Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
консультация на тему

Дмитриева Людмила Владимировна

Семинар- практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов                                                                  « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников                           посредством дидактических игр и упражнений»  

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные  действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного  целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах и ОД по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Рисование манкой. Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразные и непредсказуемые.

ОД по художественному творчеству (пластилинография) . Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев

ОД по художественному творчеству (нетрадиционная аппликация (обрывание).  Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В свободное время можно поиграть с детьми. Упражнение «Месим тесто». В большую миску насыпаем горох, фасоль. Ребёнок месит его руками, приговаривая: «Месим, месим тесто. Будут, будут из печи булочки и калачи». Упражнение «В поисках сокровищ». Малыш с любопытством погружает ручки в крупу и на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку.

Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра: настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее средство для развития движений пальцев и речи детей

Игра с песком «Строим мир».  Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач: формирование коммуникативных умений, снятия тревожности, развития мелкой моторики и др. Песок опосредованно способствует развитию речи: развиваем мелкую моторику.

Игры с конструктором. Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве.

Пальчиковая игра «Шалун»:                                                                              Худ. слово:                                                                                                            Наша Маша  варила кашу                                                                                         Кашу сварила, малышей кормила.

Учить детей выполнять упражнения, содержащие элементы массажа: делать круговые движения по ладошке, загибать пальчики. Развивать речь детей. Способствовать всестороннему развитию.

Д/и.: «Подари листочки дереву».                                                                      Цель: Учить детей располагать комочки пластилина на веточках дерева и прижимать их пальчиком.

Учить детей отщипывать маленький кусочек пластилина от целого куска и плотно прижимать его к веточке дерева. Развивать мелкую моторику рук.

Д/и.: «Найди игрушку»                                                                                             Цель: Предложить детям в коробке с мозаикой разной величины найти спрятанную игрушку.

Развивать рецепторы рук, массировать пальцы и ладошки. Воспитывать внимательность, усидчивость.

Д/и.: «Весёлый дождик и большие лужи»                                                                       Цель: Учить детей «рисовать»  пальчиком и кулачком.                                    Худ. слово:                                                                                                                Дождик, дождик, веселей,                                                                                         Капай, капай не жалей.                                                                                                Только нас не замочи                                                                                                                К нам в окошко постучи!

Учить детей рисовать пальчиком разные линии: короткие, вертикальные. Формировать умение плотно сжимать руку в кулачок и рисовать им, плотно прижимая руку к бумаге.

Д/и.: «Волшебные конфеты»

Цель: Учить детей опускать в бутылочку смятые комочки бумаги.

Познакомить детей с бумагой и её свойствами. Учить мять бумагу, формировать из неё комочки. Развивать умение проталкивать полученные комочки бумаги в бутылочку пальчиком.

Д/и.: «Бусы для мамы»                                                                                      Цель: Учить детей вздевать макароны на шнурок

Развивать усидчивость, сосредоточенность. Учить детей нанизывать на шнурок макароны-«бусины», перебирать их. Совершенствовать умение работать кончиками пальцев.

Упражнение: «Месим тесто»                                                                               Цель: Научить детей «месить тесто», в наполненном горохом, блюде.                       Худ. слово:                                                                                                               Месим, месим тесто,                                                                                                      Есть в печи место.                                                                                                                Будут, будут из печи                                                                                                  Булочки и калачи.

Развивать рецепторы рук. Способствовать развитию речи. Побуждать детей повторять слова стихотворного текста и выполнять несложные действия.

Д/и.: «Волшебные узоры»                                                                                   Цель: Учить детей рисовать пальчиком на подносе с манкой.

Развивать у детей умение рисовать одним пальцем на подносе с рассыпанной манкой.

Д/и.: «Пуговицы»                                                                                              Цель: Учить детей выполнять узор из пуговиц.

Развивать у детей внимательность, умение выкладывать узор по образцу, дополнять узор. Развивать мелкую моторику рук у детей.

Упражнение: « Веселый карандаш».                                                                       Цель: Массаж ладошек                                                                                           Худ. слово:                                                                                                                 Палочка волшебная                                                                                                       Есть у меня, друзья,                                                                                                                        С палочкой волшебной                                                                                                 Поиграю я!                                                                                                                 Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга.

Д/и.: «Прищепки»                                                                                               Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика», « Лучики для солнышка».                                                                         Худ. слово: «Хитрый ёжик»                                                                                                 Этот ёжик – чудачек                                                                                                        Сшил колючий пиджачок.                                                                                              Ходит ёж в саду по травке                                                                                          Натыкает на булавки                                                                                                    Грушу, сливу, всякий плод,                                                                                                 Что под деревом найдёт!                                                                                              

Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Д/и.: «Матрёшки»                                                                                                          Цель: Учить детей застёгивать молнию, застёжки у сандаль, пуговицы, липучки.                                                                                                                               Худ. слово:                                                                                                                   Издалёка, издалёка                                                                                                                       В гости к нам пришла матрёшка.                                                                                         «Я к ребяткам собиралась                                                                                                 Долго, долго наряжалась».

Учить детей разнообразным действиям с предметами: застёгивать и расстегивать молнию, пуговицы, липучки, застёжки на обуви. Развивать умение применять полученные навыки при одевании и раздевании. Развивать мелкую моторику рук.

Упражнения на пособии «Грибок- теремок».

1.«Где чей домик?»                                                                                                          2. « Веселые насекомые»                                                                                                       3. «Замочки»                                                                                                                       4. «Шнуровка»                                                                                                         Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование.                                                                                Формировать навыки детей в:                                                                            шнуровке,                                                                                                         застёгивание и расстегивание пуговиц,                                                            соответствие геометрических форм,                                                    подбирание цветных палочек по цвету,                                                             учить детей завязывать узелки.

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.


                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук;знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, раз...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК"

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развития мелкой моторики рук...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"Средства развития мелкой моторики...

"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через дидактические игры и упражнения" март 2021 год

quot;Только та игра целесообразна, вкоторой ребенок активно действует, строит, комбинирует, преодолевает трудности" - А. С. Макаренко...

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Консультация для педагогов.

Важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов (презентация) - проведение семинара....