Конспект занятия по экологии в средней группе Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
Мультимедийная доска; ватман; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов, экспериментов с водой, просмотр мультфильмов и научных фильмов для детей про подводный мир.
Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.
Задачи занятия:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Ход занятия
1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
Воспитатель. Ребята, я хочу пригласить вас отдохнуть…. Отгадайте, где?
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. Что это? (Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! Поехали? А на чем мы поедем? (Выбор транспорта обыграть!) (гудит пароход) Ребята, а вы слышите какой-то звук? Что это? (Ответы детей)
Воспитатель. Я думаю, пароход захотел нам помочь. Поедем, ребята, на пароходе? Занимайте места, и в путь.
Слайд - берег моря
Беседа:
Воспитатель. А можно воду из моря пить? Почему? (Ответы детей)
Обращает внимание на бутылку, которая появляется на слайде.
Воспитатель. А это что за бутылка? (предположения детей, если дети не дают правильный ответ, рассказать, что так путешественники сообщали, что попали в беду). Ой, тут записка, ребята! От кого же она? Ребята, это записка от Мудрой Черепахи. (открывает, в ней записка, читает)
Воспитатель. Послушайте внимательно, возможно им понадобится помощь! Читает: «Мы – жители волшебного подводного царства, просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, но для этого надо выполнить трудные задания. Помогите нам!»
Воспитатель. Ребята, что будем делать? Ответы детей. Какие вы добрые и смелые у меня!
2. Основная часть
Воспитатель. А чтобы помочь морским жителям, мы должны отправиться в опасное путешествие в царство подводного мира на морское дно. Для этого нам надо превратиться в спасателей. Вы согласны? (ответы детей). А не испугаетесь? Ну, что же, я знала, что вы отзывчивые! В путь!
Воспитатель. Здесь нам помогут волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся,
Хлопнули в ладоши и остановились,
На дне морском все мы очутились.
На экране слайд: морское дно без животных и растений, лишь разноцветные камни и раковины. Под экраном ватман синего цвета с камнями и раковинами для коллективной работы.
Воспитатель. Вот мы и на морском дне. Что вы видите, ребята? (ответы детей)
А вы знаете, кто еще живет на дне морском? (ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите, под раковиной что-то есть.
Читает записку.
1 задание: «Найдите морские растения» конверт с иллюстрациями растений (морские и земные)
Воспитатель. Ребята, ведьма специально перепутала растения. Нам надо выбрать картинки с изображением морских растений, кораллов и водорослей, и разместить в нашем подводном царстве. Дети выбирают и наклеивают на ватман. Объясняют, почему не взяли наземные растения.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А скажите мне, пожалуйста, какие картинки вы разместили? Что это? Для чего они нужны морским жителям?
(ответы детей)
Воспитатель. Ребята, смотрите, а вот еще один конверт. Это, наверное, следующие задание. Готовы помочь?
2 задание: «Загадки»
слайд
Воспитатель. А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, на слайде появляются морские животные, а на ватман выкладывают и приклеивают картинки с изображением животных)
1 - Через море – океан плывет огромный великан
И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан. (кит)
Воспитатель. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда он плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
2.- Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)
Воспитатель. Морской конек - небольшая рыба, одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
3- Для нее волна – качели, и плывет она без цели
Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (медуза)
Воспитатель. Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.
4-. Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? (Дельфин)
Воспитатель. Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?
Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, что они обитают в море, значит они морские.
Воспитатель. Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Но мне, почему то, кажется, что не всех? Посмотрите, ребята.
(ответы детей)
3 задание: «Чья тень?» раздается голос с экрана: Вы, ребята, поспешите, и друзей моих спасите, от них осталась только тень, разгадайте их быстрей!
Воспитатель. (слайд с тенями морских животных) Ребята, посмотрите внимательно на тень. Как вы думаете, кто это? (дети называют животное, по мере отгадывания тени на слайде заполняются. Дети на столе выбирают изображения этих животных и наклеивают на ватман)
По ходу разгадывания и наклеивания педагог ведет беседу об этих животных:
1. Воспитатель. Ребята, а почему осьминога зовут осьминогом? Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.
2. Акулы - это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.
3. Черепахи - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.
4. Морская звезда - хищник. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
5. Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
Воспитатель. Ребята, мы с вами справились уже с тремя заданиями, и я вам хочу предложить отдохнуть. А затем с новыми силами приступать к следующим заданиям.
4. Задание «Подводное царство»
Правила игры: дети хлопают в ладоши, если услышат название животного или предмета, который присутствует в подводном царстве. Если предмет не из подводного царства, то дети надувают щечки и молчат как рыбки.
Воспитатель. Зайчата Креветка Машинка Рыба-еж Водоросли Поросята Морская звезда Ракушки Волны Игрушки Кактус Окунь Песок Хлопушка Кубики Дельфин Портфель Очки Кит Корова Осьминог
Воспитатель. Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.
5.Задание « Собери рыбку»:
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о ком я говорю?
Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы.
Воспитатель. А что у рыбы вместо крыльев? Ног нет, а что есть? Зачем рыбе нужны хвост и плавники? А что еще у рыбы есть? А чего у рыбы нет? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Тут ещё что-то внутри раковины есть! Давайте посмотрим?
Воспитатель достает еще одно письмо.
Воспитатель. А здесь задание для нас, ребята. Мудрая Черепаха просит нас собрать рыбок. Вы готовы?
Воспитатель. Слушайте задание. Нужно собрать рыбок, главное, ничего не перепутать: плавники, хвост, голова, туловище, всё должно быть на своих местах. Еще нужно рыбок вернуть в подводный мир. Но и это ещё не всё. Должны сказать, как зовут эту рыбку. Только тогда рыбка расколдуется.
Воспитатель. Давайте попробуем выполнить задание парами, так будет быстрее. Кто с кем будет собирать рыбку? (дети делятся парами по желанию)
Воспитатель дает знакомых рыбок: рыба клоун, сельдь, форель радужная, морской окунь, камбала.
Воспитатель. Молодцы, с этим заданием справились.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим наш «Подводный мир» и назовём, кого сегодня мы с вами расколдовали. (ответы детей)
Воспитатель. В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.
Педагог проводит игру на ориентировку в пространстве.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, где у нас находится морской конек? (ответы детей)
Воспитатель. А где находится морская звезда? (ответы детей)
Воспитатель. Где же спрятался осьминог? (ответы детей)
Воспитатель. Скажите, где у нас на картинке дельфин? (ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! А где же живут все морские животные и растения? (ответы детей)
на слайде появляется морская черепаха.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто приплыл к нам?
Черепаха (голос с экрана). Ребята, спасибо вам огромное! Вы справились со всеми заданиями. Все морские жители расколдованы, и я вместе с ними радуюсь, что всё в нашем подводном царстве хорошо. А ещё, ребята, все жители морских глубин передали вам в знак благодарности чудо корзинку. В ней угощения для вас. Ну, а мне пора возвращаться в море. До свидания, ребята, до новых встреч!
Дети прощаются.
Воспитатель. Ну вот, и Мудрая Черепаха уплыла.
Воспитатель. Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много разных морских обитателей! Но нам, ребята, пора возвращаться на берег моря, чтобы немного отдохнуть, а затем отправиться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы вокруг себя покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три! На берег моря
Всех нас верни!
Воспитатель. Вот мы с вами и на берегу. Ой, как я устала, ребята! Давайте отдохнём после такого трудного путешествия. Давайте сядем или ляжем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы. Как хорошо, приятно… Греет солнышко! Мы лежим на теплом песочке.
Аудиозапись шума моря.
Воспитатель. На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)
Воспитатель. Совершенно верно! Это шум моря.
Раздается гудок парохода.
Воспитатель. Ой, ребята, вы слышите? Пароход нас завёт. Значит, пришло время возвращаться в детский сад. Занимаем места, поехали!
Итог: Воспитатель. Вот мы и в детском саду! Ребята, вы сегодня молодцы! Мне понравилось, как вы справлялись со всеми заданиями. Я сегодня так много узнала о морских животных и растениях. А вам понравилось путешествовать? И какая прекрасная картина с изображением морских обитателей у нас получилась. Мы её обязательно покажем родителям и расскажем, где были. О чем расскажешь ты, Кирилл? (спросить 2-3 ребят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема «Путешествие капельки»
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.Поэ...
Конспект НОД по экологии в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес».
Занятие направлено на закрепление знаний о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»
Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...
Конспект занятие по экологии в подготовительной группе Тема: «Путешествие капельки»
Конспект занятие по экологии в подготовительной группеТема: «Путешествие капельки» Программное содержание:Формировать представление о круговороте воды в природе.Учить умению устанавли...
Конспект ООД по экологии в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес»
Конспект ООД по экологии в средней группеТема: «Путешествие в осенний лес»...