Экологический проект 2 группа раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Мы посадим огород…»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Демко Елена Витальевна

Актуальность проекта: Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Данный проект направлен на формирование знаний о культурных огородных растениях у детей раннего возраста, особенностей ухода за растениями.  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №16  города Шимановска»        

Экологический проект

2 группа раннего возраста (с 1,6 до 2 лет)

«Мы посадим огород…»

Проект подготовили воспитатели:

Демко Елена Витальевна,

Роутенберг Галина Викторовна.

Шимановск. 2023 год

Актуальность проекта: Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Данный проект направлен на формирование знаний о культурных огородных растениях у детей раннего возраста, особенностей ухода за растениями.  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Адресация проекта: дети и родители        2 группы раннего возраста №1.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители 2 группы раннего возраста №1.

Возраст воспитанников: 1,6 – 2 года.

Характер контактов: внутригрупповой.

Продолжительность: среднесрочный проект - 3 месяца (октябрь - декабрь 2023года).

Особенности        проекта:        по        характеру        создаваемого        результата        – практико-ориентированный.

Предметно-содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Постановка и обоснование проблемы: дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Гипотеза: если создать условия для формирования у детей раннего возраста представлений о культурных огородных растениях и уходу за ними, то это будет способствовать формированию предпосылок экологической культуры и познавательного развития у детей.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Во взаимодействии с детьми:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать        детей        к        активной        самостоятельной        деятельности        по выращиванию растений;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • активизировать речь и обогащать словарь детей; Во взаимодействии с родителями:

-        формировать        партнерские        взаимоотношения        между        педагогами, детьми и родителями.

Объект: растения: овощи высаженные на имитируемом огороде.

Предмет: формирование представлений у детей об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы проекта:

Словесные:

  1. Беседы, указания, словесные инструкции
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Чтение стихотворений, сказок.
  4. Разгадывание загадок.
  5. Развлечения.

Наглядные:

  1. Организация выставок.
  2. Сбор фотоматериалов.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Информационные стенды.
  5. Личный пример взрослых.

Практические:

  1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей.
  2. Высаживание семян и растений.
  3. Наблюдения за растениями, расширяющие кругозор ребенка.
  4. Дидактические игры.
  5. Подвижные игры.

Формы реализации проекта:

  • беседы (стихи, сказки, загадки);
  • познавательно-исследовательская        деятельность        (наблюдение, рассматривание иллюстраций с овощами);
  • организация ОД и дидактические игры на закрепление        представлений об овощах;
  • художественно – продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
  • творческая деятельность (создание паспорта огорода на окне);
  • трудовая деятельность (посадка семян, уход за растениями);
  • обогащение развивающей среды группы по теме овощи.

Средства реализации проекта: иллюстративный материал, художественнная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения, слайды, короткие мультфильмы об овощах.

Ресурсы проекта:

  • материально – техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, цветной принтер, ламинатор, ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки;
  • кадровые: родители, дети, воспитатели группы;
  • информационные: методическая, художественная литература, предметные картинки, дидактические материалы и иллюстрации на тему «Огород. Овощи».

Продукт проектной деятельности:

  • получение детьми элементарных знаний о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян;
  • знакомство детей с первичными представлениями о труде взрослых, воспитания трудолюбия, бережного отношения к растениям;
  • повышение речевой активности детей;
  • положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители);
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического проекта детского сада);

Итог проекта: паспорт огорода на окне в группе раннего возраста

Разработка и организация проекта: создать развивающую среду: подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, предметных картинок на тему «Огород. Овощи», дидактических, пальчиковых и подвижных игр для реализации проекта, фотографий, стихотворений, песен, загадок, сказок об овощах, ОД, театрализация.

Прогноз негативных последствий и способы их коррекции:

  • низкая заинтересованность родителей – распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Планирование работы с детьми группы раннего возраста в рамках работы над проектом «Мы посадим огород…»

  1. Подготовительный этап – начало марта.

  • Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.
  • Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.
  • Обогащение развивающей среды группы по теме «Огород. Овощи».
  • Создание условий для организации работы в «огороде на окне»: подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудий труда по уходу за растениями.
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  1. Основной этап – конец марта – середина мая.

Беседа на тему «Что такое огород и что на нём растёт» Беседа на тему «Кто такие овощи?».

Беседа на тему «Какие растения можно вырастить на подоконнике» ОД «Вот такой у нас лучок!».

ОД «Посадка лука».

Использование в работе с детьми дыхательной и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи».

Опытно-экспериментальная деятельность:

Экспериментальная        работа:        «Посадка        семян:        огурцы,        лук,        помидоры, свекла».

Опыт: «Где семена быстрее взойдут?».

Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой».

Опыт: «Если долго не поливать растение».

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Репка». Чтение «Овощная сказка».

Заучивание русской народной песенки «Огуречик – огуречик». Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок про овощи. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей.

Художественное творчество:

Аппликация: «Лук».

Рисование губкой с использованием трафаретов «Помидор». Аппликация «Овощи в банке».

Рисование пальчиками «Горох». Театрализованное занятие «Репка».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Золушка», «Корзинка овощей», «Найди что назову», «Куда положить урожай зайки», «Что сажают в огороде», «Вершки - корешки», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».

Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи».

Сюжетно-ролевые игры: «Готовим салат», «В магазин за овощами».

Подвижные игры: «Веселые овощи»;        «Капуста», «Урожай», «Кто скорее соберет».

  1. Заключительный этап конец мая.

Уход за рассадой.

Сбор урожая лука.

Высадка окрепших растений на участке группы. Обмен впечатлениями по итогам работы.

Оформление паспорта огорода на окне в группе

Работа с родителями

Оказание помощи в подборе иллюстрационного материала по теме «Огород. Овощи».

Помощь в декорировании огорода на окне группы раннего возраста №1.

Используемые литературные источники при разработке проекта:

  1. Бардышева Т. Ю. Речевые и пальчиковые игры (рассказываем стихи руками) для малышей.2014г.
  2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1999г.
  3. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2010 г.
  5. Жукова А. С. Игры на ладошке.- М.: АСТ,- (Академия раннего развития).-

2014.

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  2. Николаева С. Н. «Юный эколог» программа. М., 2017 г.
  3. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
  4.         Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста 2-3 года.-М.:МОЗАЙКА -СИНТЕЗ,2015
  5. Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность младшая группа (от 2 до

3 лет)»

  1. Янушко        Е.        А.        Рисование        с        детьми        раннего        возраста        (1-3        года) Методическое пособие для воспитателей и родителей.
  2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный с родителями экологический проект группы раннего возраста №1 «Солнышко» (возраст с 1,5 до 2 лет) «А у нас в садочке выросли цветочки!»

Данный проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушивать...

Экологический проект группы раннего возраста №1 «Солнышко» (возраст с 1,5 до 2 лет) «Мы посадим огород…»

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать...

проект группе раннего возраста " художественно-эстетическое развитие детей 2-3 лет"

всем известно что дети 2-3 лет очень быстро развиваются....

Краткосрочный проект группы раннего возраста "Гвоздичка"

Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели польз...

Проект группы раннего возраста "Песочные сказочки, мокрые загадочки"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием кинетического песка.  И это не случайно, ведь  игра с песко...

Проект группы раннего возраста «Ловкие пальчики»

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше р...

Педагогический проект группы раннего возраста №13 «Роль игрушки в период адаптации к ДОУ»

Рабочая программа по самообразованию в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год...