Познавательный квест "Формула воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ООД по экспериментально-исследовательской технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»

Познавательный  КВЕСТ  для детей и родителей

                 

                            «Формула воды»

           

       

       

                                                                 Подготовила: воспитатель

                          Синцова Е.В.

                                                                                         

                                                                                         

                                       

             г. Реутов, 2022 год.

Цель: совершенствовать представления детей о воде, как о части неживой природы.

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и качествах воды.
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
  • Продолжать учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод, высказывать своё мнение.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать бережное отношение воде.

                                                       ХОД .

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересное и увлекательное путешествие, где вы узнаете очень много нового о таком источнике Земли, как вода. И так в путь.

I этап. «Встреча с Матушкой-Землёй».

Матушка-Земля. Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:

Загадка:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, материки...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где вода (океаны, моря),  а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего и почему?

(синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

 -Послушайте шуточное стихотворение

 Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода?

- Вода на нашей планете расположена в водоемах. А что вы знаете о водоёмах? Какие они бывают? (естественные и искусственные).

- Зачем нужны водоёмы? (Растения, животные, перевозка грузов , хозяйственные нужды людей) 

- В жизни человека и всех живых организмов вода имеет особое значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растениям , животным и человеку. Какая это вода, из какого водоёма? (Морская) Всему живому нужна вода пресная. Как вы думаете, что такое пресная вода?

- Правильно, пресная вода - это вода не солёная. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек и водохранилищ, она  очищена на водоочистных  предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

- А как вода попадает  в реку?

Воспитатель.- Ребята, давайте рассмотрим плакат. «Водоёмы».

И послушаем сказку.

II этап. «В гостях у Бабушки-Рассказушки».

«Сказка о воде»

 Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:

 - Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:

- Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал,  чтобы увидеть Моря и Океаны.

Ручеек добрался до Моря и его журчание переплелось с его волнами, а затем море его проводило к Океану. Так они и стали жить дружно.

Бабушка-Рассказушка. Вот ребята и закончилась моя сказка, а вам предстоит отправиться дальше, и узнать ещё много нового и интересного о Матушке-водице. В добрый путь!

III этап. «В гостях у Облака».

 Облако. Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по удобнее.    

       Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды становится много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как капельки воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

- Так что же нужно делать, чтобы воды хватало всем: и растениям, и животным, и человеку?

Правильно, необходимо беречь воду.

Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Впереди у нас ещё много интересного, а сейчас давайте немного отдохнём.

IV этап. «Динамичная пауза».

К речке быстрой мы спустились,      (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                   (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                         (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились               (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                      (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой                      (шагаем на месте)

И отправились домой.      (сесть на место)

V этап. «Практический».

 Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, где вас ждёт наш Учёный Гений Евгеньевич. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Гений Евгеньевич. Ребята, давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.  Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

 - Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Свойство воды – давать жизнь всему живому.

  • Вода прозрачная, без вкуса и запаха.
  • Наблюдение за срезанными веточками дерева, заранее вместе с детьми, поставленными в воду.
  • Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой; луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Вывод. Вода имеет свойство – давать жизнь всему живому.

Опыт 2. Вода имеет свойство двигать предметы.

В таз с водой запустить скорлупки грецкого ореха. Скорлупки плывут по воде.

Вывод. Вода имеет свойство двигать предметы.

 Опыт 3. Вода имеет свойство ускорять движение в стебле растения. 

      Налить в баночку с водой чернила или подкрашенную воду и поставить в неё цветы. Через 12 часов проверить результат.

 Вывод. Спустя время мы увидим, что лепестки цветка окрасились. Это говорит о том, что вода влияет на движение сока в стебле растения.

Опыт 4. Круговорот воды в природе.

  • Налить в банку немного горячей воды. Закрыть горлышко металлической пластиной, сверху положить несколько кубиков льда.
  • Можно налить в стакан немного воды и поставить на солнце, накрыв плёнкой.

Вывод. При нагревании лёд превращается в воду. Во втором случае мы видим, что вода при нагревании превращается в пар и образуются на плёнке капельки воды (конденсат).

Опыт 5.

Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?

Дети. Соль растворилась в воде.

Гений Евгеньевич. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.(Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)

Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Гений Евгеньевич. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Гений Евгеньевич. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч.

(Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, безцветная, морская, водопроводная, речная, болотная. Родниковая). После игры воспитатель предлагает детям послушать ещё раз журчание воды.

Воспитатель. Ребята , вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?

Дети. Вода – это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода может нагреваться, быть горячей.

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Вода, добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебница вода». Читает ребёнок.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.

Вот и закончилось наше путешествие, которое было очень познавательным!

VI Рефлексия. И закончим мы наше путешествие пословицей «Воду попусту не лей – дорожить водой умей!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...

Познавательное развлечение "Вода - водичка" средняя группа

Познавательное развлечение «Вода - водичка»средняя группаЦель: сформировать интерес к воде.Задачи:- расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...