«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Алейник Ирина Анатольевна

       Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

       Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №4», ул. Комсомольская, д.87

г.Ефремов Тульская область

                         ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Если хотите научить ребенка мыслить –

ведите его в природу» К.Д. Ушинский

                                 Пояснительная записка.

       Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

       Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.        

        Экологическое воспитание в настоящее время расценивается, как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

         В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

         Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

         Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.      

         Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

         В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

         Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

          Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Актуальность.

            Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.          

          Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.    

         Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

        Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.        

         Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

         И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

         Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

                                     

Новизна опыта.

           Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.  

Известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне - драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что такое?", под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

 Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

Формирование сознательного отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Организация познавательной, природоохранительной работы взрослых и детей.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир природы.

Формирование у детей умений и навыков работы по уходу за растениями.

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Прогулки в природу, любование ее красотой, работа на участке, выращивание огорода на окне, «общение» с растениями, ведение календарей природы, экспериментирование, моделирование, экологические развлечения, акции помогут детям осознать себя частью природы, обрести гармонию души.

Предполагаемый результат:

формирование у детей основ экологического сознания, ценностных ориентиров в своем поведении и деятельности.

Экологическое образование детей начинается с изучения и наблюдения за растениями ближайшего окружения.    

 Расширенный огород и цветники  

 https://vk.com/video-207247423_456239088?list=a2bd7f4370c2896027

Ухаживая за растениями на огороде, цветами на клумбах, дети получают элементарные знания о жизни растущего растения, понимают связь роста и развития семян с условиями окружающей среды. Уход за растениями состоял в поливе, подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков.

НОД по экологии - одна из форм организации обучения детей. Они имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию, способствуют тому, что чувственные представления дошкольников качественно преобразуются – расширяются, углубляются, объединяются, систематизируются. Дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы.

Чаще всего эти занятия посвящаю ознакомлению детей с видами растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным в них становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами могут быть обитатели леса, жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Так же на занятиях рассматриваем картины и беседуем по их содержанию. Нередко их компонентами становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций,  использование дидактических игр. https://disk.yandex.ru/i/iG2oariZnEoa3g

Реализовала проект  углубленно-познавательного характера   на выявление   связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.  https://disk.yandex.ru/i/2OLuQVyrGW5zgQ 

Он направлен на ознакомление детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, сезонными изменениями и пр. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.…

  Мы с детьми   наблюдаем, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

В процессе экспериментально-опытнической деятельности стимулируется  познавательный интерес. Например наблюдение за прорастанием семян тыквы в разной среде ( земля, песок, синтепон). Дети  увидели, убедились и сделали вывод, что лучшая среда для роста растений – земля.

https://disk.yandex.ru/i/h4HFWVxJbJPVvQ   

  Полученные знания закрепляем в дидактических играх.

https://disk.yandex.ru/d/UbDIgPc85aDSWQ 

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии в естественной обстановке наблюдаем явления природы, сезонные изменения, как люди преобразуют природу и как природа служит им. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, умение экспериментировать, проводить опыты.

  Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

https://vk.com/wall-207247423_2168                Экскурсия в рощу весной.

https://vk.com/photo-207247423_457241273        Экскурсия в рощу осенью.

https://vk.com/wall-207247423_2588       Наблюдение за белкой.

https://vk.com/wall-207247423_2555                «Неделя доброты в роще»

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем мы с детьми  наблюдали пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек. Рассматривали жука - водомерку, мальков рыб.       https://disk.yandex.ru/d/uNGXkpyrw3OHKQ 

        Так как наблюдения являются одним из основных методов ознакомления детей с природой, то наблюдали мы систематически во время прогулок и экскурсий, на участке детского сада и в группе за растениями и животными.                                                                                                                               В марте я обратила внимание детей на то, что на  берёзе нет листьев, но есть почки. Я срезала в присутствии детей три ветки   и предложила их поместить в банку с водой, которую поставили в уголок природы.   Дети видели, как из почек появились изумрудные листочки.      

    Также приняли участие в озеленении территории детского сада, посадили несколько берез и сосен.

https://disk.yandex.ru/d/Bhj3tYGDLUygMw   

С наступлением весны на прогулках дети стали замечать пробуждение природы.                                                                                                                                   Наблюдая за мать- и- мачехой, дети удивлялись, почему у нее нет листьев, их интересовало, будут ли листья?                                                                                         Одна девочка сказала: «Как же так, цветок цветет, а листьев нет?». Я объяснила, что мать- и - мачеха весной очень рано зацветает и гораздо позднее у неё появляются листья, что листья не такие как у других растений. Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая холодная, словно недобрая мачеха. Также наблюдаем за другими растениями, например за одуванчиком.

https://vk.com/video-207247423_456239194?list=bf8f17e683b1b22fd4   

Ежедневно с детьми ведем наблюдения за изменениями в природе, осматриваем растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее.

Обращаю внимание на форму и окраску листьев, учу по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяют новые слова и стараются их запомнить: шелестят, шуршат.

Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно я на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом.

В течении года дети трудятся в уголке природы. Они ухаживают за комнатными растениями и огородом на окне. Выращивая отдельные экземпляры растений в «огороде на окне» дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития.

https://disk.yandex.ru/i/m_ZrccAseEt4Cw 

Природа – могучий источник творческих сил. Свои впечатления от общения с природой, дети выражают в художественно-творческой деятельности. Поэтому стремлюсь соединять экологическое воспитание с эстетическим. Использую лепку, рисование, вырезание из бумаги. Лучшие детские работы собираются в выставку рисунков. Дети хорошо выполняют поделки из природного материала.

Правильно организованная предметная среда в группе помогает мне в работе по экологическому воспитанию. В группе есть уголок природы, в котором размещаются небольшая экологическая библиотека, иллюстрации, альбомы, открытки содержащие информацию о растениях. Модели наблюдений за растениями, макеты зон (лес, море, аквариум и т.д.).

Дидактические игры по экологии.

https://disk.yandex.ru/d/UbDIgPc85aDSWQ 

Таким образом, экологизация развивающей предметной среды. (микросреды) способствует решению познавательных, нравственных, коррекционных задач. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.

Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе.

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Все едины в стремлении защитить природу, уберечь.

Наглядным примером уважительного и разумного поведения в природе должны стать мамы, папы, бабушки и дедушки, чей авторитет у детей дошкольников очень высок. Очень важно было убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома, в семье.  

  Активизировала свою работу с родителями через: родительские собрания, информационные листы, анкетирование среди родителей, дни открытых дверей, индивидуальные беседы. Организуя работу с родителями, я использую различные приемы:   совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания ( нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.

Регулярно оформляю уголок для родителей, где помещаю советы родителям.

Экологическая акция – наиболее действенный метод, форма работы с детьми, родителями для того, чтобы решить многие экологические проблемы. Проведенные экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.   «Скворечник своими руками», «Добрые крышечки», «Посади дерево».

https://vk.com/wall-207247423_443            Акция «Помоги скворцу»

https://vk.com/photo-207247423_457241330  Акция «Добрые крышечки»

https://vk.com/video-207247423_456239217?list=d80c12dacde036a51f Акция «Посади дерево»

   Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Наши любимые питомцы» https://disk.yandex.ru/d/BB2oGAx25MIGlA ,   «Прогулки в лес с родителями» и др.  https://disk.yandex.ru/d/fq9p5YWXWuld-A 

Вначале осени мы приступаем к заготовке корма зимующим птицам. Дети приносят из дома семена арбузов, дынь. На прогулке Собираем ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника).Все сушим и раскладываем в баночки, мешочки. С наступлением холодов обращаю внимание детей на то, что на участке, возле жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети могут объяснить: холодно, для птиц стало меньше корма: спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека. https://vk.com/video-207247423_456239110?list=984bf4a7676e23a0be

С младшей группы я знакомлю детей с правилами поведения в природе. Раскрывая детям содержание правила, я подчеркиваю моральный смысл. Например, « Если ты случайно нашел гнездо птицы в кустах или на земле - сразу отойди. Иначе птицы могут покинуть гнездо. По твоим следам гнездо могут найти хищные звери и разорить его». Или « В лесу говори тихо, криком можно спугнуть птиц, животных.

С детьми старшего возраста мы изготавливаем запрещающие знаки, которые напоминают правила поведения в природе и устанавливаем или развешиваем их на участке.

Использую дидактическую игру « Угадай правило», в которой дети сами должны объяснить правило, которое они выбрали.

 

И если дети не только знают эти правила, но и выполняют их наедине с природой, то моя работа не напрасна.

Знакомлю детей с « Красной книгой», в которую занесены растения и животные нашего края, находящиеся на грани исчезновения, а также редко встречающиеся.

Сильный эмоциональный отклик у детей вызвал краткосрочный проект , приуроченный к дню защиты животных.

https://vk.com/video-207247423_456239219?list=475ff9efde84bd50dc

Всемирный день защиты животных.

Вывод.

Анализ развития экологической культуры детей в конце учебного года показал  активизацию познавательного интереса к миру природы.   Это позволяет сделать вывод, что разработанная система экологического образования через познавательную деятельность ребенка эффективна и способствует формированию у детей экологических представлений и осознанного отношения к миру природы.

Считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками перспективная, наиважнейшая задача. Если мы не научим детей любить, беречь природу, любоваться ею, то наши дети могут вырасти жестокими и агрессивными. Чтобы этого не произошло, подаем примеры своего доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащаем ребенка впечатлениями, используем умные игры и пособия.        Фотоотчет   ссылка https://disk.yandex.ru/d/l2ImBKtT4L1MVg 

                                         Список используемой литературы

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: просвещение, 1980

4.Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7. 10. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.

6. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /  

8. Николаева С.Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г. 29

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска      Способы и средства формирования познавательной активности детей ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

Консультация для родителей на тему "Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности"

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и...

Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Детское экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам…»Ральф Уолд ЭмерсонТему самообразования, я выбрала не случайно, так как считаю, чтоэкспериментирование претендует на ро...