Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.
методическая разработка ( группа) на тему
В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у детей раннего возраста, выявленны особенности сенсорного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samotchet_microsoft_word.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство охраны и здоровья Донецкой Народной Республики
Республиканский специализированный дом ребёнка г. Донецка
Утверждаю:
Главный врач
_______ Висягин В.Б
Опыт работы
воспитателя Заец Елены Викторовны
(20013 – 2016 г.г.)
Я, Заец Елена Викторовна, закончила Макеевский экономико - гуманитарный институт в 1997г. по специальности: «Дошкольное воспитание», присвоена квалификация специалиста: «Воспитатель дошкольного учреждения», общий педагогический стаж работы 20 лет.
В Республиканском специализированном
доме ребёнка г. Донецка работаю 12 лет.
Повышала квалификацию:
- 1999году при ДОИППО;
- 2004году при ДОИППО;
- 2009году при ДОИППО;
- 2015году при ДОИППО.
Имею квалификационную категорию «Специалист высшей категории» с 2011 года.
В своей работе руководствуюсь законодательскими, инструктивными, нормативными и методическими документами Министерства образования и Министерства охраны здоровья ДНР, которые касаются вопросов научно-педагогической работы детей раннего возраста.
Республиканский специализированный дом ребёнка г.Донецка является учреждением для воспитания и содержания детей, оставшихся без родительского обеспечения в возрасте от рождения до четырёх лет с поражениями центральной нервной системы разной степени тяжести, а также дети с задержкой речевого развития.
Дом ребёнка располагается в типовом помещении. Имеет все необходимые условия, хорошую материальную базу для воспитания и реабилитации детей: групповые помещения с верандами, спальнями, игровыми комнатами; залами ЛФК, физиотерапевтический кабинет, музыкальный зал, методический, логопедический кабинеты и кабинет психолога оснащены надлежащим оборудованием, дидактическими материалами, методическими пособиями, используются технические методы обучения.
Дом ребёнка имеет клиническую лабораторию, круглосуточный медицинский пост, изолятор. Группы, где находятся дети, оснащены твёрдым и мягким инвентарём, игрушками, сенсорным материалом, материалами для рисования, лепки, аппликации, конструирования. Каждая группа имеет свой эстетический интерьер, который своевременно обновляется; уютные игровые уголки, оснащённые строительным материалом, сенсорными пособиями, игрушками для развития сюжетных, дидактических, творческих игр.
Площадки для прогулок имеют спортивное оборудование, открытый бассейн, павильоны, места для игр с природным материалом. Для развития движения используются качели, детские велосипеды, машины, подвижные игрушки, санки. Для детей раннего возраста изготовлены манежи для прогулок.
Дом ребёнка выполняет следующие виды деятельности:
- Содержание и воспитание детей – сирот, детей, оставшихся без родительского обеспечения, детей инвалидов;
- охрану здоровья;
- специальную медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию;
- реабилитацию детей с особенными потребностями;
- перевод в детские учреждения согласно возрасту и развитию по решению МПК.
Консультативную помощь осуществляют сотрудники кафедры Донецкого медицинского университета. Также, организована постоянная комиссия ЛКК, которая устанавливает инвалидность больным детям, оформляет документы на социальную помощь (пенсии). Совместно с областным ПМПК осуществляются обследования детей по переводу в другие детские учреждения по достижении возраста.
На базе Дома ребёнка с 2013 года открыт реабилитационный центр. В реабилитационный центр принимаются дети от одного года до шести лет: дети с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с нарушением аутического спектра, с синдромом гиперактивности и дифференцированного внимания, ДЦП, слабослышащие.
Курс пребывания детей в центре составляет 45-90 дней. В течении этого времени дети получают интенсивный курс реабилитации, с детьми работают квалифицированные специалисты (логопеды, дефектологи, психолог, воспитатели, массажисты, инструкторы по лечебной физкультуре).
Действующая, медико - педагогическая комиссия назначает лечение и устанавливает расписание реабилитации детей, следит за его выполнением.
Работая с детьми с ОВЗ (особенными возможностями здоровья) наблюдается недостаток в сенсорном развитии детей, поэтому в своей педагогической деятельности мною была выбрана тема: «Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений».
Актуальность исследования: Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.
Исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Ш.А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у детей раннего возраста, выявить особенности сенсорного развития.
Объект исследования: процесс формирования сенсорных представлений, у детей раннего возраста.
Предмет исследования: дидактические игры и упражнения как средство развития сенсорных навыков и представлений у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- раскрыть значение специально организованных игр-занятий на развитие сенсорных навыков;
- разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
- провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.
В исследовании была проверена гипотеза: оптимизация процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры и дидактические упражнения.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорных представлений у детей: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, М.Монтессори А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в детских учреждениях.
Исследование проводилось в разновозрастной группе реабилитационного центра. Участники исследования: дети от 2 до 4 лет.
Вначале осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; определялись концептуальные основы, цели, объект и предмет, формулировалась и уточнялась гипотеза, конкретизировались задания, разрабатывалась и испытывалась методика исследования.
Дети разновозрастной группы реабилитационного центра
Таблица № 1
№ | ФИ | возраст | диагноз |
1. | Лозинская Даша | 19.07.13. | ЗРР |
2. | Смирнов Владик | 04.08.12. | ЗРР, нарушение ОДА |
3. | Сёмкина Катя | 21.01.13. | ЗПР |
4. | Микова Маша | 22.01.12. | ЗРР, нарушение слуха |
5. | Ромашевский Данил | 20.01.11. | ЗРР |
6. | Ромашевский Никита | 18.08.12. | ЗРР |
7. | Зенченко Павлик | 12.05.13. | ЗРР, синдром гиперактивности |
8. | Кадян Карина | 04.12.11. | ЗРР, РАС |
9. | Бывших Дима | 06.03.12. | ЗРР |
10. | Алябьев Илья | 06.07.12. | ЗРР, ЗПР |
11. | Глазова Вероника | 07.06.13. | ЗРР |
12. | Шпаков Артур | 17.08.11. | ЗРР, РАС |
13. | Ильяшенко Денис | 27.02.12. | ЗРР |
14. | Руденко Дима | 20.01.12. | ЗРР |
15. | Радяхин Аким | 10.10.11 | ЗРР, ЗПР, синдром гиперактивности |
Основные задания для детей 2 – 4 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение исследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Было предложено каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем предлагалось ребёнку воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, воспитатель руками ребёнка вставляла фигуры в соответствующие прорези; собирала пирамидку с учётом величины колец; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
В таблице № 2 приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных заданий в начале периода пребывания в реабилитационном центре.
Таблица № 2
№ п/п | Фамилия Имя | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1. | Даша | - | + | - | + | - |
2. | Владик | + | - | + | - | - |
3. | Катя | - | - | + | - | - |
4. | Маша | + | - | - | - | - |
5. | Данил | - | + | + | + | + |
6. | Никита | + | - | + | + | - |
7. | Павлик | - | + | - | + | - |
8. | Карина | - | - | - | - | - |
9. | Дима | - | + | + | + | + |
10. | Илья | - | - | - | - | - |
11. | Вероника | + | - | + | - | + |
12. | Артур | - | - | - | - | - |
13. | Денис | - | - | + | + | - |
14. | Дима | + | - | + | + | - |
15. | Аким | - | - | - | - | - |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);
- средний уровень – 3 выполненных задания (3 ребёнка);
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (10 детей).
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены три уровня оценки:
Диаграмма № 1
1. Высокий уровень – 2 детей. (13%)
2. Средний уровень – 3 детей. (20 %)
3. Низкий уровень –10 детей. (67%)
В течении 90 дней с детьми проводилась непосредственно образовательная деятельность с использованием дидактическх игр и упражнений по сенсорному развитию.
В конце периода пребывания детей в реабилитационном центре была проведена повторная диагностика на выявление уровня сенсорного развития.
Таблица № 3
№ п/п | Фамилия Имя | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1. | Даша | + | + | - | + | - |
2. | Владик | + | + | - | - | - |
3. | Катя | - | - | - | + | + |
4. | Маша | + | + | + | - | - |
5. | Данил | + | + | + | + | + |
6. | Никита | - | + | + | + | - |
7. | Павлик | - | - | + | - | + |
8. | Карина | - | + | + | - | - |
9. | Дима | + | + | + | + | + |
10. | Илья | - | + | + | - | - |
11. | Вероника | + | + | + | + | - |
12. | Артур | - | - | - | + | + |
13. | Денис | + | + | + | - | - |
14. | Дима | + | - | - | + | + |
15. | Аким | - | + | - | - | - |
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены три уровня оценки:
Диаграмма № 2
1. Высокий уровень – 3 детей. (20%)
2. Средний уровень – 5 детей. (33%)
3. Низкий уровень –7 детей. (47%)
В проведённых исследованиях было выявлено, что за период пребывания детей в реалибитационном центре: высокий уровень повысился - на 7 %, средний – на 13 %, низкий – 20 %.
В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др..
Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Я работаю с 2013 по 2016 г.г. в реабилитационной разновозрастной группе. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. Стремлюсь активизировать познавательную деятельность ребят, повышаю интерес к обучению на каждом этапе образовательной деятельности через индивидуальную и групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.
Цель работы в реабилитационной разновозрастной группе: обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи работы в данной группе:
- Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
- Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
- Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
- Использовать в работе инновационные программы и методики.
Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня. Создавая развивающую среду, учитывался такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Предметно-развивающая среда включает:
- Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
- Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал);
- Зона сюжетно-ролевых игр;
- Уголок книги;
- Спортивный уголок;
- Уголок ряженья;
- Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке);
- Театральный уголок;
- Уголок природы;
- Зона релаксации.
В решении задач, игре отвожу важнейшую роль, как основному виду деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой» и др.
Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности, творческих способностей.
Для реализации поставленной цели и задач, я использую типовую образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», комплексную программу воспитания и обучения под. ред. М. А. Васильевой, парциальные программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют», и др.
В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности: игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.
Организуя образовательный процесс с детьми, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного! ».
Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.
Занятия провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации, сидя и лёжа на ковре.
Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее.
Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.
В моем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр:
- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
- Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай?», «Отгадай?», «Что здесь?», «Что изменилось?».
- Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
- Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Кто дальше?» и т.д.
- Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово. Например, в игре с дидактической задачей – совершенствовать восприятие формы предметов основным условием выигрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть цвет предметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т.д.
Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.
Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.
Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой - либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
Для создания здоровьесберегающей среды в группе, оптимально использую двигательный режим, профилактические процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. А также активно применяю фольклор, прибаутки, помогающие детям расслабиться: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.
Таким образом благодаря дидактическим играм дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы, начинают логически мыслить.
Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.
Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность. Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в группе.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный: с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к центру. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием» родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.
Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.
Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:
- анкеты;
- консультации,
- беседы-рекомендации;
- печатный материал для чтения;
- совместные творческие дела.
Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации.
Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор), (Excel - редактор таблиц). Прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего».
Принимаю активное участие в педагогических советах, консультациях для педагогов и родителей, в совместной методической работе по разработкам памяток и брошюр для педагогов и родителей, пособий и практических материалов, для проведения занятий и мероприятий с детьми с особенными потребностями.
Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессионал. Он должен прекрасно знать своё дело и ясно представлять себе, что любые потери в развитии ребёнка невосполнимы. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обаятельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, манеру поведения, позу. В любой жизненной ситуации надо уметь правильно себя вести.
Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей: в одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир,
который, нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте: «Я сам!»
Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.
В наше сложное время нам, воспитателям XXI века, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами. В одной русской поговорке говорится: «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец». Думаю, что именно эти слова ярко характеризуют профессию «Воспитатель».
...Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!
Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой вносить свой вклад в наше будущее! И носить с гордостью звание – Воспитатель!
Задачи на межаттестационный период.
- Продолжать повышать деловую и профессиональную квалификацию.
- Продолжать работу по теме: «Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений».
- Продолжать изучение программы «От рождения до школы».
- Продолжать изучать Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Создать сайт на портале педагогов и воспитателей.
- Продолжать изучать и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, направленные на повышение компетентности педагогов и развитие личности воспитанников.
Используемая литература:
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
- Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
- Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
- Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
- Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...
газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Консультация для родителей о формировании пространственных представлений у детей...
Формирование пространственных представлений у детей средствами дидактических игр и упражнений
Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности...
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
laquo;Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»...
Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена....