Конспект занятия в подготовительной группе "Государственный герб Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Наталия Львовна

Одной из задач данного занятия является формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennyy_gerb_rf_podg._guppa.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

КОНСПЕКТ

занятия в подготовительной группе

«Государственный герб Российской Федерации»

образовательная область: познавательное развитие

                             

                                                               воспитатель: Романова Н.Л.

2022 г.

Задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
  • формирование элементарных представлений о происхождении и
    символическом значении изображений на гербе России;
  • развитие образного мышления и эстетического восприятия
    окружающего мира, интереса и любви к народному искусству.

Оборудование: иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» для каждого ребенка, выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и пр.), цветные карандаши, фломастеры или восковые
мелки, необходимые для раскрашивания контурного рисунка солнечной
колесницы.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

  II. Основная часть.

  1. Знакомство с темой занятия.

Ребята, внимательно рассмотрите изображение герба России.

—Что вы видите на рисунке? (Герб нашей страны — России.)

—Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел, всадник.)

У нашего российского герба есть своя история. И с этой историей мы
познакомимся на нашем занятии.

  1. Символ Солнца в народном творчестве.

Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир
представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами.
Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе. Так пели о солнце в старинных народных песнях.

— Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Солнце ~ горячее, дарит нам тепло и свет.)

  • Кого напоминает солнце в небе? (Птиц, летающих в небе.)

Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею или птицей-павой, ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, — яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста.

А сейчас, ребята, отгадайте загадки:

— Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые
косы.
(Солнце.)

— Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой
девушкой?
(Потому что солнце красивое.)

- Ребята, рассмотрите портрет молодой крестьянки в праздничной, нарядной
одежде, полюбуйтесь тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань
сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье. Сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе неподалеку от
города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко, утреннюю зарю,
или сказочную царевну.

Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей
проходящую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку.
«Матушка Красна Солнушка», — величала солнце русская народная песня. А
рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:

Светел месяц—
То хозяин во дому,
Красно солнышко —
То хозяюшка,
Часты звездочки —
Малы деточки.

Ш. Физкультминутка (русская народная игра «Солнце и месяц»).

Выбираются ведущие — два ребенка, которые повыше ростом. Один из них
будет солнцем, а другой — месяцем.

— Солнце греет, к нему все идут. Месяц — ясный, ночью светит, к нему
все идут.

(Ведущие берутся за руки, поднимают их, изображая ворота. Остальные
дети выстраиваются вереницей, кладут друг другу руки на плечи. Вереница
проходит через ворота.) При этом можно говорить какой-нибудь стишок или
напевать простую песенку:

Шла курочка,
Шла рябенькая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего,
Меньшого,
Среднего,
Большого.

Солнце и месяц пропускают вереницу, а последнего тихонько
спрашивают:

— К кому хочешь к солнцу или к месяцу?

Тот становится сбоку от солнца или месяца в соответствии со своим
выбором.

  1. Легенда о Царе - Солнце.

— От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки
русских людей — славяне стали представлять себе солнце могущественным
царем. В сказках рассказывали, что обитает Солнце на востоке, далеко за
морем, в тридевятом царстве, в тридесятом солнечном государстве. Все
необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и
серебряными деревьями, шелковой травой-муравой, жемчужными цветами и
ягодами. Вот что пели когда-то в старину о деревьях, травах и цветах, растущих в
волшебном саду:

У этой березы коренье булатное,

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебряны,

На этих же прутьях листья камчатные.

Даже трава в саду росла необыкновенная:

Трава-мурава, трава шелкова.

На каждой на травинке по цветочку цветет,
На каждом на цветочке по жемчужинке висит.

Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце
Царь-Солнце восседает на золотом троне. Подле него стоят сестры Солнца —
Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает на колеснице
(повозке), запряженной двумя орлами с золотыми перьями. Золотые орлы летят
по небу, а Царь-Солнце освещает землю. Солнцева сестрица Утренняя Заря
выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает ее.

А теперь послушайте описание самого Царя-Солнца.

В три ряда его желты кудри завивалися,

Во первой-то раз завивались красным золотом,

Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,
А в третий раз завивались скатным жемчугом.

  • Как вы, ребята, думаете, что же это такое — золотые, серебряные,
    жемчужные кудри солнца?
    (Сверкающие солнечные лучи.)

- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской
крестьянки, фотографии других кокошников, найдите и покажите изображение
солнечной колесницы.

- Ребята, а сейчас рассмотрим фотографии народных вышивок.

Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными,
синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими
вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзора
кровати. На фотографии вверху страницы — два орла несут по белу свету
колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху — само Солнце. На
фотографии внизу справа — можно увидеть и сестер Солнца — Зарю
Утреннюю и Зарю Вечернюю. Вышивка упрощает форму изображений, но она
выразительна и отражает какую-либо, наиболее яркую, особенность образа.
Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу.

  1. Работа с индивидуальным иллюстративным материалом.

Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите
изображение орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.

IV. Итог занятия.

— Ребята, подумайте почему у орла две головы? (В старину люди думали,
что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами.)

— На что похожи перья на крыльях орла? (Они похожи на солнечные
лучи).

- Что означает изображение орла на гербе России? (Солнце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие» в средней группе

Конспект занятия  на тему «Приключения пиратов» с интеграцией  образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»;  &l...

Конспект занятия в старшей группе "Герб и флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.

Данный конспект составлен на основе примерного тематического планирования по ознакомлению старших дошкольников с государственными символами России. Одной из задач занятия является формирование у ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Государственный флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.

На данном занятии дошкольники продолжают знакомиться с историей флага нашей страны - России....