Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду компенсирующего вида. Рекомендуются условия, необходимые для более целенаправленного формирования у детей адекватных, обобщенных представлений о многообразии форм и явлений, связей и отношений в живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
Поступающий в массовую школу нормально развивающийся ребенок располагает довольно обширным запасом представлений и понятий о природных явлениях, животных и растениях. Все эти понятия и представления формируются у ребенка в дошкольный период в процессе общения с взрослыми и окружающем миром.
Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному
уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
В нашем детском саду компенсирующего вида обучаются дети с особыми возможностями здоровья.
В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью.
Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений природы, с которыми не раз встречались практически.
При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки, например, на такой существенный признак, как живое и движущееся (животные ближайшего окружения), и не осознают, как элементы природы объекты и явления неживой природы.
Дети могут перечислить конкретных представителей животных и растений, но без обобщения их в родовые группы, входящие в данную категорию.
Связи и отношения в живой природе «особыми детьми» воспринимаются с большим трудом. Им присущ дефицит знаний о назначении основных частях тела животных, очевидных причинах характерного способа их передвижения.
Лишь небольшой процент детей могут указать на функциональную связь между наличием у зайца длинных лап и его умением быстро бегать, или наличием у птиц крыльев и умением летать.
Знания детей о значении домашних животных в жизни людей также очень обеднены. Как правило, они называют лишь один из ряда факторов, характеризующих пользу животных для человека: «собака охраняет дом, корова дает молоко». Немногие из детей могут назвать, какое значение в жизни людей имеет свинья, кролик и даже кошка. В ответ на то, что кошки ловят мышей, дети говорят: «мышей дома нет, кошка ест корм».
Определение «дикие животные» ассоциируются у наших детей с какой-то опасностью, исходящей от диких животных: «они злые, их трогать нельзя». Некоторые дети, запомнив сказочные образы зайца и ежа, рассказывают, что заяц в лесу питается морковкой, а ежик – яблоками.
Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения.
В основе ознакомления с природой должно быть непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, понюхать, ощутить их вес и т.д.
В домашнем быту, на прогулках, в процессе трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы.
Поэтому на консультациях мы всегда рекомендуем родителям наблюдать с детьми на прогулке за состоянием погоды. Закрепляя названия деревьев, собрать, рассмотреть, назвать и засушить листочки с них. Дома вместе с ребенком помыть посуду, постирать платье куклы, подмечая свойства воды. Сходить на экскурсию в зоопарк и понаблюдать за животными, побеседовать с ребенком о том, что он видел. Гуляя в лесу, советуем обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожие признаки знакомых предметов. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения, пополнению словарного запаса и развитию речи.
Мы рекомендуем родителям учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них.
Советуем хвалить ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
И конечно, поощрять любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
Вся коррекционно-развивающая деятельность по ознакомлению «особых детей» с предметами и явлениями природы в детском саду осуществляется через игру. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Знания, приобретенные непосредственно в процессе игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир как участника естественного процесса его развития.
В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности и речи.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Это будет способствовать предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.
Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни.
Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Поэтому для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, специалисты нашего детского сада используют в своей деятельности интегрированные занятия.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Эти занятия создают благоприятные условия, чтобы «восприятие, мышление и речь соединились в единый и целостный акт умственной работы» (Б.Г.Ананьев, 1958 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
План по самообразованию работы с детьми по экологии в условиях ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-953624-1506628159.jpg)
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1022731-1534747634.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-1350900-1633236107.jpg)
Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа
Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351566-1633418262.jpg)
Конспект организации наблюдения за явлениями живой природы на тему "Птицы" вторая младшая группа
Задачи:-Дать детям общие представления о птицах;-Учить узнавать пернатых по внешнему виду;-Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, прыгают, ходят, клюют корм, пьют воду из лужи.);-Закре...