ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Алексеева Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросам   формирования  экологических  знаний  о живой природе  у детей  среднего  дошкольного возраста.   

Согласно  ФГОС  ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ   У  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.  

Авторы статьи: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Иванова Неонила Вячеславновна

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена вопросам   формирования  экологических  знаний  о живой природе  у детей  среднего  дошкольного возраста.  

Согласно  ФГОС  ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Ключевые слова: экология,   живая, природа, экологические знания, средний дошкольный возраст.

Главная функция экологического воспитания, по мнению  С.А.  Веретенниковой [5]  состоит «в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно - эмоциональном и нормативном уровне». Важной подсистемой экологической культуры, по мнению   М.Г.  Бушканец [4]  является отношение к живой природе.

 Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности.

Ознакомление дошкольников с живой  природой – это «средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте».

Игры, по  мнению   М.Г.  Бушканец [4]  придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения.

Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениям растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой природе.

В игре педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера.

Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны методики: методика    «Отношение  к миру природы» методика  «Экологическе  отношение   к миру природы», методика «Бережное отношение   к обьектам природы».

Выявленный в ходе исследования уровень развития представлений о живой природе у детей является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанно- правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: игра «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие», «У медведя в гостях», «Раз, два, три к дереву беги», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Что лишнее» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений. Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

      В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.

         

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акулинцева,  Т. Будем экологически грамотными /  Т.  Акулинцева // Дошкольное воспитание,  2014. –  №6.  –  С. 36–42  
  2. Богданец,  Т. Экологические знания - первое представление о мире /  Т.  Богданец  // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 12. –С 52.
  3. Бушканец,  М.Г. Хрестоматия по педагогике / М.Г.  Бушканец. -  Москва .: Просвещение, 2014. –432 с.
  4. Веретенникова,  С.А. Ознакомление дошкольников с природой /  С.А.  Веретенникова.  – Москва .: Просвещение, 2014. –270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы

В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...

«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

   Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

Проект по экологии: «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3-4 лет и воспитания бережного отношения к ним»

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14584682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]   [[{"type":"media","view_mode":"media...