Конспект занятия по окружающему миру "Чудеса Азасской пещеры" для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плагова Ксения Анатольевна

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников на тему «Чудеса Азасской пещеры»

Цель – формирование первоначальных представлений детей об Азасской пещере как о чуде Кузбасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azasskaya_peshchera.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников на тему «Чудеса Азасской пещеры»

Составили воспитатели:

Блезинг Татьяна Васильевна

Плагова Ксения Анатольевна

Цель – формирование первоначальных представлений детей об Азасской пещере как о чуде Кузбасса.

Задачи:

  1. Формировать у детей краеведческие знания об Азасской пещере, ее особенностях и отличии от обычной пещеры (видео из музея, рассказ педагога)
  2. Формировать умения детей обустраивать  макет пещеры дополнительными компонентами: следами снежного человека, мхом, макетами сталактитов и сталагмитов (игровые задания со следами, исследование свойств мха, продуктивная деятельность с сосульками)
  3. Совершенствовать связную речь, умения характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы (методом вопрос-ответ);
  4. Обогащать словарь детей краеведческими терминами: макет, сталактит, сталагмит, минералы, Азасская пещера.
  5. Развивать коммуникативные навыки и умения дошкольников - взаимодействовать между собой: делиться на подгруппы, пары;
  6. Побуждать детей к исследовательской активности, инициативности в принятии решения за коллектив (посылка с конвертами);
  7. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей в процессе обустройства пещеры; (исследование мха, каменной соли, макета пещеры)
  8.  Развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы из наблюдений.(мох, сравнение макета до обустройства и после, сравнение макета с образцом из музея)
  9.  Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
  10.  Воспитывать эстетические чувства, развивать умение радоваться результатам своей работы

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется с вами поближе познакомиться, и я приглашаю вас пройти к столу с колокольчиками.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто любит играть?

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто верит в чудеса?

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто посещал музей?

 - А сейчас зазвонит мой колокольчик. Я тоже хочу рассказать о своём увлечении – я очень люблю ходить в музеи нашего города и люблю создавать модели, или по-другому, макеты различных предметов. Вот посмотрите (показ на макет пещеры) какой макет я для вас сегодня принесла. Рассмотрите его.

- На что этот макет похож? (он похож на обычную пещеру)

- Я знаю музей, в котором есть макет необыкновенной пещеры! Называется эта пещера Азасская и находится она в Кузбассе, в нашем родном краю. Давайте посмотрим видео из этого музея.

Видео с обзорной экскурсией музея «7 чудес Кузбасса» по телевизору:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван, я нахожусь в удивительном музее «7 чудес Кузбасса».

А это Азасская пещера – самый загадочный памятник, созданный силами природы. Ей несколько миллионов лет! Внутри пещеры есть каменные и ледяные сосульки. Те, что растут сверху – сталактиты. А те, что растут со дна пещеры – сталагмиты.

(пауза)

Педагог: - Ребята, вы когда-нибудь видели сосульки, растущие снизу вверх? (нет). Давайте покажем движением рук, как растут сталагмиты – снизу вверх. А теперь потянем руки кверху и покажем движением рук, как растут сталактиты – сверху вниз.

Ваня: Много туристов исследуют пещеру, и я тоже мечтаю исследовать ее. Вы знаете, что рядом с пещерой есть следы неуловимого существа? Говорят, что это следы снежного человека Йети – хозяина Азасской пещеры.

(пауза)

Педагог: - Ребята, вы запомнили, как зовут хозяина Азасской пещеры?

Ваня: Ещё в пещере очень сыро, холодно и темно, солнечный свет в пещеру не проникает. Повсюду только одни камни. А на камнях возле пещеры растёт удивительное растение – мох. У него маленькие листочки и совсем нет корней. Других растений в пещере не бывает!

(пауза)

Педагог: - Вы поняли, почему в пещере темно и холодно? (отсутствие солнца)

                - А что растёт на камнях? (мох) Правильно! Это удивительное растение способно долго удерживать в своих маленьких листочках очень много влаги.

Ваня:   - Ребята, тайну открою я вам по секрету

             Знайте, пещера загадочна эта.

- Передаю вам посылку с предметами из Азасской пещеры, исследуйте их, и создайте свою Азасскую пещеру.

Педагог: Ребята, вот она посылка от Вани. Думаю, с помощью загадочных предметов из этой посылки мы сможем сотворить чудо: превратить этот макет обычной пещеры в макет неповторимой Азасской пещеры.

- Скажите, вы запомнили, что отличает Азасскую пещеру от обычной? Что особенного должно находиться в Азасской пещере, чтобы мы поняли, что это именно она? (следы, сталактиты, сталагмиты, мох).

- Отлично, открываем посылку. Что там видите, доставайте дружно.

(В посылке 3 пластиковых конверта, пронумерованных «1», «2» и «3»)

Педагог: - Как же понять с чего начать? Ребята, не открывая конверты, вы можете сказать, какой будем открывать сначала? (под номер один). Отличная идея! Ребенок (имя), помоги, пожалуйста, его открыть, а ты (имя другого ребенка) помоги достать предметы из него (в конверте №1 большой след Йети и 8 маленьких, 2 конверта со следом красного и зеленого цвета с пазлами Йети)

- Что это? (след). Как думаете чей? (снежного человека). А что в конвертах? (какие-то картинки).  Нужно собрать эти картинки и посмотреть, как выглядит Йети.

- Но конверта только 2, а нас 8. Как быть? (надо разделиться)

 Правильное решение – надо поделиться на 2 команды, а как разделиться?  Может есть подсказки на следах (варианты детей – поделиться пополам по 4 человека, вариант педагога – на обратной стороне маленьких следов цветной кружок, соответствующий цвету конверта, 4 следа с красным кружком, 4 – с зелёным).

- Каждая команда берет свой конверт с пазлом и проходит к столу дружно его собирать (дети собирают пазл с изображением снежного человека – Йети под музыку песни «Про следы» (минусовка) из мультфильма «Маша и Медведь»). После отгадки на экране телевизора появляется изображение снежного человека.

- Какие молодцы! Дружно и быстро собрали пазл! Давайте проверим на экране телевизора изображение, похоже с тем, что вы собрали? (Да)

Ребята, чтобы наша пещера стала Азасской нужно, чтобы в ней были следы. Давайте разместим в макете те, что у вас? Возьмите каждый свой маленький след. Пройдем к нашей пещере и разместим следы внутри. А вот и сам хозяин пещеры появился (мягкая игрушка Йети садится в макет пещеры). Оставим его тут.

Ну, что же с одним заданием справились. Переходим к следующему.

Педагог достает 2 пакет.

Скажите, что в конверте? (В нем 8 бумажных салфеток и кусочек мха)

- Ребенок (имя), положи салфетки на этот стол на красный поднос. Прошу вас, ребята, проходите сюда и присаживайтесь (на столе один поднос для салфеток, 8 тарелок, в каждой кусочек влажного мха).

- Рассмотрите, что у вас на тарелочках не прикасаясь к предмету. (мох)

- Вам хорошо видны листочки мха? (нет)

- Почему? (они очень маленькие)

- Верно! Вы помните  какой особенностью обладает мох, растущий в пещере? (мох способен долго удерживать в своих маленьких листочках очень много влаги)

- Давайте проверим этот факт! Возьмите каждый по 1 бумажной салфетке и промокните сверху мох.

- Какой стала салфетка? (очень мокрой).

- Почему, как думаете? (впитала влагу из мха)

- Теперь прикоснитесь руками ко мху без салфетки. Ощупайте его хорошо. Он сухой или еще влажный? (влажный).

- Убедились, в особенности мха? (да)

- В чем его особенность? (мох содержит много влаги в своих листочках)

- Благодаря этой удивительной особенности только мох из всех растений может выжить в пещере.

- Какие вы умнички! Давайте отнесем наши кусочки мха в пещеру и украсим им камни. После работы можете протереть руки салфетками.

- После хорошей работы нужно отдохнуть. Пойдем погуляем по пещере.

Физминутка (дети встают в круг)

По пещере мы гуляем                (шагаем на месте)

Дружно ноги поднимаем           (шагаем на месте)

Наклонюсь ко мху поближе      (наклон вперед вниз)

Красоту его увижу                      (ладони лодочкой, выпрямляемся)

Тут сосулек целый ряд               (поочередные выпады рук вверх)

Видеть их я очень рад!               (хлопаем в ладоши)

Сталактиты, сталагмиты            (движениями рук показываем направление роста)

Вы скорей на них взгляните!     (руки на пояс, повороты влево и вправо)

Вот, внимание, следы!

Вот он правый, вот он левый     (поочередные выпады ног вперед)

Значит рядом друг пещерный.  (выпады рук вперед с большим пальцем вверх)

Я найду его скорей                     (шагаем на месте)

Познакомлю с ним друзей.        (руками поглаживаем по спине рядом стоящих детей)

Последняя загадка: дети достают 3 конверт, в нём макет сосульки из пещеры (конус украшенный кристаллами морской соли).

- Ребята, посмотрите что это, как думаете?

- Если я буду держать сосульку кончиком вверх – это сталагмит. А если кончиком вниз - сталактит.

- Посмотрите, в нашем макете пещеры есть такие сосульки? (нет)

Я вам предлагаю самим создать такие же сталактиты и сталагмиты, как у меня. У нас есть 4 набора с кристаллами каменной соли. Распределитесь по парам и встаньте за столами напротив друг друга?

- В наборах есть стакан с кристаллами, заготовка для макета и картон.

- Посмотрите, как правильно создавать макет сталактита или сталагмита. Нужно снять защитную бумагу с нашей заготовки в виде конуса и аккуратно убрать в корзины рядом со столами. Затем высыпать кристаллы на поднос и разровнять их руками. Далее положить наш конус на кристаллы и прокатать ладонями с нажимом, чтобы кристаллы могли прилипнуть к нашей сосульке. При прокатывании не все кристаллы смогут прилипнуть, поэтому ставим наш конус и аккуратно руками заполняем свободные участки кристаллами с подноса. Работаем дружно, помогаем друг другу.

Теперь давайте завершим наш музейный экспонат – прикрепим сталактиты и сталагмиты в нашей пещере (с помощью педагога).

- Ребята, посмотрите на нашу пещеру теперь. Она отличается от той, что мы видели в начале нашей встречи? Чем она отличается, как она изменилась, что добавили?

- Ребята, я испытываю чувство огромной радости и гордости от того, что вы своими руками сотворили такое чудо! А какие чувства испытываете вы?

Рефлексия

Давайте снова пройдем к столу с колокольчиками.

- пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то интересное о родном крае?

- пусть колокольчик зазвонит у того, кто считает, что Азасская пещера – это чудо Кузбасса?

- пусть колокольчик зазвонит у того, кто захотел узнать больше о других чудесах Кузбасса?

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Мне было очень приятно сегодня поиграть с вами.

Вы прилежно и дружно трудились,

И загадки Азасской пещеры открылись.

Закройте на минутку глазки… (достаётся сюрприз)

На память о нашей встрече я хочу подарить вам сувенир – мини Азасскую пещеру, которая поместится у вас на ладошке и будет дарить вам хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"

Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Экскурсия в парк "Золотая осень"

Формирование представлений детей старшей группы об изменениях природы осенью....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы

Формирование представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.Уточнение представления о предметах личной гигиены. Развитие умения заботиться о своем здоровье....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы Тема: «Здоровье наше-дороже богатства!»

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группыТема: «Здоровье наше-дороже богатства!»...