Конспект занятия в подготовительной группе «Природа Мордовского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мартынова Наталья Николаевна

Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа: Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

 Материалы к занятию: Магнитофон, аудиозапись. Иллюстрации о Мордовском государственном заповеднике имени П. Г. Смидовича. Д/и «Кто живет в наших лесах? ».

 Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Игровой. Словесный: художественное слово, вопросно-ответная беседа. Показ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_priroda_mordovskogo_kraya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86»

Конспект занятия

 подготовительной группе

«Природа Мордовского края»

Подготовила воспитатель: Мартынова Н. Н.

Саранск 2015

Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа: Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

 Материалы к занятию: Магнитофон, аудиозапись. Иллюстрации о Мордовском государственном заповеднике имени П. Г. Смидовича. Д/и «Кто живет в наших лесах? ».

 Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Игровой. Словесный: художественное слово, вопросно-ответная беседа. Показ.

 Ход занятия.

Звучит музыка.

Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Правильно

 - это Земля. Наша земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Игра «Ответь на вопрос и передай флажок».

 - Ребята, а вы знаете, как называется наша республика?

 - Кто является главой республики Мордовия?

- Какой город является столицей Мордовии?

- Какие города Мордовии вы знаете?

 - Какие большие реки протекают в Мордовии?

 Воспитатель:

На карте всесоюзного значения

Невелика Мордовия моя.

Но вся она в порыве вдохновения

Как милы сердцу светлые края.

 Куда не бросишь взгляд, повсюду прахи

Взметнули свои стрелы в небеса

Гул тракторов в полях рокочет непрестанно,

И всюду трудового героизма чудеса!

Воспитатель: Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.

Чтобы сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Там сон-трава и медуница,

Прекрасная кувшинка, горицвет,

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга - книга тревоги.

Знай, все растения в ней - недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда!

Физкультминутка:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотя рыбка, река-кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.

Вот послушайте и отгадайте загадки:

В платье белом девушка стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зеленую косу.

(Берёза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Весной зеленела,

Летом загорела,         

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Воспитатель:

-Какое дерево дает ароматный сладкий сок?

- Что вы можете рассказать о березе?

-Что вы знаете о дубе?

- Расскажите о рябине.

-Какие деревья ещё растут в нашем крае?

Воспитатель: Отгадайте загадки:

Загадки про птиц:

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит - и легче!

(дятел)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - в миг

Поднимает стрекот-крик.

 (сорока)

Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?

 - Какую пользу приносят птицы?

 - Каких перелетных птиц вы знаете?

«Хорошо в гостях, а дома лучше» - гласит русская пословица, это понимают и птицы, которые каждую весну возвращаются в родные края.

Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

 Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля? »

Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края! »

Воспитатель: Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишнем покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.

ребенок: Все - все, все на свете нужны!

И кошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников: злых и свирепых.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Все- все, на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.

Д/и «Кто живет в наших лесах? »

Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.

Воспитатель: Лес - это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?

-Кто в нем живет?

 -В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?

 -А чем питаются животные? Кто на кого нападает?

-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?

-Какие ягоды растут в наших лесах? Грибы?

-А все ли грибы можно собирать?

-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)

-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)

Воспитатель: Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг!

Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик споет среди травы,

А ветер нам сыграет на клавишах листвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"

Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...

Конспект занятия на тему : «Сохраним природу мордовского края!»

П р и р о д а. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? П р и р о д а. я – Красавица Природа. Разве вы меня не узнаете? ...

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...

Конспект ООД в подготовительной группе "Природа родного края"

В конспекте представленно применение социо- игровой технологии...

Конспект занятия в подготовительной группе «Природа родного края»

Аннотация: Предлагаю конспект НОД для детей подготовительной группе  Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

Конспект занятия в средней группе "Природа родного края"

Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу и о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края...