Конспект занятия в подготовительной группе "Государственный герб Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Одной из задач данного занятия является формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennyy_gerb_rf_podg._guppa.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru http://sch460uv.mskobr.ru
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной группе
«Государственный герб Российской Федерации»
образовательная область: познавательное развитие
воспитатель: Романова Н.Л.
2022 г.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
- формирование элементарных представлений о происхождении и
символическом значении изображений на гербе России; - развитие образного мышления и эстетического восприятия
окружающего мира, интереса и любви к народному искусству.
Оборудование: иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» для каждого ребенка, выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и пр.), цветные карандаши, фломастеры или восковые
мелки, необходимые для раскрашивания контурного рисунка солнечной
колесницы.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
II. Основная часть.
- Знакомство с темой занятия.
Ребята, внимательно рассмотрите изображение герба России.
—Что вы видите на рисунке? (Герб нашей страны — России.)
—Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел, всадник.)
У нашего российского герба есть своя история. И с этой историей мы
познакомимся на нашем занятии.
- Символ Солнца в народном творчестве.
Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир
представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами.
Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе. Так пели о солнце в старинных народных песнях.
— Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Солнце ~ горячее, дарит нам тепло и свет.)
- Кого напоминает солнце в небе? (Птиц, летающих в небе.)
Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею или птицей-павой, ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, — яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста.
А сейчас, ребята, отгадайте загадки:
— Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые
косы. (Солнце.)
— Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой
девушкой? (Потому что солнце красивое.)
- Ребята, рассмотрите портрет молодой крестьянки в праздничной, нарядной
одежде, полюбуйтесь тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань
сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье. Сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе неподалеку от
города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко, утреннюю зарю,
или сказочную царевну.
Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей
проходящую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку.
«Матушка Красна Солнушка», — величала солнце русская народная песня. А
рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:
Светел месяц—
То хозяин во дому,
Красно солнышко —
То хозяюшка,
Часты звездочки —
Малы деточки.
Ш. Физкультминутка (русская народная игра «Солнце и месяц»).
Выбираются ведущие — два ребенка, которые повыше ростом. Один из них
будет солнцем, а другой — месяцем.
— Солнце греет, к нему все идут. Месяц — ясный, ночью светит, к нему
все идут.
(Ведущие берутся за руки, поднимают их, изображая ворота. Остальные
дети выстраиваются вереницей, кладут друг другу руки на плечи. Вереница
проходит через ворота.) При этом можно говорить какой-нибудь стишок или
напевать простую песенку:
Шла курочка,
Шла рябенькая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего,
Меньшого,
Среднего,
Большого.
Солнце и месяц пропускают вереницу, а последнего тихонько
спрашивают:
— К кому хочешь к солнцу или к месяцу?
Тот становится сбоку от солнца или месяца в соответствии со своим
выбором.
- Легенда о Царе - Солнце.
— От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки
русских людей — славяне стали представлять себе солнце могущественным
царем. В сказках рассказывали, что обитает Солнце на востоке, далеко за
морем, в тридевятом царстве, в тридесятом солнечном государстве. Все
необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и
серебряными деревьями, шелковой травой-муравой, жемчужными цветами и
ягодами. Вот что пели когда-то в старину о деревьях, травах и цветах, растущих в
волшебном саду:
У этой березы коренье булатное,
У этой березы кора позолочена,
У этой березы прутья серебряны,
На этих же прутьях листья камчатные.
Даже трава в саду росла необыкновенная:
Трава-мурава, трава шелкова.
На каждой на травинке по цветочку цветет,
На каждом на цветочке по жемчужинке висит.
Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце
Царь-Солнце восседает на золотом троне. Подле него стоят сестры Солнца —
Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает на колеснице
(повозке), запряженной двумя орлами с золотыми перьями. Золотые орлы летят
по небу, а Царь-Солнце освещает землю. Солнцева сестрица Утренняя Заря
выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает ее.
А теперь послушайте описание самого Царя-Солнца.
В три ряда его желты кудри завивалися,
Во первой-то раз завивались красным золотом,
Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,
А в третий раз завивались скатным жемчугом.
- Как вы, ребята, думаете, что же это такое — золотые, серебряные,
жемчужные кудри солнца? (Сверкающие солнечные лучи.)
- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской
крестьянки, фотографии других кокошников, найдите и покажите изображение
солнечной колесницы.
- Ребята, а сейчас рассмотрим фотографии народных вышивок.
Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными,
синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими
вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзора
кровати. На фотографии вверху страницы — два орла несут по белу свету
колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху — само Солнце. На
фотографии внизу справа — можно увидеть и сестер Солнца — Зарю
Утреннюю и Зарю Вечернюю. Вышивка упрощает форму изображений, но она
выразительна и отражает какую-либо, наиболее яркую, особенность образа.
Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу.
- Работа с индивидуальным иллюстративным материалом.
Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите
изображение орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.
IV. Итог занятия.
— Ребята, подумайте почему у орла две головы? (В старину люди думали,
что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами.)
— На что похожи перья на крыльях орла? (Они похожи на солнечные
лучи).
- Что означает изображение орла на гербе России? (Солнце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...
Конспект занятия на тему: «Детям об олимпийских играх» Образовательная область «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
практический материал...
Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие» в средней группе
Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; &l...
Конспект занятия в старшей группе "Герб и флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.
Данный конспект составлен на основе примерного тематического планирования по ознакомлению старших дошкольников с государственными символами России. Одной из задач занятия является формирование у ...
Конспект занятия в подготовительной группе "Государственный флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.
На данном занятии дошкольники продолжают знакомиться с историей флага нашей страны - России....