Актуальность:
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Проблема: Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Задачи: Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Цели: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Ожидаемый результат: создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора, развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, закличек, сказок, песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - творческий
Срок реализации: 09.03.2022 г. - 15.07.2022 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предварительная работа: Подбор фольклора народов: сказок, потешек, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта: Картотека потешек. Создание фотоальбома. Презентация проекта.
I этап: Подготовительный.
Цели:
1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подобрать литературу по фольклору.
3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Оформление предметно-развивающей среды по теме «Фольклор для самых маленьких».
6. Изготовление совместно с родителями, альбома по русско - народным сказкам.
7.Пополнение предметами народного быта, разучивание русско-народной подвижной игры «Скворушки».
8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, закличек, потешек.
2 этап: Реализация проекта.
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
Дата Вид деятельности Результат Ответственные
Март
1.Развлечение для детей: «Жаворонки»
Знакомство детей с русско-народными традициями.
2.Разучивание потешек. 3.Разучивание прибаутки.
4.Пальчиковые игры, словесные игры.
5.Слушание перед сном аудио русско – народных сказок. Дети знают потешки, прибаутки, пальчиковые игры. С интересом слушают аудио запись русско – народных сказок. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Апрель
1.Знакомство с русско – народными подвижными и совестными играми.
2.Музыкаль – подвижная игра «Скворушки», русские – народные песни.
3.Изготовление поделок скворушки.
4.Аппликация «Солнышко».
5.Организация предметно – пространственной среды по фольклору. Дети с удовольствие играют в подвижные игры, принимают участие в аппликациях. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Май 1.Чтение русско – народных сказок.
2.Рассматривание иллюстраций по русско – народным сказкам.
3.Изготовление альбома по русско – народным сказкам.
4.Драматизация сказки. Дети с удовольствием рассматривают иллюстраций по русско – народным сказкам, принимают участие в драматизации сказок. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Июнь 1.Беседа на теме: «Русская берёза».
2.Разучивание стихотворения.
3.Рисование березы.
4.Проведение хороводных игр.
5.Итоговое мероприятие
развлечение для детей: «Троица» Дети рисуют берёзу, рассказывают стихотворение и водят во круг берёзы хоровод. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
3 этап: Итоговый
- Инсценировка сказки «Колобок».
Цель: закрепить знания детьми фольклора и народных игр.
- Выступление на семинаре с презентацией проекта
Цель: обмен опытом по реализации программы.
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Участие родителей в пополнении экспонатов для мини - музея «Музыкальные инструменты».
- Составление альбома по теме: «Русско – народные сказки».
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
- участие в конкурсе детского рисунка издательского.
Итоговое мероприятие: Развлечение для детей по теме «Троица».
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990.
10. Хрестоматия для маленьких.
11. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007.
12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-
Синтез,2000.-152с.
13. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с.
14. Комарова Е.С.Как оценить работу детского сада:пособие для рук.дошк.образоват.учреждений.-2 изд.-М.:Просвещение,2006.-127с.
15. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993