Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки»
методическая разработка по обж

Задачи:
Образовательные
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

Развивающие
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать ;
— развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_eksperimentirovaniyu.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ КАПИТОШКИ».
Средний дошкольный возраст

Конспект НОД в средней группе.
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)

Задачи:
Образовательные
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

Развивающие
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать ;
— развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.

Методы и приёмы: практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент. , вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные ,словесные.

Материал и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки , ложки, сахар , бутылка с водой, камешки, молоко, сок, салфетки, презентация «кому нужна вода», запись музыки. «журчание воды», гром, капли дождя ,зук льющейся воды, картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей, воронка для опыта ,полоски цветной бумаги разного цвета.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки» ,чтение художественной ,чтение экологической сказки «путешествие Капитошки» ,стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

Дети заходят в зал.

Орг. Момент:
Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята посмотрите какое красивое солнышко светит (слайд 1)
Что это ребята какая большая туча над нашим солнышком .
(раздается звук грома и шум дождя, Воспитатель с детьми входят в группу и слышат шум дождя, раскрывают зонтик.

Воспитатель: Спрячемся под зонтом, чтобы не намокнуть. Сильный дождик, капельки так и падают со всех сторон.
Зонтик буду я держать
И стараться их считать,
1, 2, 3, 4, 5,
Что же падает опять? (Капли)
Ставит зонтик на пол, дети трогают его.

Воспитатель: Каким стал наш зонтик после дождя, ребята?
(мокрым, сырым) Капитошка: Это мы его намочили — я и мои подружки. Мы живем в тучке и когда нам становится тесно, мы падаем на землю. Летом, осенью и весной мы падаем дождем, а зимой – снегом.
песенка капитошки)

Воспитатель: Смотрите ребята кто к нам в гости пришел? Кто ты.
Капитошка: Вы сможете узнать, кто я, если отгадаете загадку (Читает) .
Отгадайте загадки:
Если пить мы захотим, Мы с ней очень крепко дружим,
То ее мы вскипятим. Утром моемся под душем.
(Вода) (Вода.)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).

.Капитошка: Вы правы я капелька воды — Капитошка.

Воспитатель: Как вы думаете как он к нам попал? (ответы
водичка. А кому нужна водичка? (ответы детей) (слайд 3)Ребята скажите, а зачем нужна вода людям (ответы детей )(Слайд 4) Какие вы молодцы!!

А зачем ты к нам пришла?
— Капитошка :На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?

Ребята поможем нашей гостье ответить на интересующие ее вопросы.

Капитошка: мне сказали ,что у вас в группе живут мои сестрички-капельки . это правда?.
Воспитатель: Ребята давайте поможем Капитошке найти её сестричек . Путешествуют – поиск капелек по группе:
(там где живут капельки, мы отметим эмблемками капли) .
1. Подходят к графину с водой, (вода нужна, чтобы ее пить.)
2. К умывальной комнате, (мыть руки, умываться, мыть игрушки, быть чистоплотными)
3. Около мойки, (для мытья посуды.)
4. К аквариуму, (рыбы живут в воде, без нее они погибнут.)
5. К цветам.

Воспитатель: Вот видишь, капелька как вода важна, видишь как много твоих подружек в нашей группе давайте, расскажем капельке кому нужна вода.
(растениям, животным, человеку).
— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная ,а еще воду нужно беречь .Но иногда – вода может изменить свои свойства.

Капитошка: Я маленькая капелька
Живу среди воды
Сегодня приглашаю вас
В чудесный мир воды.

Ребята, у Капитошки есть своя волшебная лаборатория воды , в которой можно проводить разные опыта с водой. Она приглашает нас туда узнать, как вода может изменяться. Но чтобы туда попасть Капитошка приготовила нам сюрприз .(звучит музыка ручейка).
Давайте превратимся в ручеек из маленьких капелек отправимся в наше путешествие в страну волшебной воды.( одеваем на голову капельки) .(звучит музыка ручейка).
Воспитатель: сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории .

Опыт :Вода
Перед каждым ребенком 2 стакана с водой .Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
( Жидкая).

ОПЫТ «Какую форму имеет вода?»(слайд )
Ребята посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налей те ее в стакан Обратите внимание вода приняла форму стакана. Скажите вода имеет форму. (ответы детей) Правильно вода принимает форму того сосуда в который ее налить. ,какую только захотим ,такую форму придадим.

ОПЫТ «Вода – не имеет вкуса и запаха» в стакан добавляем аромат масла лимона

Опыт вода – растворитель . сладкая, соленная.
Ребята возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Скажите она имеет вкус.(ответы детей)А теперь возьмите сахар и добавте в стакан и размешайте, в другой стакан-соль. Скажите а теперь вкус у воды есть?(ответы детей)Правильно вода принимает вкус того вещества которое в него добавили.
А сейчас отдохнем!
(физкультминутка)
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывем по теплой речке
(плавательные движения)
В небе тучки как овечки.
Разбежались, кто куда (потягивание – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (садятся)

ОПЫТ «Вода – прозрачная» какого цвета вода? Ребята скажите у воды есть цвет.(ответы детей)Возьмите цветные полоски и выберете цвет .какой цвет?(ответы детей )А теперь возьмите камушек и бросьте в стакан с молоком . Вы его видите?(ответы детей) -значит , мы делаем заключение, что вода прозрачна.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!

Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако округлить руки, пальцы сцепить в «замок»
По небу плывет. качать руками влево и вправо
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако поднять сцепленные руки и потянуться вверх
На утес могучий,
Превращает облако развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши, и изобразить В грозовую тучу. Дождик

Опыт: грязная и чистая вода.(очистка воды.)
— Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная).
— Существуют разные способы очистки воды
Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами две емкости с грязной водой. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
(Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.)

Воспитатель: Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?
Дети: Вот эту.
Воспитатель: Почему?
(Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.)

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
(Вода стала чистой).

Воспитатель: А что стало с нашей ваткой ?
Дети: ватка стала грязной.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?
Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Где водится грязь, там лягушки живут
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть
Чтоб мы не боялись и мыться и пить.
Ну вот, Капитошка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства?. Перечислите:
— Вода не имеет формы.
— Вода не имеет запаха и вкуса.
— Вода – растворитель.
— Воду можно очистить.
Капитошка: Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде? Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду – зря, зря, зря. А то пройдёт немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет.
— А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много, чтобы в речке была воды, и можно было в ней купаться.

Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря выпуская,
Закрывай покрепче кран!

Воспитатель: Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!(СЛАЙД ВЫ СЫХАЛИ О ВОДЕ)
Капитошка: Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды вам не прожить! Вы меня в пруду найдёте, И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Ваша спутница – вода!

Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить вас живительной силой.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка!
Капитошка: И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
.Капитошка : а теперь мне пора возвращатся к своим сестричкам .

Подведение итогов: Молодцы ребята. Сегодня вы узнали много нового. Узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить и как бережно относиться к ней.
Капитошка: А теперь, чтобы капелька не грустила, давайте возьмем ее подружек и сделаем лужицу.
Пусть они веселятся и водят хоровод.
— Ребята вам понравилось наше путешествие?
— Что больше всего запомнилось?
Вы стали настоящими экспериментаторами. Давайте еще раз вспомним что вы сегодня выявили в ходе экспериментов.(ответы детей) : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы давай те себе похлопаем!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром в средней группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Программное содержание:Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообраз...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе на тему: «Путешествие Капельки»

Цель занятия:  познакомить детей с основными свойствами влоды....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Путешествие капельки».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром  в средней группена тему: «Путешествие капельки»....

Конспект ОД по экспериментированию "Путешествие капельки Капитошки"

Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению с окружающим миром в младшей группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообразное, твердое). Познаком...