Краткосрочный проект группы раннего возраста "Гвоздичка"
проект (младшая группа)

Светлана Живодрова
Актуальность: 
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека. 
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте. 
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. 
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. 
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Проблема: Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста? 
Задачи: Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора. 
Цели: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Ожидаемый результат: создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора, развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, закличек, сказок, песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - творческий
Срок реализации: 09.03.2022 г. - 15.07.2022 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предварительная работа: Подбор фольклора народов: сказок, потешек, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе. 
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта: Картотека потешек. Создание фотоальбома. Презентация проекта.
I этап: Подготовительный.
Цели: 
1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора. 
2. Подобрать литературу по фольклору. 
3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи. 
4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Оформление предметно-развивающей среды по теме «Фольклор для самых маленьких».
6. Изготовление совместно с родителями, альбома по русско - народным сказкам.
7.Пополнение предметами народного быта, разучивание русско-народной подвижной игры «Скворушки».
8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, закличек, потешек.
 2 этап: Реализация проекта. 
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность. 
      Дата Вид деятельности Результат Ответственные
Март
1.Развлечение для детей: «Жаворонки»
Знакомство детей с русско-народными традициями.
2.Разучивание потешек. 3.Разучивание прибаутки.
4.Пальчиковые игры, словесные игры.
5.Слушание перед сном аудио русско – народных сказок. Дети знают потешки, прибаутки, пальчиковые игры. С интересом слушают аудио запись русско – народных сказок. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Апрель
1.Знакомство с русско – народными подвижными и совестными играми.
2.Музыкаль – подвижная игра «Скворушки», русские – народные песни.
3.Изготовление поделок скворушки.
4.Аппликация «Солнышко».
5.Организация предметно – пространственной среды по фольклору. Дети с удовольствие играют в подвижные игры, принимают участие в аппликациях. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Май 1.Чтение русско – народных сказок.
2.Рассматривание иллюстраций по русско – народным  сказкам.
3.Изготовление альбома по русско – народным  сказкам.
4.Драматизация сказки. Дети с удовольствием рассматривают иллюстраций по русско – народным  сказкам, принимают участие в драматизации сказок. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
Июнь 1.Беседа на теме: «Русская берёза».
2.Разучивание стихотворения.
3.Рисование березы.
4.Проведение хороводных игр.
5.Итоговое мероприятие
развлечение для детей: «Троица» Дети рисуют берёзу, рассказывают стихотворение и водят во круг берёзы хоровод. Халиман Ю.Н.
Живодрова С. С.
 3 этап: Итоговый 
- Инсценировка сказки «Колобок».
Цель: закрепить знания детьми фольклора и народных игр. 
- Выступление на семинаре с презентацией проекта 
Цель: обмен опытом по реализации программы.
    Работа с родителями: 
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях. 
- Привлечение родителей к изготовлению  разных видов театра (на палочках, пальчиковый). 
- Участие родителей в пополнении экспонатов для мини - музея «Музыкальные инструменты».
-  Составление альбома по теме: «Русско – народные сказки».
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
- участие в конкурсе детского рисунка издательского.
Итоговое мероприятие: Развлечение для детей по теме «Троица».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использованная литература: 
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с 
2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с. 
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с. 
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с. 
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с. 
6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с. 
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004. 
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990. 
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990. 
10. Хрестоматия для маленьких. 
11. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007. 
12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика- 
Синтез,2000.-152с. 
13. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с. 
14. Комарова Е.С.Как оценить работу детского сада:пособие для рук.дошк.образоват.учреждений.-2 изд.-М.:Просвещение,2006.-127с. 
15. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный образовательный проект группа раннего развития "Игра-инсценировка сказки "Репка"

Краткосрочный образовательный проект  в группе раннего развити "Игра-инсценировка ссказки "Репка". Данный проек поможет сформировать у детей интерес к индивидуальному и совместному...

Совместный с родителями экологический проект группы раннего возраста №1 «Солнышко» (возраст с 1,5 до 2 лет) «А у нас в садочке выросли цветочки!»

Данный проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушивать...

Экологический проект группы раннего возраста №1 «Солнышко» (возраст с 1,5 до 2 лет) «Мы посадим огород…»

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание ими своих интересов, формирование умений их реализовывать...

Краткосрочный проект группы «Теремок» «Что за прелесть эти сказки»

Название проекта: «Что за прелесть эти сказки»Актуальность:Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зл...

Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности «Мамы всякие нужны, папы разные важны».

Для всех людей, как для взрослых, так и для детей, самыми близкими людьми в жизни являются мама и папа. Способствовать формированию семейных ценностей. Способствовать формированию позиции ребенка о бе...

Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности «Мамы всякие нужны, папы разные важны».

Цель проекта:Способствовать формированию семейных ценностей. Способствовать формированию позиции ребенка о бережном, доброжелательном отношении к родителям.Познакомить детей с различными профессиями с...

Краткосрочный проект по ранней профориентации детей в средней группе "Инженер - строитель"

Проблема профориентации является общественной, так как от неё зависит состояние общества, занятость населения, развитие рынка труда, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящ...