Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные путешественники » для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Анна Владимировна Матвеева ( Згодзинская)

Методическая разработка образовательной  деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной

деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить ранее полученные знания

и умения.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения узнавать,

называть и различать диких и домашних животных,

насекомых. Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Уточнить

знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а

также определяющие отношения между природой и человеком на основе

конкретных правил поведения (в лесу). Совершенствовать умение детей выполнять узор, используя знакомые приемы рисования ватными палочками.

Развивающие: развивать познавательный интерес, стремление к активному

познанию природы, внимание, связную речь, умение слушать друг друга.

Способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии,

интереса к творческой деятельности в процессе рисования.

Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное,

бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру.

Тип занятия. Занятие по обобщению и закреплению знаний.

Форма занятия. Занятие-путешествие.

Продолжительность: 20 мин.

Участники: дети средней группы

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Оборудование и материалы.

Демонстрационный: муляжи овощей и фруктов; карточки с изображением

диких и домашних животных, насекомых, макеты леса и дома; ваза, чашка.

Раздаточный: силуэты бабочек из белой бумаги, гуашь, кисточки, ватные

палочки, салфетки, стаканчики с водой, фоны для каждого ребёнка.

Предварительная работа по образовательным областям:

ОО «Познавательное развитие»: рассматривание тематических картинок и

иллюстраций, прогулки и наблюдения в природе.

ОО «Речевое развитие»: чтение художественной литературы природоведческой тематики; заучивание стихов, загадок, пословиц оприроде, беседы об охране природы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: дидактические игры «Кто

где живёт», «Живое - неживое», «Четвёртый лишний», «Стань защитником

природы», «Чудесный мешочек».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание альбома

«Нетрадиционные техники рисования», прослушивание аудиозаписи «Звуки

природы».

ОО «Физическое развитие»: разучивание физкультминутки «Мы по лесу шли, шли…», пальчиковой гимнастики «Насекомые».

Методические приёмы: организационный момент, художественное слово,

сюрпризный момент; д/и «Рассели животных», «Если я

пойду в лесок»; физкультминутка; пальчиковая, дыхательная гимнастики; аудиозапись «Звуки леса»; работа детей, рефлексия.

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

а) «сюрпризный момент»

б) чтение письма, беседа по- прочитанному

в)  игра–имитация «Покружились-покружились и в лесу мы очутились»

2 мин

Основная часть

а) дыхательная гимнастика

б) беседа о правилах поведения в лесу
в) словесная игра «Если я приду в лесок»

г) дидактическая игра

«Рассели животных»

д) физическая минутка;
е) дидактическая игра «Угадай насекомое»

15 мин

Заключительная часть

а) обобщение воспитателя;
б) пальчиковая гимнастика

в) творческая деятельность

г) анализ НОД

3 мин

Ход занятия.

1. Воспитатель: Сегодня утром в группе я обнаружила конверт. Как вы думаете, что там может быть? Давайте откроем его и посмотрим. Смотрите, здесь письмо и пёрышко (читаю письмо).

«Дорогие мальчики и девочки средней  группы, приглашаю вас в гости в мой лес. А поможет вам перенестись в лес волшебное пёрышко. Но чтобы пройти по моему лесу, нужно многое знать и уметь. Я желаю вам удачи. В добрый час! Тётушка Сова».

Воспитатель. Принимаем приглашение тётушка Совы? А что такое лес?

Лес – это дом для животных, птиц, насекомых, растений. Сейчас я взмахну

пёрышком и скажу волшебные слова: « Покружились, покружились и в лесу

мы очутились». (Дети выполняют движения).

2.Воспитатель. Ну вот, мы с вами и в лесу. Как здесь красиво!

(Слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»).

-Ребята, какой воздух в лесу? ( Чистый, свежий). Почему? (Потому что в

лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха). Давайте

все вместе подышим свежим лесным воздухом!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Воспитатель. Ребята, тётушка Сова пригласила нас в гости. А в гостях

соблюдают правила поведения. Лес для зверей, птиц, насекомых, растений -

это родной и любимый дом, и человек должен соблюдать определённые

правила поведения в лесу, чтобы не навредить животным и растениям. А вы

знаете, как нужно вести себя в лесу, на природе?

Воспитатель. Я предлагаю всем поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я

буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать

хорошо, говорим «да», если плохо, то говорим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Угли закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю.

Воспитатель. А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы

детей). Молодцы, ребята. Давайте продолжим наше путешествие по лесу.

(Подходим к макету леса).

На опушке лес густой

Нам откроет двери.

В тишине здесь

Встретят нас

Все лесные звери.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь не только лесные звери, но и …

домашние животные. Смогут домашние животные жить в лесу? Почему?

Давайте мы поможем расселить их. Диких животных оставим в лесу, а

домашних животных отправим в деревню. (Дети переносят карточки с

домашними животными к макету дома).

Воспитатель. Лес – это сказочный мир. В нём растут не только деревья, но

и ягоды, и грибы. А какие грибы вы знаете? Все ли грибы можно собирать? Я

предлагаю вам отправиться за грибами.

Физкультминутка:

 « Мы по лесу шли, шли…»

Мы по лесу шли, шли,

Лисички, рыжики нашли (идут по кругу).

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок (приседают, «собирают грибы»)?

Мы по лесу шли, шли,

Мухоморы, поганки нашли (идут по кругу).

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок (приседают, но «грибы не берут»)?

Воспитатель. А теперь мы немного поиграем. Я буду загадывать вам

загадки о насекомых, вы постараетесь их отгадать и найти глазами карточку с

изображением нужного насекомого.

Насекомое - в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… (Божья коровка)

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто. (Стрекоза)

Жу-жу, Жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.(Жук)

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.(Муравьи)

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький. (Кузнечик)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет.(Муха)

3.Воспитатель. Молодцы. Погуляли мы в лесу, повидали всю красу. Ребята,

сегодня вы были дружные, заботливые и внимательные. Хотите быть

друзьями леса? Для этого что надо делать? Нужно беречь и любить природу.

А теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте сейчас попрощаемся с

лесом и пообещаем, что будем дружить с ним и запомним главное правило

друзей леса:

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нет леса – посади!

Воспитатель. Сейчас я взмахну пёрышком и скажу волшебные слова:            

«Покружились, покружились и в саду мы очутились» (Дети

выполняют движения). А на память о нашей лесной прогулке я предлагаю

вам нарисовать красивых бабочек. Садитесь за столы. Прежде чем

приступить к рисованию, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем: (сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом (поочередно с большого сгибать пальцы в

кулачок),

Это кто же тут звенит? (Вращать мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (Спрятать руки за спину)

Продуктивная творческая деятельность за столами (создание узора крылышек бабочки в нетрадиционной технике ).

Рефлексия.

Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? О чём мы говорили? Как

нужно относиться к природе? (Природу нужно беречь). Вы показали

хорошие знания, нарисовали замечательных бабочек. Давайте встанем в круг.

(Дети встают из-за столов).

- А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

С ПРИРОДОЙ БУДЕМ МЫ ДРУЖИТЬ

ОХРАНЯТЬ ЕЁ, ЛЮБИТЬ!

Литература.

Н.В. Алёшина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью/ Средняя группа/- М: ООО « ЦГЛ», 2005. 

А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

О.В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада – М, Мозаика-синтез, 2010г. 47. Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина

Е.Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) – Воронеж, ТЦ Учитель, 2006

Г.С.Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.: Владос, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знаем, помним, гордимся» (средний дошкольный возраст)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитиюТема: «Знаем, помним, гордимся»(средний дошкольный возраст)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию тема:«Рыбы» для детей среднего дошкольного возраста

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиютема: «Рыбы»для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы).

Методическая разработка образовательной деятельностипо познавательному развитию на тему«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы)....

Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....