Познавательный квест "Формула воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ООД по экспериментально-исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный квест "Формула воды" | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
Познавательный КВЕСТ для детей и родителей
«Формула воды»
Подготовила: воспитатель
Синцова Е.В.
г. Реутов, 2022 год.
Цель: совершенствовать представления детей о воде, как о части неживой природы.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и качествах воды.
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
- Продолжать учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод, высказывать своё мнение.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать бережное отношение воде.
ХОД .
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересное и увлекательное путешествие, где вы узнаете очень много нового о таком источнике Земли, как вода. И так в путь.
I этап. «Встреча с Матушкой-Землёй».
Матушка-Земля. Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, материки...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где вода (океаны, моря), а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего и почему?
(синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )
-Послушайте шуточное стихотворение
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода?
- Вода на нашей планете расположена в водоемах. А что вы знаете о водоёмах? Какие они бывают? (естественные и искусственные).
- Зачем нужны водоёмы? (Растения, животные, перевозка грузов , хозяйственные нужды людей)
- В жизни человека и всех живых организмов вода имеет особое значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растениям , животным и человеку. Какая это вода, из какого водоёма? (Морская) Всему живому нужна вода пресная. Как вы думаете, что такое пресная вода?
- Правильно, пресная вода - это вода не солёная. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек и водохранилищ, она очищена на водоочистных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А как вода попадает в реку?
Воспитатель.- Ребята, давайте рассмотрим плакат. «Водоёмы».
И послушаем сказку.
II этап. «В гостях у Бабушки-Рассказушки».
«Сказка о воде»
Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал, чтобы увидеть Моря и Океаны.
Ручеек добрался до Моря и его журчание переплелось с его волнами, а затем море его проводило к Океану. Так они и стали жить дружно.
Бабушка-Рассказушка. Вот ребята и закончилась моя сказка, а вам предстоит отправиться дальше, и узнать ещё много нового и интересного о Матушке-водице. В добрый путь!
III этап. «В гостях у Облака».
Облако. Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по удобнее.
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды становится много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как капельки воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.
- Так что же нужно делать, чтобы воды хватало всем: и растениям, и животным, и человеку?
Правильно, необходимо беречь воду.
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Впереди у нас ещё много интересного, а сейчас давайте немного отдохнём.
IV этап. «Динамичная пауза».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой. (сесть на место)
V этап. «Практический».
Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, где вас ждёт наш Учёный Гений Евгеньевич. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Гений Евгеньевич. Ребята, давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Свойство воды – давать жизнь всему живому.
- Вода прозрачная, без вкуса и запаха.
- Наблюдение за срезанными веточками дерева, заранее вместе с детьми, поставленными в воду.
- Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой; луковицы в сухой банке и в банке с водой.
Вывод. Вода имеет свойство – давать жизнь всему живому.
Опыт 2. Вода имеет свойство двигать предметы.
В таз с водой запустить скорлупки грецкого ореха. Скорлупки плывут по воде.
Вывод. Вода имеет свойство двигать предметы.
Опыт 3. Вода имеет свойство ускорять движение в стебле растения.
Налить в баночку с водой чернила или подкрашенную воду и поставить в неё цветы. Через 12 часов проверить результат.
Вывод. Спустя время мы увидим, что лепестки цветка окрасились. Это говорит о том, что вода влияет на движение сока в стебле растения.
Опыт 4. Круговорот воды в природе.
- Налить в банку немного горячей воды. Закрыть горлышко металлической пластиной, сверху положить несколько кубиков льда.
- Можно налить в стакан немного воды и поставить на солнце, накрыв плёнкой.
Вывод. При нагревании лёд превращается в воду. Во втором случае мы видим, что вода при нагревании превращается в пар и образуются на плёнке капельки воды (конденсат).
Опыт 5.
Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Дети. Соль растворилась в воде.
Гений Евгеньевич. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.(Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)
Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Гений Евгеньевич. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Гений Евгеньевич. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч.
(Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, безцветная, морская, водопроводная, речная, болотная. Родниковая). После игры воспитатель предлагает детям послушать ещё раз журчание воды.
Воспитатель. Ребята , вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?
Дети. Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода может нагреваться, быть горячей.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Вода, добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебница вода». Читает ребёнок.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.
Вот и закончилось наше путешествие, которое было очень познавательным!
VI Рефлексия. И закончим мы наше путешествие пословицей «Воду попусту не лей – дорожить водой умей!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...
Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Задачи:Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...
по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"
по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...
Познавательное развлечение "Вода - водичка" средняя группа
Познавательное развлечение «Вода - водичка»средняя группаЦель: сформировать интерес к воде.Задачи:- расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у ...
Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"
Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...