Методическая разработка образовательной деятельности "ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ", автор - Переверзева Е.А.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Переверзева Елена Александровна

Методическая разработка образовательной деятельности "ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ",старший дошкольный возраст, позновательное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «СТАРТУМ» СП «ДЕТСКИЙ САД»

ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

309190  Белгородская область, город Губкин, улица Раевского, дом № 15б

Телефон:  8(47241) 7-36-72,  факс:  8(47241) 7-13-65, MADOU.28@yandex.ru

Методическая разработка образовательной деятельности

ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

Образовательная область «Познавательное развитие»,

Подготовительная к школе группа

       

 

                                        Переверзева Елена Александровна, воспитатель,                                                

                                               МБОУ «Образовательный комплекс «СтартУМ»

СП «Детский сад»

                                          города Губкина Белгородской области

Возраст детей направленность группы

Дети 6-7 лет, группы общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-приключение

Приоритетные образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель

Развитие экологического образования детей через опытно - экспериментальную деятельность.

Программные задачи

Социально – коммуникативное развитие:

  • Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
  • Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.

Речевое развитие:

  • Расширить словарный запас детей по теме экологическая безопасность;
  • Развивать память, внимание.
  • Развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

Познавательное развитие: 

Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни животных и человека.

  • Формировать знания детей о экологической безопасности
  • Развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
  • Развивать познавательную активность,  наблюдательность, любознательность.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие: 

  • Развивать воображение детей.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и сострадание к животному миру;

- Воспитывать доброе отношение к природе.

  • Воспитывать любовь к природе

Основные понятия (новые слова)

Экологическая безопасность

Виды  детской деятельности

  • коммуникативная (беседа)
  • продуктивная (аппликация)
  • познавательно – исследовательская (проводят эксперименты)
  • игровая (дидактические игры)
  • двигательная

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа, самостоятельная деятельность.

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбук, планшет.

Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, металлический поднос, свечи, , дидактические игры

Раздаточный материал: лейка с водой, контейнеры с песком и землей, стеклянная колба, ватман, картинки с изображением разных  экологических ситуаций, клей – карандаш, салфетки,

Ожидаемые результаты

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение правильно отвечать на вопросы.

Знают правила поведения в природе

Умеют соединять части предметов в  одно целое.

Умение сделать вывод по опыту.

Умеют выражать свои мысли, используя все части речи.

Умеют  отвечать на вопросы.

Развита творческая и мыслительная деятельность.

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

Занятие проводится в музыкальном зале.  

Воспитатель: Ребята интересно, что это за книга. Такая необычная и красивая?

Воспитатель: Дети я  не могу ее открыть.


Дети с воспитателем заходят в зал.

Дети отвечают и рассматривают книгу.

Дети предлагают открыть книгу

Освоено пространство, установлен контакт с детьми психологическая настройка на работу.

Проявляется творческая активность, самостоятельность.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

Голос книги: Ой, ей, ей дети хулиганка Маша попала в книгу на страницы сказок и стала с ними баловаться

Воспитатель: Ребята поможем книги мы ведь эколята и должны всем помогать? Только я ее не могу открыть. Что будем делать? Как мы попадем на страницы книги?

Воспитатель: Дети вы конечно правы, но я предлагаю встать в круг, протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Тихо  постойте, почувствуйте себя тёплым солнечным лучиком.

Звучит музыка, книга открывается дети попадают на страницы книги

Дети: Да

Дети отвечают

Дети встают в круг. (Проводится игра «Солнечные лучики»)

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – эколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Положительный настрой на совместную деятельность.

III. Поисковый этап

Воспитатель открывает книгу, на презентации появляется медведь из сказки «Маша и медведь»

Медведь: Ребята, помогите мне пожалуйста Маша баловалась со спичками на полянке и она загорелась. Если пожар не потушить загорится весь лес.

Воспитатель: Ребята вы узнали медведя из какой он сказки? Поможем медведю мы ведь эколята?

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети: Да, конечно поможем

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Практический этап

1.Дидактическая игра «Безопасное поведение на природе».

2.Эксперимент на выявление свойств огня.

3.Проводится опыт «Очистка воды»

4.Аппликация «Буклет экологической безопасности»

Воспитатель: Но сначала, мы должны вспомнить правила безопасности поведения на природе.

Проводится дидактическая игра «Безопасное поведение на природе».

 Звучит музыка и дети попадают на нужную страницу

Воспитатель: - Ой, ребята сколько здесь дыма и огонь уже смотрите, добирается до деревьев. Что мы можем сделать? 

Воспитатель:- Чем, мы можем потушить пожар? Да, правильно ребята.

Воспитатель: - Ребята я вам предлагаю пройти в волшебную лабораторию  для проведения опыта.(Проводится эксперимент с огнем.)

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи и накрывает их специальной колбой.

Воспитатель: – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Воспитатель:-  Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? Воспитатель:- Объясните, почему?

Воспитатель: -   Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная. 

Эксперимент второй:

Воспитатель:- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?  

Воспитатель: - Чего же боится огонь?

Воспитатель: - А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? Воспитатель: - Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

Воспитатель: - Что происходит и почему?

Эксперимент третий четвертый: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

Воспитатель: - На этом наша работа в лаборатории окончена.

Воспитатель: - Дети,  о каких свойствах огня вы сейчас узнали?

 (На экране появляется красивый лес  без огня)

Медведь: Спасибо ребята за помощь

Воспитатель: Ребята в сказке «Маша и медведь мы навели порядок продолжим наше путешествие по сказкам?

Воспитатель берет в руки книгу и листает ее  на  экране появляется  появляется золотая рыбка в загрязненном море и просит о помощи.

Золотая рыбка: Ребята помогите мне пожалуйста загрязнилось мое синее море тяжело мне плавать и дышать.

Воспитатель: Ребята поможем золотой рыбке? Как мы можем ей помочь? Мы ведь эколята и много знаем о свойствах воды

Воспитатель: Правильно ребята нам нужно очистить море от загрязнения. Как мы можем это сделать?

Воспитатель: Правильно ребята, нам нужно пройти в волшебную лабораторию.

Воспитатель: Но сначала нам нужно разбиться на пары

Воспитатель: Ребята, Я взяла два стакана. В одном стакане  мы положим  комочек земли, перемешаем. Что стала с водой?. Но её можно очистить. В качестве фильтра мы будем использовать марлю. Положу её в воронку, переливаем помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему в сказке загрязнилось море?

Появляется золотая рыбка в чистом море и благодарит детей

Воспитатель: Дети как вы думаете, почему столько бед случилось в сказках?

Воспитатель: Правильно ребята, потому, что Маша не знала правил безопасности на природе и попав в сказки натворила много бед.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю для Маши и всех жителей сказок сделать буклет о правильном поведении на природе и вложить его в книгу здесь как раз есть пустые страницы?

 Для этого нам нужно пройти к столам и разделится на две подгруппы . Перед вами лежат картинки с правилами поведения на природе, вам нужно каждому взять по одной картинке и наклеить на лист бумаги. Вспоминаем правило работы с клеем.

Воспитатель: Теперь мы можем наши буклеты положить в волшебную книгу, чтобы сказочные герои не попадали больше в беду.

Звучит голос книги:  Спасибо ребята, какая у меня теперь  хорошая книга , теперь все жители сказок будут знать правила экологической безопасности. Я тоже хочу вас отблагодарить и подарить вам горшочек добра. Досвидания ребята!

Звучит музыка и дети возвращаются в детский сад

Дети отвечают.

Дети рассматривают каждый знак, объясняют, что можно делать на природе, а что нельзя и почему.

Ответы детей

Ответы детей

Дети участвуют в  проведении  эксперимента.

Дети: - Огонек.

Дети: - Нет

Дети:-  Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Дети: - Его нужно потушить.

Дети: - Воды, земли, песка.

Ребенок выполняет указание воспитателя.

Дети: - Огонь погас, потому что он боится воды.

Ребята проводят эксперимент.

Дети:- Да.

Дети отвечают.

Дети: Да

Дети: Вода стала мутной, она помутнела

Дети делают опыт и строят выводы

грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). 

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети: Да

Дети делают буклет и рассказывают для чего они наклеивают данные картинки

Умение правильно отвечать на вопросы.

Проявляют познавательную активность, наблюдательность в процессе рассматривания экологических знаков

Знают правила пожарной безопасности.

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли

Формирование элементарных умений и навыков в поведении при возникновении пожара.

Формирование знаний о  свойствах огня.

Формирование правил пожарной безопасности.

Умение сделать вывод по опыту.

Умение сделать вывод по опыту.

Умеют выражать свои мысли, используя все части речи;

Развитие умения строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия.

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: - Ребята,  книга нам подарила  вот такой горшочек добра Я предлагаю вам взять по одному зернышку. Ответить на мой вопрос  и посадить зернышко в горшочек.

Воспитатель: - Это горшочек добра, мы поставим у нас в группе и будем за ним ухаживать и наблюдать.

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями.

Умеют выражать свои мысли, используя все части речи;

Умеют  отвечать на вопросы;

Развита творческая и мыслительная деятельность.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.

«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е. 

2.Зубченко В.А.,Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

3. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008, издание 2-е/3-е. 128с. 4.Нищева Н.В,  «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ.    Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. ФГОС» Выпуск 1. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240с.

5. Шорыгина  Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Дошколята спешат на помощь".

Конспект организованной образовательной деятельности познавательное развитие. Приложение презентация....

Разработка сюжетно-ролевой игры -ситуации "Эколята-Дошколята спешат на помощь"

Разработка сюжетно-ролевой игры - ситуации  в рамках проекта "Эколята-Дошколята"...

Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности "Спасатели спешат на помощь"

Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности, с презентацией....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Малыши спешат на помощь!»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте про...

Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»

Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»...