конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
-продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;
-продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
- развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
-воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
-развивать поэтический слух, речь, умение чувствовать богатство литературного языка;
-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе .
Материалы и оборудование:
Картинки , ленточка, шкатулка, иллюстрации сказочных героев, штампики.
Методы и приёмы:
Вступительное слово. Беседа.
Вопросы детям. Чтение стихотворения.
Игра « Угадай пословицу по картинке». Пословицы.
Игра « Карусель»(скороговорка).
Ознакомление с мордовской потешкой « Ах, девочка, красавица».
П/И « В горшки».
Сюрпризный момент.
Загадки.
Д/И « Угадай сказку»
Украшение костюмов сказочных героев мордовским орнаментом.
Итог. Заключительная беседа.
Ход НООД
Дети проходят в группу, становятся в круг.
В: Ребята, я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)
Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)
В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?
Д: Ответы детей (на мордовском)
После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.
В:Ребята как называется город, в котором мы живем?
В: Как называется наша Республика? Чем она знаменита?
( ответы детей)
В: Наш край богат ещё и фольклором. А вы знаете, что такое фольклор?
Д: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
В: А кто их сочинил?
Д: Народ.
В: «Фольклор»- переводится, как «народная мудрость».
В: Как у нас в Мордовии уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
В: В Мордовии живёт трудолюбивый народ. Что это означает?
( ответы детей)
В: Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
В: А какие пословицы знаете вы?
Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
1. «Поспешишь- людей насмешишь».
2. «Кизоть етафтсак работазь, тялонда моронят морат». (Лето в труде проведешь, зимой песни поешь) .
3. «Мезе видят, сянь и нуят. (Что посеешь, то и пожнешь)» .
4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок». (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
В: вот и у нас пришёл потехе час.
В: предлагаю прокатиться на карусели!
(Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
В: -Ну хорошо, ребята, садитесь
В: У всех сегодня хорошее настроение? Никому не грустно? А если кто то грустит, что можно сделать?
Д: Потешку рассказать.
В:Послушайте мордовскую народную потешку « Ай, девочка, красавица»
(читает потешку)
В: Весело стало? А какие слова вам показались смешными?
В: а еще можно рассказать небылицу. Что такое небылица?
( дети рассказывают небылицы которые знают и сочиняют)
П/И « В горшки»
В: Посмотрите, шкатулка. Что в ней лежит? А узнаем мы, если отгадаем загадки.
( загадки)
Воспитатель открывает шкатулку.
Ребята, посмотрите, здесь герои сказок.
Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации к мордовской сказке «Кот и Лиса»
В: -Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?
Д: - «Кот и Лиса»
В: -Как в сказке называют кота и лису?
Д:- Котофей Иванович и Лисафья Ивановна.
В:- Молодцы, все верно!
Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Свинка».
В: - Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?
Д:- Эти персонажи из мордовской сказки «Свинка».
В: А вот лиса в фартуке, медведь в рубахе. Но только они какие-то не яркие. А давайте мы разукрасим наряды героев мордовским узором, и они будут вам гостинцами.
Дети берут готовые штампы и украшают мордовским орнаментом фартук лисы и рубаху медведя.
В: О чём мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"
Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...
Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология"....
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем
«Здравствуй, Родина моя!» Интегрированное занятие в старшей группе...
Конспект занятия «Байкал. Знакомство с родным краем» (старшая группа)
"Байкал. Знакомство с родным краем"...
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»
Конспект занятия по озанкомоению с родным селом и известными людьми села....
Конспект занятия "Большое путешествие по родному краю" для детей 6-7 лет Презентация к занятию
Материал предназначен для ознакомления детей с заповедными местами Республики Коми...
Конспект занятия "Путешествие в природу родного края"
Программные задачи:1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье»,его назначением, показать основные его ценности(богатый животный и растительный мир);2. Формировать ...