Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Булатова Эльвира Юрьевна

В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду компенсирующего вида. Рекомендуются  условия, необходимые для более целенаправленного формирования у детей адекватных, обобщенных представлений о многообразии форм и явлений, связей и отношений в живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_znaniy_u.o._o_prirode.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.

Поступающий в массовую школу нормально развивающийся ребенок располагает довольно обширным запасом представлений и понятий о  природных явлениях, животных и растениях. Все эти понятия и представления формируются у ребенка в дошкольный период в процессе общения с взрослыми и окружающем миром. 

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному

уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе  всего цикла природоведческих дисциплин.

В нашем детском саду компенсирующего вида обучаются дети с особыми возможностями здоровья.

В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью.

Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений природы, с которыми не раз встречались практически.

При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки, например, на такой существенный признак, как живое и движущееся (животные ближайшего окружения), и не осознают, как элементы природы объекты и явления неживой природы.

Дети могут перечислить конкретных представителей животных и растений, но без обобщения их в родовые группы, входящие в данную категорию.

Связи и отношения в живой природе «особыми детьми» воспринимаются с большим трудом. Им присущ дефицит знаний о назначении основных частях тела животных, очевидных причинах характерного способа их передвижения.

Лишь небольшой процент детей могут указать на функциональную связь между наличием у зайца длинных лап и его умением быстро бегать, или наличием у птиц крыльев и умением летать.

Знания детей о значении домашних животных в жизни людей также очень обеднены. Как правило, они называют лишь один из ряда факторов, характеризующих пользу животных для человека: «собака охраняет дом, корова дает молоко». Немногие из детей могут назвать, какое значение в жизни людей имеет свинья, кролик и даже кошка. В ответ на то, что кошки ловят мышей, дети говорят: «мышей дома нет, кошка ест корм».

Определение «дикие животные» ассоциируются у наших детей с какой-то опасностью, исходящей от диких животных: «они злые, их трогать нельзя». Некоторые дети, запомнив сказочные образы зайца и ежа, рассказывают,  что заяц в лесу питается морковкой, а ежик – яблоками.

Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения.

В основе ознакомления с природой должно быть непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, понюхать, ощутить их вес и т.д.

В домашнем быту, на прогулках, в процессе трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы.

Поэтому на консультациях мы всегда рекомендуем родителям наблюдать с детьми на прогулке за состоянием погоды. Закрепляя названия деревьев, собрать, рассмотреть, назвать и засушить листочки с них. Дома вместе с ребенком помыть посуду, постирать платье куклы, подмечая свойства воды. Сходить на экскурсию в зоопарк и понаблюдать за животными, побеседовать с ребенком о том, что он видел. Гуляя в лесу, советуем обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожие признаки знакомых предметов. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения, пополнению словарного запаса и развитию речи. 

      Мы рекомендуем родителям   учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них.

Советуем хвалить ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

И конечно, поощрять любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество.

Вся коррекционно-развивающая деятельность по ознакомлению «особых детей» с предметами и явлениями природы в детском саду осуществляется через игру. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Знания, приобретенные непосредственно  в процессе игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир как участника естественного процесса его развития.

 В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности и речи.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Это будет способствовать предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни.

Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Поэтому для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, специалисты нашего детского сада используют в своей деятельности интегрированные занятия.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Эти занятия создают благоприятные условия, чтобы «восприятие, мышление и речь соединились в единый и целостный акт умственной работы» (Б.Г.Ананьев, 1958 г.).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа...

Конспект организации наблюдения за явлениями живой природы на тему "Птицы" вторая младшая группа

Задачи:-Дать детям общие представления о птицах;-Учить узнавать пернатых по внешнему виду;-Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, прыгают, ходят, клюют корм, пьют воду из лужи.);-Закре...

Конспект по окружающему миру «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»

laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»...