Конспект занятия по познавательному развитию "В мире металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук; закрепить правила обращения с горячими предметами; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию
"В мире металла"
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук; закрепить правила обращения с горячими предметами; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Задачи: - познакомить детей со свойствами и качествами металла; - находить металлические предметы в ближайшем окружении. - упражнять детей в отгадывании загадок. - развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Материал. Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.,
Ход занятия:
Организую выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) .
- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? А это что?
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот.
(Ложка)
Любопытный, длинный Нос,
То согнется как вопрос,
То залезет в деревяшку,
Оставляя лишь фуражку.
(Гвоздь)
Из металла, не бумажный,
И в хозяйстве очень важный,
Охраняет от потерь,
Запирая прочно дверь!
(Ключ)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
(игла)
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
К чаю щедро стол накрыт,
Он торопится, спешит.
Всем нам воду нагревает,
Верный наш помощник
(Чайник)
- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).
- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).
- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).
2. Рассказ о металлах .
Когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны.
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?
Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.
Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).
4. Игра «Отгадай, чей звук».
5. Игра «Определи на ощупь».
6. Игра «Кто больше».
Назвать как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
Итог.
- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).
- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).
Игра «Правда – неправда»
Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.
- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- На огне нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).
- Блестящие!
- Металлы звонкие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.
Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни....
Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей ...
конспект занятия по познавательному развитию в мире профессий
конспект занятия по познавательному развитию на тему в мире профессий...
Конспект занятия по познавательному развитию "В мире стекла"
Дети получают письмо от королевы стеклянной страны и отправляются в путешествие по стеклянной стране, знакомятся с ее жителями (предметами из стекла), узнают об их свойствах, а также о происхожд...
Конспект занятия по познавательному развитию "Народы мира"
Конспект занятия по познавательному развитию "Народы мира"...
Конспект занятия по познавательному развитию ««В мире доброты»
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения...
Конспект занятия по познавательному развитию (окружающему миру) Беседа на тему: «Опасные растения!»
Интеграция областей: познавательное, речевоеЦель: учить детей внимательно относиться к незнакомым растениям в природе.Задачи:Образовательные:-Познакомить с названиями опасных, ядовитых растений.Р...