Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект тема: Зимние путешествие.

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому; закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
  • Развивать воображение, внимание, мышление, наблюдательность;
  • Знакомить дать детям представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме;

Материалы и оборудование:

Ход деятельности

1 этап – мотивация:

(звучит негромкая музыка)

Воспитатель:

          Собрались все дети в круг

          Я твой друг и ты мой друг.

          Крепко за руки возьмёмся

          И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. 

Воспитатель: Ребята, сейчас я шла к вам в группу и вижу стоит коробка. Как вы думаете, что это? (ответы детей)

Воспитатель: что нам с ней делать? (ответы детей)

Воспитатель: хорошо отрывайте! (ответы детей)

Воспитатель: что это? (ответы детей)

Воспитатель: а вы умеете читать? (ответы детей)

Воспитатель: можно тогда я прочту? (читаю письмо)

«Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в гости. Если вы весёлые, смелые, находчивые – отправляйтесь в путешествие. Но на пути вас ждут преграды, нелегкие испытания. До встречи! Зимушка-Зима»

2 этап – планирование.

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите, отправится в гости к Зимушке-зиме? (ответы детей)

Воспитатель:  Как вы думаете где она живет? (ответы детей)

Воспитатель: Прежде чем отправится в путь что нам нужно сделать если, в лесу холодно и морозно. (ответы детей)

Игра «Что надеть?»

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько разной одежды лежит. Как выдумаете, что нам нужна сделать. (ответы детей)

Дети подходят к столу, на котором расположены картинки с изображением различной одежды, среди которых нужно выбрать зимнюю одежду.

Воспитатель: Скажите, как назвать, одним словом все, что мы выбрали для прогулки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это одежда. Одежду мы подобрали, но нас ждут приключения! Готовы? Скажите ребята а как нам добраться до леса? (ответы детей)

Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чу!
Я далеко укачу!

3 этап. Основная часть

Слайд и звуки пение зимующих птиц.

Воспитатель: вот мы и в зимним лесу! Прислушайтесь, и скажите, что вы слышите? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Снеговик

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем   Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик   Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, где же звери? (ответы детей) А почему они спрятались? (ответы детей)

Почему нельзя громко кричать и шуметь в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! В лесу надо вести себя тихо, не шуметь. Предлагаю тихонько погулять по лесу, вдруг кого-нибудь увидим (слайд). Ребята, отгадайте загадку, тогда узнаете, кто нам первый встретится:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Дети: белка

Воспитатель: Правильно вы отгадали, ребята! Расскажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? (ответы детей) Посмотрите, ребята, на этой картине изображён зимний лес. А вот – 2 белочки. Чем они отличаются? (ответы детей)

Воспитатель: верно, одна белочка поменяла свою шубку на серую, а другая – видимо еще не усела поменять свою шубку. Давайте посмотрим, какая белочка будет заметнее в лесу: серая или рыжая? 

(слайд, дети приходят к выводу, что белочка в серой шубке более незаметна, чем в рыжей)

Воспитатель: молодцы, ребята, какие вы умные!

                        Отгадайте загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это?

Дети: лиса!

Воспитатель: отгадали, молодцы! Как же лиса готовится к зиме? (ответы детей)  Она тоже осенью линяет. У лисы вырастает очень тёплая и пушистая шёрстка. Посмотрите, меняет ли лиса цвет шерсти? (ответы детей) 

Нет, она зимой остаётся рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться. Как вы думаете почему? (ответы детей). Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала (воспитатель ставит новую картину, оборотной стороной к детям). Послушайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Дети: заяц!

Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята, как вы думаете заяц готовится  к зиме?

Ребята скажите заяц делает запасы или нет. (ответы детей)

Воспитатель: а как он готовится? (ответы детей) А зачем ему это нужно? (ответы детей). А вот, 2 зайчика – серый, который не захотел менять свою шубку, и белый, который полинял. Предлагаю посмотреть, какой из этих зайчиков будет в лесу зимой незаметнее (слайд, дети приходят к выводу, что в лесу незаметнее белый заяц). Молодцы, ребята вы умнички, ну все знаете.

Подвижная игра

Воспитатель: Хотите поиграть с зайцем.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

(руки над головой, наклоны в перед и назад)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

(хлопок над головой, руки вниз – хлопок)

Зайка наш боится волка,

Смотрит в стороны он зорко.

Слева нет и справа нет.

Где же волк? Кто даст ответ?

(руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

На полянке на лесной

Зайки прыгают гурьбой.

Прыг-скок, прыг-скок –

 (руки на поясе, прыжки на двух ногах)

По сугробам лесным

Лисонька шагает

И пушистым хвостом

Следы заметает.

(ходьба на месте)

Воспитатель: а это что? (на ковре лежит 2 конверт), (ответы детей).

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». Но для это нам нужно 2 команды. (дать возможность детям самостоятельно договориться кто в какой команде будет. Если вдруг назревает конфликт использовать считалку).  У меня два конверта. Надо собрать картинки птиц и животных, разрезанных на части, когда соберем нужно сказать, как они называются. Молодцы, ребята!

Посмотрите, кто нарисован на доске? (Зима)

Посмотрите на нашу Зимушку, какая красавица! Она очень довольна, что вы справились со всеми препятствиями и приключениями, пока добирались к ней в гости! Но наша прогулка по зимнему лесу закончилась. Садимся в наш поезд и отправляемся обратно в детский сад!

4 этап. Рефлексия.

Понравилось вам наше путешествие? Куда мы ездили? Что вы узнали о зиме? Кого мы там встретили в лесу? Что вы узнали о животных? Что для вас было трудно, что легко? А почему трудно или легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста «Клоун в гостях у ребят»

Продолжать учить различать по цвету и правильно называть цвета, группировать предметы по форме, размеру и цвету. Закреплять умения изображать простые предметы (воздушные шары). Продолжать учить ...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего возраста "Знакомимся с ягодами"

Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобных ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъед...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраст «Дети войны»

Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”

Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»

Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...