Конспект занятие по экологии в подготовительной группе Тема: «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Борисова Ирина Сергеевна

Конспект занятие по экологии в подготовительной группе

Тема: «Путешествие капельки»

 

Программное содержание:

  1. Формировать представление о круговороте воды в природе.
  2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал:

 Таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; стекло; капитошка-капелька картина круговорота воды в природе, правила бережного отношения к воде; колба; чайник.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки»

                                    Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться?

-Давайте, ребята, поищем капельку. Только договоримся, что вы идёте за мной. Договорились?

Дети: Да

Подходим к большому цветку, на листке которого лежит капелька воды вырезанная из бумаги.

 Воспитатель подходит к растению и говорит детям:

-Ребята, посмотрите, что это такое на листике? Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: капелька

Воспитатель: Дети, посмотрите кто у нас здесь?

Дети: Капелька.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, у капельки наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Воспитатель: Капельку зовут Капитошка. Что ты здесь делаешь, Капитошка?

-Капитошка пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут в детском саду.

Воспитатель : Ребята, а где у нас в группе могут жить сестрички-капельки воды?

(Поиск капельки по группе) (Дети идут по группе и показывают Капитошке те места, где есть вода)

-Капитошка говорит вам, ребята спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, им у вас живется хорошо.

Теперь я приглашаю вас в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы- большие. Что же нам делать?

 Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Воспитатель: (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Воспитатель: Ребята, Капитошка  приглашает нас в путешествие.  Она даже приготовила для нас карту. (Подходят к картине)

Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки.  Подойдите, пожалуйста, к каждому столу по 4 человека. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет,  вода бесцветная, прозрачная).

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфетками руки. 

-Наше путешествие продолжается, Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Приглашаю 3 человека. Они покажут нам капельку и её подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью? А теперь представьте, что вы  маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.

Капитошка: Вот так и Капитошка с сестричками-капельками играл, резвился, на солнце светит ярко, пригревает, и сестрички-капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки лёгкие, они летят всё выше, выше (показывает на картине).

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник.  Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло?  (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить.  Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем.  Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).

 - Дети, а вы что-нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар.  Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

- Антон, как называется дымок из чайника? (пар), Эля, назови, что из чайника выходит? (пар). 

- У пара есть запах? (нет,  у пара нет запаха)

-Где образуется  пар? в чайнике,  при нагревании вода превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

 - Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка).какие человечки помогут нам изобразить капельку- паринку, подскажите мне.

 

Воспитатель: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Воспитатель:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.     (Облако.)

Облака соединяются вместе,  и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей!   (Туча)

3.В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Воспитатель: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Воспитатель: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички.  Это летняя картина, а как  же зимой?  Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки.  Дети, а вы любите снег?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Воспитатель: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать  снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. потом показывают на модели.

Капитошка: Молодцы, ребята! Вы очень порадовали Капитошку. Мне грустно с вами расставаться, но меня ждут  сестрички-капельки. До свидания!

Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? (один ребёнок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем побывала капелька).

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Воспитатель: Мы путешествовали  с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

-Давайте вместе назовём наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится если пропадёт вода? Как нужно беречь воду?

Воспитатель раздаёт детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

-Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник, лейка) Обратить внимание на то, что вокруг стало много синего цвета.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой.   (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня.   (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Где самая вкусная вода? (в роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем

Наш большой природы дом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_ekologii_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по экологии в подготовительной группе

Тема: «Путешествие капельки»

Программное содержание:

  1. Формировать представление о круговороте воды в природе.
  2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал:

 Таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; стекло; капитошка-капелька картина круговорота воды в природе, правила бережного отношения к воде; колба; чайник.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки»

                                    Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться?

-Давайте, ребята, поищем капельку. Только договоримся, что вы идёте за мной. Договорились?

Дети: Да

Подходим к большому цветку, на листке которого лежит капелька воды вырезанная из бумаги.

 Воспитатель подходит к растению и говорит детям:

-Ребята, посмотрите, что это такое на листике? Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: капелька

Воспитатель: Дети, посмотрите кто у нас здесь?

Дети: Капелька.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, у капельки наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Воспитатель: Капельку зовут Капитошка. Что ты здесь делаешь, Капитошка?

-Капитошка пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут в детском саду.

Воспитатель : Ребята, а где у нас в группе могут жить сестрички-капельки воды?

(Поиск капельки по группе) (Дети идут по группе и показывают Капитошке те места, где есть вода)

-Капитошка говорит вам, ребята спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, им у вас живется хорошо.

Теперь я приглашаю вас в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы- большие. Что же нам делать?

 Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Воспитатель: (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Воспитатель: Ребята, Капитошка  приглашает нас в путешествие.  Она даже приготовила для нас карту. (Подходят к картине)

Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки.  Подойдите, пожалуйста, к каждому столу по 4 человека. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет,  вода бесцветная, прозрачная).

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфетками руки. 

-Наше путешествие продолжается, Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Приглашаю 3 человека. Они покажут нам капельку и её подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью? А теперь представьте, что вы  маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.

Капитошка: Вот так и Капитошка с сестричками-капельками играл, резвился, на солнце светит ярко, пригревает, и сестрички-капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки лёгкие, они летят всё выше, выше (показывает на картине).

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник.  Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло?  (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить.  Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем.  Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).

 - Дети, а вы что-нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар.  Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

- Антон, как называется дымок из чайника? (пар), Эля, назови, что из чайника выходит? (пар). 

- У пара есть запах? (нет,  у пара нет запаха)

-Где образуется  пар? в чайнике,  при нагревании вода превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

 - Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка).какие человечки помогут нам изобразить капельку- паринку, подскажите мне.

 

Воспитатель: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Воспитатель:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.     (Облако.)

Облака соединяются вместе,  и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей!   (Туча)

3.В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Воспитатель: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Воспитатель: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички.  Это летняя картина, а как  же зимой?  Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки.  Дети, а вы любите снег?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Воспитатель: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать  снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. потом показывают на модели.

Капитошка: Молодцы, ребята! Вы очень порадовали Капитошку. Мне грустно с вами расставаться, но меня ждут  сестрички-капельки. До свидания!

Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? (один ребёнок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем побывала капелька).

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Воспитатель: Мы путешествовали  с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

-Давайте вместе назовём наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится если пропадёт вода? Как нужно беречь воду?

Воспитатель раздаёт детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

-Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник, лейка) Обратить внимание на то, что вокруг стало много синего цвета.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой.   (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня.   (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Где самая вкусная вода? (в роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем

Наш большой природы дом

Рисунки круговорот воды в природе детей – Схема круговорота воды в природе  3 класс рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема «Путешествие капельки»

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.Поэ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Где живет капелька?"

В данном конспекте отражены представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, вода - источник жизни, это бесценный дар природы, который нужно беречь....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе/ Тема:«Вода-это бесценный дар»

дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие исто...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»

Конспект занятия по экологии в средней группеТема: «Путешествие в подводное царство-государство»...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Тема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группеТема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»Программное содержание:Формировать у детей систему экологических знаний и представлений.За...

Конспект занятия (по плаванию в младшей группе) Тема: «Путешествие Капельки»

Конспект занятия (по плаванию в младшей группе) Тема: «Путешествие Капельки»...