ООД-экспериментирование «Путешествие капельки» в средней группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха.
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
•Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
•Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, картинки с отгадками, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком, одноразовые ложечки, сахар, лимон,
Ход занятия:
Воспитатель: Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ рисунка Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)
В:.Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась в сказочной стране Капландии. Однажды на Капландию налетел сильный ураган, поднял Капельку высоко в небо и унес из родного дома. Там высоко в небе она встретила Тучку и вместе с другими каплями упала к нам на Землю. Капельке очень грустно от того, что она ничего про себя не знает. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Попробуйте отгадать загадки о тех природных явлениях в которых есть капли.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Давайте уточним, где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Она состоит из воды.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?
Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок)
Дети: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?
Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Молодцы, ребята! Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?
Дети: Давайте.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Опыт №2 «На определение формы воды»
Ребята, посмотрите, во что у вас налита вода?
- правильно в кувшин. Какую форму сейчас имеет вода?
- форму кувшина
- а теперь я перелью ее в стаканы. Какую форму приобрела вода?
-вода приняла форму стакана
А- а теперь перелейте ее в колбы. Что мы видим?
-что вода приобрела форму колбы
-а теперь налейте воду в поднос. Какой вывод можно сделать из наших опытов?
- вода льется и не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт №3 «На определение прозрачности и бесцветности воды »
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что у нас на столах. в одном стакане вода, а в другом молочко. Определите, в каком стакане вода. Перечисляют всё, что стоит на столе. Выполняют действия. Указывают на стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? Как вы догадались и как определили? Что нам помогло? Вода прозрачная и бесцветная, а молоко белое. Нам помогли глаза.
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Давайте посмотрим.
Положите в стаканчик с водой 2 карамельки. Они видны в стакане с водой? Да, их видно в стаканчике.
А теперь положите карамельки в стаканчик с молоком. Видно их? Нет! Карамелек не видно.
Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачная ребята? Это верно. Грязная вода не бывает прозрачной.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т. д.
Опыт №3: «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Дети: Вкусный, сладкий.
Воспитатель: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?
Дети: Вода безвкусная!
А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим лимон. Попробуйте воду, какая она стала на вкус?
Кислая, соленая.
Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, что произойдет ребята? Разные ответы детей.
Опыт № 4: "На определение запаха"
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)
А теперь понюхайте сок, чем он пахнет, правильно, апельсином. Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха. Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель игры – экспериментирования «Путешествие Капельки» Вторая младшая группа
Эксперименты с водой...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).
Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов....
Конспект занятия "Путешествие капельки" в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельностив средней группе.( занятие - путешествие)Образовательная область «Познавательное развитие»Тема «Путешествие капельки»...
Конспект ОД по экспериментированию "Путешествие капельки Капитошки"
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)...
Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки»
Задачи:Образовательные— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к ...
Квест-игра с элементами познания, исследования, экспериментирования «Путешествие капельки»
Основная цель нашего занятия: развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....
Конспект НОД по экологии "Путешествие Капельки" в средней группе
Конспект занятия по экологии в средней группе...