Методическая разработка образовательной деятельности детей по познавательному развитию «Поле Чудес»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Марина Владимировна Кидяйкина

Формирование представлений о понятиях «лекарственное растение», «целебные свойства», «лесная аптека».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   Детский сад № 23

Методическая разработка образовательной деятельности детей

по познавательному развитию

«Поле Чудес»

                                                                                                 Подготовила: Кидяйкина М.В.

2023

 

Технологическая карта образовательной деятельности детей

по познавательному развитию

«Поле чудес Лесная аптека»

Цель: Формирование представлений о понятиях «лекарственное растение», «целебные свойства», «лесная аптека».

Задачи

Познавательные: познакомить детей с лекарственными растениями леса и их целебными свойствами. Научить распознавать лекарственные растения леса. Учить понимать различия между ними, анализировать применять свои знания в практической деятельности, внимательно слушать педагога, товарищей участвовать в беседе.

Развивающие. Развитие познавательного интереса. Развитие умения выстраивать коммуникации со взрослыми. Взаимодействие с друг другом в группе, учиться высказывать аргументированно свою точку зрения, учиться выслушивать чужое мнение.
Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к растениям и к окружающей среде; Воспитание культуры общения.

ПЛАНИРУМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: знать и правильно употреблять термины и понятия. Уметь применять сои знания на практике

Лесная аптека, лекарственные растения, целебные свойства.

  

Оборудование: презентация «Ядовитые и лекарственные растения»; картины «Смешанный лес», «Лес»; карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; знаки «Правила поведения в лесу»; раскраски, Демонстрационный материал: таблица «Ярусы леса». Презентация «Лесная аптека».

Актуальность проекта:

Раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности. Расширять и систематизировать знания о лекарственных растениях, о пользе и применении лекарственных трав. Вызывать у детей чувство эмпатии. Научить детей искать способы решения проблемных ситуаций.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

1. Этап Мотивационно-ориентировочный

  • Эмоционально-психологический настрой, формирование начального интереса и познавательной мотивации.
  • Постановка проблемной ситуации
  • Постановка задачи

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте!

Проходите, хвастайте!

Честь и место!

Стул и кресло!

Праздник наш необычный.

Даже очень символичный.

И народ вполне приличный.

Даже очень симпатичный

Вы нам рады?

Мы вам тоже!

И чтоб было веселей,

Мы устроим праздник

для наших маленьких детей.

-Приветствую вас наши дорогие гости и участники нашей игры «Поле чудес». Ну что ж вроде бы все в сборе, посмотрите, ребята, все ли пришли на наш праздник? А кого не хватает? Действительно, нет нашего друга старичка Лесовичка. (Слышится стук. Входит старичок Лесовичок.) Ведущий и дети приветствуют его, старичок представляется зрителям и рассказывает им о своей дружбе с ребятами.

Старичок Лесовичок:

Я, старичок Лесовичок,

Ношу из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зеленом армяке.

Посошок в моей руке.

Как по узеньким тропинкам,

Хожу - брожу я по травинкам.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожу я мир лесной.

Ведущий приглашает Старичка Лесовичка посмотреть игру и послушать, что дети узнали о лекарственных растениях.

Заинтересовать детей. Создать положительно эмоциональное настроение.

Встреча Лесовичка

 

Этап 2. Практический

  • Ввыбор инструмента и способов его использования.
  • Получение новой информации, по заданной теме, применение на практике      
  • Воспроизведение  

движений под музыку  

  • Уточнение последовательности работы.

Применение на практике.

Этап 3. Рефлексивный

  • Анализ и обобщение полученных результатов

 

1.-Ребята, сегодняшнюю нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы, цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка — это богатейшая аптека.

-Но, чтобы наш мозг хорошо работал, и у вас все получилось, сделаем гимнастику для мозга.

1. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Сгибание шеи

Улучшает кровообращение головы, движение спинномозговой жидкости.

Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею (мышцы шеи должны препятствовать этому движению). Делать от 3 до 9 раз.

2.ПЕРВЫЙ ТУР.

-Чтобы выбрать первую тройку игроков послушайте задание: Чтение стихотворения И.Абдулаева «Подснежник»

Вот букет: он брошен вместе с сором

Умирают сжавшись, лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать….

Что бы сказали цветы людям, если бы умели говорить?

«Наслаждайтесь нашей красотою-

Только очень просим нас не рвать»

 Если бы вы были цветами, чтобы вы чувствовали, когда вас срывают?

Что можно сделать, чтобы не огорчать растения?

Представление первой тройки игроков.

Дети садятся за стол напротив определенного цвета.

Сектор имеет три цвета (красный, желтый, зеленый), чей цвет выпадает, тот и называет сразу слово. Если ребенок не угадал слово, то отвечает другой участник игры. Каждый участник поощряется похвалой.

Задание. Про это растение люди говорят так, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки. О каких цветах идет разговор? (Ромашка.) Выставить иллюстрацию ромашки.

- В народе ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, ее отваром полощут горло при ангине. Ромашки, словно снежинки, разбросаны по зеленому лугу. И, наверное, у всех народов принято гадать на ромашке.

3.ВТОРОЙ ТУР.

Ведущий. Выбираем вторую тройку

Логическое упражнение «Раздели на группы»

Задание. В старину считалось, что растение впитало в себя всю горечь людских страданий, и поэтому нет травы горше. Эту горечь врачи рекомендовали для возбуждения аппетита. Эта трава стала олицетворением горечи, и часто мы слышим: «Горька, как...!». Выставить иллюстрацию полыни.

4.ТРЕТИЙ ТУР.

Ведущий. Выбираем третью тройку игроков.

Решаем проблемную ситуацию: «Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде. Подумайте, как можно ей помочь спуститься с цветка? Вот вам подсказка (изображение разных предметов)

- Что случится на земле, если исчезнут все цветы?

5.Музыкальная пауза. (Вальс цветов П.И.Чаковский)

6. Задание. Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют... (Лопух.)

Это у нас лопух растет как сорняк. А есть, ребята, такая страна, которая называется Япония, так вот в этой стране лопух выращивают на грядках и используют в пищу. В медицине применяют и корни, и листья этого растения. Заболела голова - приложите лист. Если у вас чешется кожа - приложите к этому месту лист лопуха. Выставить иллюстрацию лопуха.

7. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Логическое упражнение «Божья коровка села не на цветок и не на листок, жук сел не на грибок и не на цветок. Куда села бабочка? Божья коровка и жук?»

Игра «Фантазия»

- Представьте ребята себе, что на земле исчезли все пуговицы, чем их можно заменить?

Логическое упражнение «Найди закономерность и нарисуй в пустых клетках недостающие фигуры».

Выполняют все дети.

8.ФИНАЛ.

Задание. Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей и придает бодрость? (Чай.)

-Тем, кто боится загара, следует перед выходом на солнце умываться чаем. Кто успел обгореть, пусть приложит к обожженным местам кожи компресс из теплого чая. Наши предки знали толк в чаепитиях у самовара, заваривали ароматный, душистый и очень полезный чай. Чай — это волнующий запах лугов, благоуханье трав, вечная сила нашей земли. Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли

А сейчас мы хотим угостить вас наши дорогие гости напитком, который приготовили мы с ребятами.

Выполняют движения.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают задания.

Отгадывают задания.

Отгадывают задания.

https://ya.ru/video/preview/10125474418945504859?text=вальс%20цветов%20чайковский&path=yandex_search&parent-reqid=1703007692646182-1486472524518275649-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-45-BAL-3046&from_type=vast 

Дети выполняют задания.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста «Клоун в гостях у ребят»

Продолжать учить различать по цвету и правильно называть цвета, группировать предметы по форме, размеру и цвету. Закреплять умения изображать простые предметы (воздушные шары). Продолжать учить ...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста "Знакомимся с ягодами"

Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобных ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъед...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраст «Дети войны»

Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧТО?ГДЕ?ПОЧЕМ?" - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКОНОМИКА)

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экономическое воспитание) с детьми подготовительной к школе группы....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные путешественники » для детей среднего дошкольного возраста

Методическая разработка образовательной  деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »...