже становится источником информации. При формировании образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приёмов даёт возможность в течение 25-30 минут поддерживать работоспособность у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание предлагаемой программы основывается на принципе интеграции, обеспечивающем взаимодействие и взаимопереплетение основ гуманитарных, естественных психолого-педагогических наук и гармоничное сочетание всех видов детской деятельности: игры, обучение, общение, труд.
Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Стартовый уровень предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, основная цель данного уровня пробуждать в ребёнке познавательную активность.
Базовый уровень ориентирован на формирование целостного взгляда на природу, места в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях. На этой базе формируются основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Продвинутый уровень предполагает достаточно углубленное изучение содержания программы, разносторонность и глубину познания окружающего мира, что создает у ребёнка ярко выраженное положительное отношение к учению.
Правила проведения наблюдения.
1.Постановка цели наблюдения.
По мнению Г.Г.Филипповой, таких целей может быть две:
- получение общей картины поведенческих проявлений животного (как правило, данная задача решается на предварительном этапе
наблюдения, когда осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений животного, оформляется общее представление о его видовых и (или) индивидуальных особенностях);
- конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенными жизненными циклами и т.д. 2.Выбор методики наблюдения.
Методика наблюдения определяется, в первую очередь, его целью. Не менее значимыми для выбора методики наблюдения будут и условия, в которых наблюдение проводится. Значение также имеют применяемые средства фиксации данных, а также особенности исследуемого
животного.
3.Неоднократность проведения наблюдения.
Неоднократность проведения наблюдения обеспечивает соблюдение принципов объективности и систематичности. Периодичность осуществления наблюдений обусловлена целями и особенностями наблюдаемой формы поведения. Результаты единичного наблюдения могут быть интерпретированы только лишь как гипотетические предположения и должны в дальнейшем проверяться.
Методика наблюдения.
Методика наблюдения – способы и приемы организации наблюдения и фиксации наблюдаемых данных. Выбор конкретной методики
наблюдения, как отмечает Г.Г.Филиппова, обусловлен его целью, степенью изученности наблюдаемого животного, формой его поведения, а также условиями проводимого наблюдения.
Виды наблюдений.
В зоопсихологии используются следующие виды наблюдений:
- Сплошное наблюдение, когда точно и подробно осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений наблюдаемого животного
- Выборочное наблюдение. Предполагает постановку конкретной цели наблюдения, подробное и детальное описание определенных форм поведения животного (например, манипулятивная активность, игровая деятельность, формы взаимодействия животных друг с другом и пр.).
- Включенное наблюдение. Данный вид наблюдения предполагает включенность наблюдателя во взаимодействие с наблюдаемым животным (например, наблюдение осуществляется во время дрессировки животного или ухода за ним).
Способы фиксации полученных данных.
Результативность и эффективность использования метода наблюдения во многом связаны со способами фиксации получаемых данных. Необходимо отметить, что в зоопсихологии в качестве способов фиксации результатов наблюдения используются либо ручная фиксация (запись наблюдаемого на бумаге посредством карандаша или ручки), либо фиксация при помощи технических средств (видео- и
аудиозапись). Игровая деятельность
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. Имеет такие качества личности как: воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками. Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре. Умеет делиться своими
впечатлениями с воспитателями и родителями. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Структура учебного занятия
Название этапа | Задача этапа | Содержание этапа | Наглядные пособия и материал, задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. |
1. Организационный | Подготовка детей к работе | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизации внимания. | |
2.Подготовительный | Обеспечение мотивации и | Введение в образовательный материал или |
принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности | информацию. Наращивание интереса к новому материалу. Концентрация внимания и сохранение материала. | ||
3.Основной | Предлагаемый Образовательный материал | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала | |
закрепление | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий | Игровая или творческая часть занятия (загадки, викторины). Тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. | |
обобщение | Формирование целостного представления знаний по теме | Беседа и практические задания. | |
4.Итоговый | Воспитывать социально- психологические чувства удовлетворения от полученных знаний, умений | Сообщение педагогом о том, как работали дети на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, поощрение за работу. |
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 72 | 72 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 05.09.2022- 30.12.2022 | 05.09.2023- 30.12.2024 |
2 полугодие | 10.01.2022- 31.05.2023 | 10.01.2023- 31.05.2024 | |
Возраст детей, лет | 5 - 6 | 6 - 7 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | 1 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 2 раза/нед |
Годовая учебная нагрузка, час | 72 | 72 |
Список литературы:
1.Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для педагогов и родителей. М.,2009,-34с. 2.С.Причуды природы \ И.Акимушкин. – Т.1,2, -М.:2008,- 52с.
- Александров, Б.А.В стране зелёной \ Б.А.Александров.- М.:Просвещение,2011, -79с.
- Н. Родная природа \ И.Н. Балбышев. – Л.:Лениздат,2002,- 92с. 5.Бианки, В.Лесная газета \ В.Бианки. - М.:Правда,2007,-34с.
6.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод.рекомендации для педагогов, и родителей. М.:2005,-25с. 7.М.Путешествие с домашними растениями\Н.М.Верзилин.-М.:Детгиз.2009,-44с.
8.В.Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов.М.:2006,-62с. 9.Ф.Лекарственные растения \ А.Ф.Гамерман, Г.Л. Кадаев. –М.: Высшая школа,2012,-42с.
10. С. Тайны насекомых. Мой удивительный мир \ В.С.Гребенников. – Новосибирск: Западно - Сибирское кн., изд-во,2011,-90с. 11.Т, Если посмотреть вокруг. \Ю.Дмитриев.- М.: Детская литература,2007,-64с.
12.Н. Ключи к тайнам природы \ Н.Н.Дроздов.- М.:Знание,2013,-58с. 13.Г. Дошкольникам о лесе \Т.Г.Зорина. – М.: Знание,2009,-39с.
14. В. Лесная мозаика \В.В. Зотов. – М.: Просвещение,2010,-77с. 15.Д. Мир профессий. М.: изд., Просвещение,2012, -46с.
16.А.Иллюстрированная энциклопедия растений \ Ф.А. Новак. М.: Просвещение,2011,-115с. 17.И, Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. М.:Изд. Просвещение,2011,-62с.
18.В. Беседы о профессиях с детьми 5-7 лет:Учеб.-мет.,пособие для дошкольного воспитания. М.,2008,-30с. 19.В. Почему перелётные птицы возвращаются домой \ Л.В.Соколов. – М.:Наука,2007,-29с.
20.И.Экология в картинках \ В.Р.Танасийчук.- М.: Детская литература,2007,-85с. 21.Н.Среди природы \ А.Н.Формозов. - М.: изд. Москва,2006,-74с.
22.В. Удивительный мир рептилий \ А.В.Чегодаев. – СПб.: Москва,2005,-83с. 23.В. В стране птиц \ В.В.Яхонтов. – Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во,2006,-59с. Для обучающихся
- В. Причуды природы / – М. Мысль, 2014, – 14 с.
- Н. Родная природа/ – Л.: Лениздат, 2015, – 5 с.
- Лесная газета / - М.: Правда, 2014, – 10 с.
- М. По следам Робинзона / – М.: Просвещение», 2015, – 12 с.
- С. Тайны насекомых / – М.: Просвещение, 2015, – 10 с.
- Соседи по планете / Просвещение, – М.2016, – 20 с.
- В. Лесная мозаика, /Педагогика, - М.: К 2014, - 4 с.
- В. Из жизни зелёного мира, - М.: Наука, 2015, – 11с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
Программа кружковой работы естественно научной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"
Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
Комплекс познавательных занятий программы составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...