ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
статья по окружающему миру (средняя группа)
Статья посвящена вопросам формирования экологических знаний о живой природе у детей среднего дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Авторы статьи: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Иванова Неонила Вячеславновна
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования экологических знаний о живой природе у детей среднего дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Ключевые слова: экология, живая, природа, экологические знания, средний дошкольный возраст.
Главная функция экологического воспитания, по мнению С.А. Веретенниковой [5] состоит «в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно - эмоциональном и нормативном уровне». Важной подсистемой экологической культуры, по мнению М.Г. Бушканец [4] является отношение к живой природе.
Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности.
Ознакомление дошкольников с живой природой – это «средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте».
Игры, по мнению М.Г. Бушканец [4] придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения.
Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениям растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой природе.
В игре педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера.
Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны методики: методика «Отношение к миру природы» методика «Экологическе отношение к миру природы», методика «Бережное отношение к обьектам природы».
Выявленный в ходе исследования уровень развития представлений о живой природе у детей является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанно- правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс.
Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: игра «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие», «У медведя в гостях», «Раз, два, три к дереву беги», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Что лишнее» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений. Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.
В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
- Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание, 2014. – №6. – С. 36–42
- Богданец, Т. Экологические знания - первое представление о мире / Т. Богданец // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 12. –С 52.
- Бушканец, М.Г. Хрестоматия по педагогике / М.Г. Бушканец. - Москва .: Просвещение, 2014. –432 с.
- Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – Москва .: Просвещение, 2014. –270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию у детей представлений о живой природе в первой младшей группе
Перспективное планирование...
Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы
В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду...
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...
Собственное учебно - методическое пособие по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 4-5 лет и воспитания бережного отношения к ним»
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Природа - наш дом родной"...
«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...
Проект по экологии: «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3-4 лет и воспитания бережного отношения к ним»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14584682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media...