Выступление из опыта работы: «Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологии»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы:
«Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологии»
Слайд 1.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, внедрение современных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из таких направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Слайд 2.
Формирование представлений дошкольников о мире различных профессий, востребованных в современном обществе, строим с учетом современных образовательных технологий. Одним из которых является интерактивный стол, который качественно и успешно позволяет нам решать задачи профориентации.
Интерактивный стол — это большой планшетный компьютер, который можно располагать как вертикально, так и горизонтально по принципу столешницы, на массивной ножке. Поверхность стола «оживает» благодаря прикосновениям детских рук, демонстрируя увлекательные задания. Работая в команде друг с другом на интерактивном столе, дети в игровой форме знакомятся с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, выполняемыми трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.
Наши воспитанники так увлечены игровыми заданиями, что в процессе даже не замечают, как овладевают способностями сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляя способность договариваться, учитывать интересы других. Образовательная деятельность стала более увлекательной и эффективной. Всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки. А какую радость и гордость испытывают дети, когда в ответ на их правильное решение звучат звуки фанфар или взлета салюта.
Возможность многократно запустить одну и ту же программу, несколько раз повторить пройденный материал способствует лучшему усвоению тем.
В зависимости от цели обучения используем, интерактивный стол для проведения индивидуальных, групповых или фронтальных занятий.
Слайд 3.
Применяемые в своей работе информационно-коммуникационные технологии можно разделить на:
-мультимедийные презентации;
-виртуальные экскурсии;
-интерактивные игры.
- виртуальное гостевание.
Слайд 4.
В соответствии с рабочей программой образовательной деятельности, при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых и многообразием мира профессий мы широко используем мультимедийные презентации.
Для организации ОД, применяем такие презентации как: «Чем пахнут ремёсла?», «Что нужно для работы?», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями», «Профессия флорист», которые позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
На этапе знакомства детей с конкретной профессией показываем первые вводные слайды: рабочее место, инструменты, действия.
Например, при знакомстве с профессией продавец, показываем дошкольникам слайды с изображением магазина, торгового центра, прилавка, продавца. Рассматриваем иллюстрации: весы, касса, товар, тележка, корзина. Детям предлагаем вспомнить какие товары продают в магазинах: продукты, игрушки, мебель, одежду, обувь, цветы и др.
В следующий раз, при показе презентации дети уже сами рассказывают содержание слайда, совершенствуя активный словарный запас. Рассматривают слайд и рассуждают, каким транспортом перевозят товары и как товар попадает в магазин.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем презентации на различных этапах работы с детьми: как средство наглядности в образовательной деятельности, при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты).
Используем ресурсы Интернета, что позволяет сделать процесс формирования представлений детей о различных профессиях наглядным, информационно насыщенным и комфортным.
Слайд 5.
При знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий.
Проводим экскурсии: «В карьере Лебединского ГОКа», «В больнице», «На стройке», «Музеи нашего города», «Аэропорт в Белгороде» и т.д.
Например, во время виртуальной экскурсии «Аэропорт в Белгороде», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили аэродром, познакомили детей с устройством аэропорта, расширили представления о воздушном транспорте. Дали первичные представления о профессиях «стюардесса, летчик». Ввели в речь детей новые слова «стюардесса, аэровокзал, аэропорт, зал ожидания, эскалатор, посадочный талон, аэродром».
Преимуществами виртуальных экскурсий являются, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.
Так виртуальная экскурсия на международную космическую станцию позволила детям «побывать» на МКС, узнать, какую работу выполняют космонавты. Ребята получили представления о качествах и требованиях к людям данной профессии. В ходе экскурсии уточнили: Кто работает на этой станции? В каких условиях работают космонавты?
Затем детям предлагалось представить, как же это сложно – быть в невесомости. Ребята выполняли упражнение «Космонавты», чтобы проверить выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие.
Виртуальную экскурсию используем как часть образовательной деятельности или как самостоятельное мероприятие.
Слайд 6.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Поэтому стали использовать в своей работе такую форму организации детской деятельности, как Виртуальное гостевание.
Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, предлагаем родителям записать видеоролик о своей работе. Для этого заранее проводим опрос среди родителей и узнаём, кто бы из них хотел стать виртуальным гостем группы.
Занятия с участием виртуального гостя предусматривает предварительную работу как с детьми, так и с самим гостем. С детьми проводим беседу о тех профессиях, о которых потом им более подробно расскажет гость. Также с детьми заранее подготавливаем вопросы о профессии, что они хотели бы узнать или увидеть. Передаём эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в своем видео рассказе.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения.
Целью данной технологии является - вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс через информационно-коммуникационные ресурсы.
С помощью технологии «Виртуальное гостевание» ребята познакомились с профессиями педагога, продавца, врача, парикмахера, экскаваторщика, строителя.
Слайд 7.
Сделать процесс обучения при знакомстве с профессиями интересным и ненавязчивым помогают нам интерактивные игры, которые повышают мотивацию у детей к процессу познания.
Слайд 8.
В интерактивной игре для детей старшей группы по теме «Профессии» ребята, помогая Лунтику, знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда, необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, повару, полицейскому и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
Слайд 9.
Интерактивная игра «Детям о профессиях» содействует развитию умственных и личностных качеств, формирует предпосылки будущей профессиональной социализации детей посредством обогащения дошкольников новыми, разносторонними представлениями о труде человека и явлениях социальной действительности.
В начале игры предлагаем детям занять свои места вокруг интерактивного стола.
Задание 1. «Кому что нужно для работы». Ребята распределяют карточки-атрибуты между трех областей, и правильно озвучивают свой выбор («Нож нужен повару», «Иглы нужны швее»), проверяют и оценивают ответы.
Задание 2. Упражнение представляет собой традиционный кроссворд, решение которого записывается на сенсорной поверхности стола с помощью пальцев.
Задание 3. Выбирается ведущий. Дети определяют, какую из множества профессий, показанных на поверхности стола, тайно выбрал ведущий. Можно задавать вопросы закрытого типа (т.е. предполагающие однозначную реакцию – «да» или «нет), не называя профессии человека: «Он управляет самолетом?», «Она делает прически?».
Задание 4. Дети слушают рифмованные загадки о профессиях и разгадывают их, перенося карточку-картинку с правильным ответом в центр экрана. Верное решение ребят поддерживается аплодисментами.
Интерактивные игры используем не только на занятии, но и в свободное от занятий время. С учетом особенностей развития детей, нами разработано тематическое планирование интерактивных игр о профессиях для детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря проделанной работе нам удалось:
- привлечь пассивных детей к активной деятельности;
- сделать образовательную деятельность более наглядной и интересной для детей;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности;
Использование ИКТ осуществляем в соответствии с едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. При использовании ИКТ с демонстрацией обучающих фильмов, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут.
Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...
Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»
Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...
"Презентация опыта работы" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Пояснительная записка«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.Б...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...
Единая социокультурная среда, направленная на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с №88
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и ...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
Педагогический форум Тема опыта: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – технологии в образовательной деятельности»
Причиной написания опыта на данную тему, послужили низкие результаты диагностики по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге с использованием...