Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №211»
План работы по самообразованию
на 2023-2024учебный год
« Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Воспитатель:
Метелева Л.Н.
Самообразование по теме:
« Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель работы: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов)
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Формировать умение выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.
Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.
Развитие слухового внимания.
Развитие мелкой моторики рук.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: научить детей различать основные цвета; познакомить детей с величиной и формой предметов; сформировать навыки самостоятельной деятельности; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к дидактической игре;
Воспитание желания использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
Воспитание у детей желания заниматься.
2. Обучающие:
обучение детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнение, обобщение через дидактическую игру.
3. Развивающие:
Развитие у детей умения определять свойства, признаки предмета;
Развитие у детей умения использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
Развитие внимания, усидчивости детей.
В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
Актуальность выбранной темы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Основные направления в работе
- Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
- Формирование восприятия цвета: для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет. - Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения шара, круга и их размеров и т.д ). Действия сопровождаются речью. - Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изуче-ние методи-ческой литера-туры | Сентябрь 2023-май 2024 | 1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 2008; 2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 2008. Сост. Т.В. Галанова | Повышение уровня знаний |
Работа с детьми | Сентябрь 2023 | Введение понятия- "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения (игры с восьмиугольной мозаикой, цветные палочки). Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). | Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета") "Игры с мозаикой" "Сделаем кукле бусы" "Какого цвета предмет?" "Ёлочки и грибочки" |
Октябрь 2023 | Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета). | Подгрупповые занятия "Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных" "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) "Полосатые коврики" (чередование трёх цветов согласно образцу) "Воздушные шары" (завязать шар соответствую-щей по цвету верёвочкой) | |
Ноябрь 2023 | Закрепить ранее полученные знания об основных цветах спектра. Сравнение предметов по цвету. | Подгрупповые занятия "Назови цвет" Домино "цвет" "Лебёдушка" "Живое домино" | |
Декабрь 2023 | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Подгрупповые занятия "Найди такую же" | |
Январь 2024 | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | |
Февраль 2024 | Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам. | Подгрупповые занятия "Украсим платочек" "Игры со счётными палочками" "Магазин" "Выкладывание орнамента" "Игры с рамками-вкладышами" | |
Март 2024 | Введение понятия "величина": "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета. Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий". | Подгрупповые занятия "Сравни предметы по высоте" "Построй по росту" "Игры с палочками Кьюизера" "Собери пирамидку" Подгрупповые занятия "Игры со счётными палочками" "Сравни предметы"
| |
Апрель 2024 | Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый". | Подгрупповые занятия "Широкая и узкая дорожка" "Толстый-тонкий" "Стань к дереву с самым толстым стволом" "Домики и дорожки" | |
Май 2024 | Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина). Мониторинг усвоенного материала на конец года. | Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала | |
Работа в группе | сентябрь 2023-май 20 24г. | Создание предметно-развивающей среды | |
Работа с семьей | сентябрь 2023-май 2024 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр. |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями: Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей» | Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.
Проведение индивидуаль-ных консультаций и бесед с родителями.
| ||
Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" | Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития | ||
Само-реализация | май | Подведение итогов сенсорного развития детей за учебный год | Открытый показ ООД во второй младшей группе |
июнь | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете |
Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка | В течение года |
Повторение и Закрепление пройденного | Сентябрь- Октябрь 2023 |
Дидактичекие игры и упражнения для закрепления понятия формы. «Найти предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением педметов по форме похожих на заданную форму). «Найти предмет такой же формы»(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) «Какая фигура лишняя?»(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур). | Ноябрь-Декабрь 2023 |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте» «Самая длинная, самая короткая».(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной). «Разноцветные кружки»(предложить положить кружки начиная от самого большого, так чтобы был виден цветпредыдущего кружка). « В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера). «Дальше-ближе»(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше), | Январь – Февраль 2024 |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый предмет для предмета). «Собери гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом). «Какие в употреблении слов,обозначающих цветовые оттенки)цвета использованы?»( показывая изображения предметов одного цветаи его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающие цветовые оттенки). | Март-Апрель 2024 |
Закрепление пройденного материала | Май 2024 |
3.Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...
Презинтация опыта работы " Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений"
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к поз...
Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.
В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры
Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...
«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»
laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...
Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Семинар- практикум для педагогов...
Презентация "Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр"
Методическая разработка...