Конспект занятия в подготовительной группе «Природа родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ююкина Наталья Сергеевна

Аннотация: Предлагаю конспект НОД для детей подготовительной группе

  Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_priroda_rodnogo_kraya.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Природа родного края»

Подготовила: Ююкина Наталья Сергеевна

воспитатель 1 квалификационной категории

образование: высшее специальное

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Задачи:

#1060;ормировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

#1056;азвивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

#1042;оспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав, картинки птиц, картинки полезных ископаемых.

Предварительная работа:

Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия.

Воспитатель:

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй вольный ветерок

-Ребята, у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Воспитатель: Дети а где мы с вами проживаем? Как называется наша область?

Дети: Кемеровская.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о родном крае, о нашей области. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашей родной области.

Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?

Дети : Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

Дети : То, что сделано руками человека.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». Воспитатель называет слова, дети должны сказать природа это или нет.

Воспитатель: Давайте вспомним какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.

Воспитатель: Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза.

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Леса – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Для этого нужно отгадать загадки:

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке

- Кар! - всё время говорит.

Клюв – страшней иголки.

(Ворона)

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода —

Прямо с севера сюда.

(Снегирь)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Воспитатель: Много разных птиц живёт и зимует в лесах Кемеровской области. Одни птицы живут круглый год – осёдлые, другие только летом – перелётные, а третьи - только зимой - зимующие.

Воспитатель: В наших лесах обитают много животных и птиц мы должны их беречь и помогать им. Я хочу задать вопрос: "Зачем люди сажают леса?

Воспитатель: Люди разных профессий ответят нам по-разному. Леса дают человеку древесину, чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых. Ребята, а как нужно вести себя в лесу ? Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Ребята, а что же такое лес?
– Правильно – лес это место в природе, где растет много-много деревьев (хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных?
Давайте представим, что мы превратились в деревья.
Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Дети: Потому что они помогают нам лечится от болезней.

Воспитатель: Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!
1. Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спуститься под землю и узнать какие богатства хранит наша земля.

Отгадаете загадки, узнаете, о подземных богатствах своего края.

Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.

Чёрный, блестящий – труженик настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.

Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Нас окружают шикарные реки, горы, душистые ароматы трав и цветов и чистый воздух. По утрам солнце освещает своими золотистыми лучами всю окрестность и тогда начинает блестеть алмазная роса на солнечной зеленой траве, все начинает расти и расцветать. Также в нашем крае есть красивейшие водопады, минеральные источники и зеленые луга. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Список литературы:

#1048;ванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.
#1050;окуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.

#1053;иколаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

#1064;орыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.
5. Юшков, А. Н. Загадки природы / А.Н. Юшков. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Природа Мордовского края»

Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края...

конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"

Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...

Конспект ООД в подготовительной группе "Природа родного края"

В конспекте представленно применение социо- игровой технологии...

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Природа родного края»

Формировать представления о растительной и животной среде родного  края....

Конспект занятия в средней группе "Природа родного края"

Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу и о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края...

Конспект ОД в подготовительной группе «Природа родного края»

Цель: способствовать формированию понимания  о природе родного края.Задачи: Личностные: формировать потребность продолжить деятельность по изучению природы родного края и России.Метапредметн...