Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.

Составила воспитатель первой категории Часовских Ольга Васильевна, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательная задача: продолжать знакомить детей с понятием «электричество». Познакомить с историей электрической лампы  и ее устройством. Формировать понятия о значимости электричества в жизни человека. Закреплять знания детей о технике безопасности при использовании электроприборов.

Развивающая задача: развивать познавательный интерес (восприятие, память, внимание, воображение, мышление); активизировать мыслительную деятельность, формировать умение видеть причинно-следственные связи между объектами; развивать речь детей через активацию словаря. Создавать условия для самостоятельной поисковой  деятельности. Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение работать в коллективе. Формировать понятие о бережном отношении к электричеству.

Материалы и оборудование:

Цветик – семицветик, зажигалка, 3 свечи разного размера, керосиновая лампа, электрические лампы разной формы и размера, 2-3 плафона, настольная лампа. Карточки для игры с изображением электрических и механических приборов. Миксер, заготовка молочного коктейля, одноразовые стаканчики.

Ход занятия:

Приветствие

Двигательно-ритмическая часть

Основная часть

1. Сегодня день у нас особый,

   Я приглашаю всех друзей,

   А вы со мной идти готовы?

  В чудесный мир зову я вас!

Там побывать мечтает каждый,

Чтоб прикоснуться к волшебству.

Мы оживлять предметы будем,

 И в этом вам я помогу.

Посмотрите, что у меня есть (цветик – семицветик). Ребята, давайте вспомним из какой он сказки. Именно этот  цветик – семицветик поможет нам прикоснуться к волшебству, когда мы откроем все лепестки, то раскроем его тайну. Хотите отправиться в путешествие? Но сначала нжно собраться в дорогу. Какие качества нам помогут? С каждым шагом мы приближаемся к музею.

Воспитатель отрывает первый лепесток. (знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение).

2. Отправляемся в музей, нам поможет цветик – семицветик (Воспитатель открывает второй лепесток).

Воспитатель вместе с детьми «пребывает» в музей, где расположены электролампы. Воспитатель отрывает третий лепесток с загадкой.

Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким светом зажжется (Лампа).

Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по - другому. Их домом была пещера. Вставали они с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать. Единственным источником света для них было солнце.

   Когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека.

   Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой. Трудно приходилось человеку, пока он не научился пользоваться огнем. Человек  научился разводить костер. Он горел в пещере, давал свет и тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боялись огня. Прошли годы, и человек придумал предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала. (Показать свечу, дать потрогать, обратить внимание на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Показать, как горит свеча).

  Как вы думаете, чем неудобна свеча для освещения? (Ею можно обжечься, может возникнуть пожар, и она дает мало света).

Человечество развивалось, не стояло на месте. Люди стремились придумать более удобное освещение для своего жилья. Когда научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. (Показать, как горит керосиновая лампа, чем она неудобна). Но от такой лампы мало света, она коптит. И люди искали новые способы освещения своего жилища.

  Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.

А теперь мы отправимся в лабораторию, где займемся исследованием ламп. Цветик – семицветик подскажет нам дорогу, поэтому придется двигаться загадочными шагами. Идем шагом «Буратино», заменяем на перекрестный шаг. Воспитатель отрывает четвертый лепесток.

3.Физ. пауза (упражнения из серии «Кнопки мозга»: перекрестный шаги и  «шаг Буратино»).

4. Давайте внимательно рассмотрим лампу, можно увидеть много интересного. Из каких частей состоит лампа, как вы думаете? Какой предмет по форме напоминает лампа? (Грушу)

Металлическое основание называется цоколь, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находится нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного металла – вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее до бела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светится.

И на нее лучше не смотреть, а то заболят глаза. Именно для того, чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур – это как будто одежда (показать плафоны.) И сейчас эти лампы освещают наши квартиры. Теперь в наших  домах много разных красивых светильников. На потолках висят люстры, на столах стоят настольные лампы, на стенах висят бра, на полу стоят торшеры.

Скажите,  почему нельзя руками трогать включенную лампу? (Можно обжечься).

А почему, лампочку нужно держать осторожно, аккуратно? (Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, так как стекло очень тонкое и хрупкое).

Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать).

Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С его помощью работают все электроприборы.

Игра «Золотые ворота»

Чтобы пройти через волшебные ворота, нужно назвать электроприбор.

Много лет назад человек не знал ничего об электричестве. Трудно приходилось человеку. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. А поможет нам в этом цветик – семицветик. Воспитатель отрывает пятый лепесток.

5. Игра «Было-стало».  Дети выбирают карточки с прибором, затем составляют пары (современный прибор с прибором прошлого).

6. Воспитатель открывает шестой лепесток. Ребята, путешествие наше подошло к концу, узнали ли вы что-нибудь новое, неизвестное для вас? Давайте вспомним, какие качества нам помогали?

Затрачивается большой труд и необходимо бережно относиться к электричеству.

7. Ребята, у нас остался последний лепесток. Чтобы нам открыть тайну цветика – семицветика, нужно сложить слово из лепестков. Дети складывают слово «СЮРПРИЗ» из лепестков.

Посмотрите, какой сюрприз приготовил нам цветик – семицветик за наши старания.

Воспитатель показывает коробку, из которой  достает миксер и молочный коктейль. Воспитатель взбивает коктейль, дети пьют его и делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мероприятия НОД в образовательной области «Познавательное развитие» и «Коммуникация» в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Цель: данное мероприятие способствует  развитию речи и познавательной активности  воспитанников....

НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"

Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в логопедической подготовительной группе «Путешествие на корабле»

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеФорма непосредственной образ...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в подготовительной группе на тему «Где живет волшебное электричество»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества через экспериментальную деятельность....